Развитие лексико-грамматического строя речи детей 5-6 лет
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto._nasekomye._sadovye_tsvety.docx | 13.52 КБ |
nash_gorod_moya_ulitsa.docx | 13.04 КБ |
professii.docx | 13.09 КБ |
ryby.docx | 13.3 КБ |
zhivotnyy_mir_vesnoy.docx | 12.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Лето. Насекомые. Садовые цветы»
Беседа:
Вспомнить с ребёнком последовательность времён года; уточнить, что после весны наступает лето, повторить летние месяцы; обсудить летние признаки, развлечения людей летом; сравнить, чем лето отличается от других времён года; в парке, в сквере или во дворе вместе с ребёнком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука; рассказать ребёнку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребёнка бережному отношению к природе; вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- Ответы на вопросы полным предложением:
Какие изменения происходят в природе летом?
Какие бывают дни летом?
Какое время года идёт перед летом, после него?
Назови летние месяца по порядку.
- Отгадывание загадок:
Не зверь, не птица, а нос как спица (комар)
Много мастеров срубили избу без углов (муравей)
Осенью в щель забьётся, а весной проснётся (муха)
- Кто как передвигается:
Муравей ползает, а бабочка… Гусеница ползает, а кузнечик… Бабочка летает, а улитка… Жук ползает, а стрекоза… Оса летает, а червяк… Улитка ползает, а пчела… Кузнечик прыгает, а комар… Таракан ползает, а пчела… Бабочка порхает, а муха…
- «Скажи со словами мой, моя»:
Роза, гвоздика, цветок, тюльпан, пион, нарцисс, гладиолус, клумба, ромашка, незабудка, василёк, колокольчик.
- Пальчиковая гимнастика:
Жарко солнышко пылало,
Млела знойная земля. (сжимают и разжимают пальцы)
Ночью туча набежала, (пальцами рисуют на столе тучу)
Ждали дождика поля, (сжимают и разжимают пальцы)
И колосья, и цветы, (загибают по одному пальцу)
Что весёлые дождинки
Звонко льются с высоты. (стучат по столу кончиками пальцев)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Наш город. Моя улица»
Беседа:
Рассказать ребёнку, как называется город, где он живёт, в честь кого назван город, чем он знаменит; рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города; обратить внимание на главную улицу города, какие на ней построены дома; во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры; объяснить ребёнку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет своё название, а каждый дом – свой номер; выучить с ребёнком свой домашний адрес.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Расскажи»:
Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребёнка)
- «Нарисуй»:
Нарисовать картину «Дом на моей улице»
- Дидактическая игра «1-5, много»:
Один дом, два дома…пять домов, много домов
Одна улица, две улицы…пять улиц, много улиц
Один город, два города…пять городов, много городов
- «Большой – маленький»: словообразование существительных с помощью суффиксов.
Дом – домик, домишко, домище
Город – городок, городишко, городище
Улица – улочка
- «Какие разные дома»: образование антонимов.
Дом большой – дом…
Дом высокий – дом…
Дом широкий – дом
Дом низкий – дом…
- Составление рассказа «Дорога в детский сад»
- Речевая подвижная игра (с импровизацией движений):
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Профессии»
Беседа:
Что такое профессии; для чего они нужны людям; где можно получить ту или иную профессию; какие профессии бывают.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Кто как называется?» Образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям, качествам, профессиям мужского и женского рода.
Учитель-учительница
Шахматист-шахматистка
Машинист-машинистка
Воспитатель-воспитательница
Уборщик-уборщица
Портной-портниха
- «Кто где работает?». Назвать место работы людей разных профессий: учитель, воспитатель, парикмахер, врач, медсестра, повар, пожарный и т.д.
- «Магазин». Предложите ребёнку выбрать нравящуюся ему профессию и выберите в магазине необходимые для неё инструменты и принадлежности.
- Пальчиковая гимнастика:
Что принёс нам почтальон?
(сжимают и разжимают пальцы)
С толстой сумкой ходит он.
(«шагают» пальцами по столу)
Перевод, журнал, газету
(загибают пальцы по одному)
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
- Составление рассказа о профессиях родителей по плану:
-кем и где работает мама и папа
-в чём заключается эта работа
- Прочитать стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» и Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Рыбы»
Беседа:
Рассказать ребёнку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? почему они могут дышать в воде?; рассмотреть с ребёнком иллюстрации рыб; прочитать и обсудить с ребёнком «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- Отгадать и объяснить загадки про рыб:
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и детей вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
- Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный. Объяснить ребёнку, кто такой рыболов и почему он так назван.
- Объяснить выражение: «Молчит как рыба».
- Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы?
Чем ловят рыбу?
Кто такие мальки?
- «Сосчитай рыбок»: согласование имён существительных с числительными.
Одна рыбка …- пять рыбок.
- «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чьё туловище?»:
У щуки голова - …, хвост - …, плавник - …, туловище - …
У ерша…
У лосося…
- «Выбери нужное действие»:
Рыбка к камню … (отплыла, подплыла)
Рыбка от берега … (переплыла, отплыла)
Рыбка всю реку … (вплыла, переплыла)
- Выучить стихотворение:
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
В банке – чистая вода, пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть, плавать,
Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Животный мир весной»
Беседа:
Поговорить с ребёнком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе; отметить эти изменения во время прогулки в парке; вспомнить названия перелётных птиц, которые прилетают к нам весной; рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки (ёж, медведь и барсук).
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Назови меня»:
Проговорить названия диких животных и их детёнышей, просыпающихся весной:
Медведь, медведица – медвежонок, медвежата
Ёж, ежиха – ежонок, ежата
Барсук, барсучиха – барсучонок, барсучата
- «Кто где живёт»:
Обсудить с ребёнком названия жилищ животных, где они проводят зимнее время.
- «Кто чем питается?»:
Рассказать ребёнку о любимых лакомствах ежа, медведя и барсука.
- «Сосчитай до 5»:
Один бурый медведь…
Один колючий ёж…
Один проворный барсук…
- «Сравни зверей»:
Сравнить диких животных по принципу больше - меньше, хищник – травоядный, у какого какой мех или шёрстка.
- «Расскажи о диком животном по плану»:
1.Назови животное.
2.Опиши его внешний вид.
3.Какую пользу оно приносит людям?
4.Как проводит зиму?
5.Какие запасы делает на зиму?
6.Как изменяется шубка животного в зависимости от времени года?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...
Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).
Коломенская Елена Владимировнаучитель-логопед ГБДОУ д/с № 76 Красносельского районаВ статье говорится об актуальности приёмов театрализации для развития всех речевых компонентов, неречевых психи...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...