Развитие лексико-грамматического строя речи детей 5-6 лет
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Полянская Анна Геннадиевна

Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи по средствам изучения лексических тем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx13.09 КБ
Файл zhivotnyy_mir_vesnoy.docx12.76 КБ
Файл produkty_pitaniya.docx13.33 КБ
Файл ryby.docx13.3 КБ
Файл nash_gorod_moya_ulitsa.docx13.04 КБ
Файл leto._nasekomye._sadovye_tsvety.docx13.52 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Профессии»

Беседа:

Что такое профессии; для чего они нужны людям; где можно получить ту или иную профессию; какие профессии бывают.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Кто как называется?» Образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям, качествам, профессиям мужского и женского рода.

Учитель-учительница

Шахматист-шахматистка

Машинист-машинистка

Воспитатель-воспитательница

Уборщик-уборщица

Портной-портниха

  • «Кто где работает?». Назвать место работы людей разных профессий: учитель, воспитатель, парикмахер, врач, медсестра, повар, пожарный и т.д.
  • «Магазин». Предложите ребёнку выбрать нравящуюся ему профессию и выберите в магазине необходимые для неё инструменты и принадлежности.
  • Пальчиковая гимнастика:

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают пальцы)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальцами по столу)

Перевод, журнал, газету

(загибают пальцы по одному)

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

  • Составление рассказа о профессиях родителей по плану:

-кем и где работает мама и папа

-в чём заключается эта работа

  • Прочитать стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» и Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Животный мир весной»

Беседа:

Поговорить с ребёнком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе; отметить эти изменения во время прогулки в парке; вспомнить названия перелётных птиц, которые прилетают к нам весной; рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки (ёж, медведь и барсук).

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Назови меня»:

Проговорить названия диких животных и их детёнышей, просыпающихся весной:

Медведь, медведица – медвежонок, медвежата

Ёж, ежиха – ежонок, ежата

Барсук, барсучиха – барсучонок, барсучата

  • «Кто где живёт»:

Обсудить с ребёнком названия жилищ животных, где они проводят зимнее время.

  • «Кто чем питается?»:

Рассказать ребёнку о любимых лакомствах ежа, медведя и барсука.

  • «Сосчитай до 5»:

Один бурый медведь…

Один колючий ёж…

Один проворный барсук…

  • «Сравни зверей»:

Сравнить диких животных по принципу больше - меньше, хищник – травоядный, у какого какой мех или шёрстка.

  • «Расскажи о диком животном по плану»:

1.Назови животное.

2.Опиши его внешний вид.

3.Какую пользу оно приносит людям?

4.Как проводит зиму?

5.Какие запасы делает на зиму?

6.Как изменяется шубка животного в зависимости от времени года?



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Продукты питания»

Беседа:

Для чего нужны продукты питания; из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранят (молочные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные).

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Что приготовить?» Образование относительных прилагательных от существительных.

Взрослый показывает ребёнку предметные картинки, на которых изображены: рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца. Ребёнок рассказывает, что он приготовит из своего продукта (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т.д.).

  • «Какое это блюдо?» Употребление предлога из.

Какой суп из…(фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей)?

Какая каша из…(пшена, геркулеса, манки…)

Какое варенье из…(яблок, сливы, абрикоса, малины…)?

Какой сок из…(моркови, груши, апельсина…)?

  • «Найди ошибку»

Я пеку чай и кипячу блины.

Я ем сок и пью суп.

Я жарю крем и взбиваю картошку.

Я варю котлеты и жарю суп.

Я пью торт и ем компот.

  • Речевая подвижная игра «Продукты». Взрослый читает рифмовку. Затем проговаривает её вместе с ребёнком,

сопровождая речь хлопками (на каждую строчку – четыре хлопка).

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!

  • Экскурсия в разные отделы магазина, закрепление их названий
  • Совместное с ребёнком приготовление блюда (образование приставочных глаголов: отрезать, порезать, сварить, пожарить и т.д.)


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Рыбы»

Беседа:

Рассказать ребёнку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? почему они могут дышать в воде?; рассмотреть с ребёнком иллюстрации рыб; прочитать и обсудить с ребёнком «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Отгадать и объяснить загадки про рыб:

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

У родителей и детей вся одежда из монеток.

Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

  • Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный. Объяснить ребёнку, кто такой рыболов и почему он так назван.
  • Объяснить выражение: «Молчит как рыба».
  • Ответить на вопросы:

Как называется суп из рыбы?

Чем ловят рыбу?

Кто такие мальки?

  • «Сосчитай рыбок»: согласование имён существительных с числительными.

Одна рыбка …- пять рыбок.

  • «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чьё туловище?»:

У щуки голова - …, хвост - …, плавник - …, туловище - …

У ерша…

У лосося…

  • «Выбери нужное действие»:

Рыбка к камню … (отплыла, подплыла)

Рыбка от берега … (переплыла, отплыла)

Рыбка всю реку … (вплыла, переплыла)

  • Выучить стихотворение:

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

В банке – чистая вода, пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть, плавать,

Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Наш город. Моя улица»

Беседа:

Рассказать ребёнку, как называется город, где он живёт, в честь кого назван город, чем он знаменит; рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города; обратить внимание на главную улицу города, какие на ней построены дома; во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры; объяснить ребёнку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет своё название, а каждый дом – свой номер; выучить с ребёнком свой домашний адрес.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Расскажи»:

Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребёнка)

  • «Нарисуй»:

Нарисовать картину «Дом на моей улице»

  • Дидактическая игра «1-5, много»:

Один дом, два дома…пять домов, много домов

Одна улица, две улицы…пять улиц, много улиц

Один город, два города…пять городов, много городов

  • «Большой – маленький»: словообразование существительных с помощью суффиксов.

Дом – домик, домишко, домище

Город – городок, городишко, городище

Улица – улочка

  • «Какие разные дома»: образование антонимов.

Дом большой – дом…

Дом высокий – дом…

Дом широкий – дом

Дом низкий – дом…

  • Составление рассказа «Дорога в детский сад»
  • Речевая подвижная игра (с импровизацией движений):

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Лето. Насекомые. Садовые цветы»

Беседа:

Вспомнить с ребёнком последовательность времён года; уточнить, что после весны наступает лето, повторить летние месяцы; обсудить летние признаки, развлечения людей летом; сравнить, чем лето отличается от других времён года; в парке, в сквере или во дворе вместе с ребёнком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука; рассказать ребёнку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребёнка бережному отношению к природе; вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Ответы на вопросы полным предложением:

Какие изменения происходят в природе летом?

Какие бывают дни летом?

Какое время года идёт перед летом, после него?

Назови летние месяца по порядку.

  • Отгадывание загадок:

Не зверь, не птица, а нос как спица (комар)

Много мастеров срубили избу без углов (муравей)

Осенью в щель забьётся, а весной проснётся (муха)

  • Кто как передвигается:

Муравей ползает, а бабочка… Гусеница ползает, а кузнечик… Бабочка летает, а улитка… Жук ползает, а стрекоза… Оса летает, а червяк… Улитка ползает, а пчела… Кузнечик прыгает, а комар… Таракан ползает, а пчела… Бабочка порхает, а муха…

  • «Скажи со словами мой, моя»:

Роза, гвоздика, цветок, тюльпан, пион, нарцисс, гладиолус, клумба, ромашка, незабудка, василёк, колокольчик.

  • Пальчиковая гимнастика:

Жарко солнышко пылало,

Млела знойная земля. (сжимают и разжимают пальцы)

Ночью туча набежала, (пальцами рисуют на столе тучу)

Ждали дождика поля, (сжимают и разжимают пальцы)

И колосья, и цветы, (загибают по одному пальцу)

Что весёлые дождинки

Звонко льются с высоты. (стучат по столу кончиками пальцев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей с ОНР посредством элементов театрализации (психогимнастики, пластических этюдов, пантомимы, элементов драматизации).

Коломенская Елена Владимировнаучитель-логопед  ГБДОУ д/с № 76 Красносельского районаВ статье говорится об актуальности приёмов театрализации для развития всех речевых компонентов, неречевых психи...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...