Игры со звуками и буквами.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Методические рекомендации для логопедов, воспитателей, родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_i_bukvy.docx | 222.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква А
Звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.
- Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
- показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
- что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
- самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
- Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
- Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...;
фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;
профессии: агроном, астроном, артист...;
имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
Взрослый объясняет ребенку правило:
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
- Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Звук и буква У
Звук [У] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.
- Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу...
поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ...
поезд удаляется: УУУУууууу...
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у...
- Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:
- имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;
- лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
- Знакомство с буквой У.
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке.
О. Гофман
- Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...). Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками).
Звук и буква О
Звук [О] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.
- Фонетические упражнения:
- Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...
- Произнести вслед за взрослым отрывисто:
Маша вздыхает: 0-0-0...
- Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.
- Взрослый предлагает ребенку назвать слова со звуком [О] в заданном месте:
В начале слова: осень, Оля, овощи, обруч, оса …
В середине слова: кот, дом, рот, нож …
В конце слова: пальто, перо, ведро …
- Знакомство с буквой О.
О ужасно удивилась:
Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!
Может, с нею мы родня?»
О. Гофман
- На что еще похожа буква О?
Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Звук и буква И
Звук [И] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.
- Фонетические упражнения:
Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).
- Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:
и, п, м, и, и, в, и...
- Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [И]:
Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
- Выучить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
- Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква И?
- Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине?
Звуки [М], [М']. Буква М
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком.
Звук [М']: согласный, мягкий, звонкий,
обозначением: зеленый кружок.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука.
- Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
- Дифференциация звуков [M] — [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...
- Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
- На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Звук и буква Ы
Звук [Ы] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.
- Фонетические упражнения:
- Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).
- Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...
- Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:
ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...;
ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...
- Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).
- Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман
- На что похожа буква Ы? Игры с буквой.
- Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Звук и буква Э
Звук [Э] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:
э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
- Повторить за взрослым серию слогов:
птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
- Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
- Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
- Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
- Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О.Гофман
- На что еще похожа буква Э?
- Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
Звуки [Н], [Н']. Буква Н
Звук [Н] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [Н] синим кружком.
Звук [Н']: согласный, мягкий, звонкий,
обозначением: зеленый кружок.
- Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
- Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
- Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.
- Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо.
- Назвать последний звук в словах:
стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...
- Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква Н?
Звуки [К], [К']. Буква К
Звук [К] — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
Звук [К'] – согласный, мягкий, глухой,
обозначением зеленым кружком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:
к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...
- Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.
- Найди лишнее слово в ряду:
— определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак;
рак, мак, каша, лук;
капуста, комар, рубашка, карусель;
— определив количество звуков [К] в словах:
кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.
- Повторить за взрослым слоговой ряд:
ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
- Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']):
капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
- Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква К?
Звуки [Г], [Г']. Буква Г
Звук [Г] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [Г'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:
м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.
- Повторить за взрослым серию слогов:
гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...
- Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):
гиря — гимназия — гигант — герой — гений.
- Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.
ГА: -зета, -раж, -мак...;
ГО: -лубь, -ры, -лод...;
ГИ: -ря, -гант...
- В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г']:
Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.
- Знакомство с буквой Г.
Букву Г я не боюсь.
Г — не злой, а добрый гусь.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква Г?
Звуки [Х], [Х']. Буква Х
Звук [Х] — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
Звук [Х'] – согласный, мягкий, глухой,
обозначением зеленым кружком.
- Повторить за взрослым серию слогов:
ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
- Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
- Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
- Дифференциация звуков [X] — [X']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
- Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).
- Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
- На что похожа буква X?
Звуки [П], [П']. Буква П
Звук [П] — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
Звук [П'] – согласный, мягкий, глухой,
обозначением зеленым кружком.
- Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
па-ап; по-...; ...ап-па; оп...
- Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?
Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...
- Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.
- Дифференциация звуков [П] —[П'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...
- Знакомство с буквой П.
По тропинке из ворот
Детский сад пошел в поход.
О. Гофман
- На что похожа буква П?
Звуки [Б], [Б']. Буква Б
Звук [Б] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [Б'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Договорить в словах последний слог:
БА: вер..., из..., ту..., тру..., стрель..., борь...;
БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...
- Дидактическое упражнение «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):
бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...
- Дифференциация звуков [Б] — [Б']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»:
б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...
- Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б']):
баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.
- Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.
- Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:
быть — бить, были — били, забыть — забить.
- Знакомство с буквой Б:
Б — большая бочка с краном,
Пьем из бочки утром рано.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Б?
Звуки [Т], [Т']. Буква Т
Звук [Т] — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
Звук [Т'] – согласный, мягкий, глухой,
обозначением зеленым кружком.
- Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково):
— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;
- Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)
- Договорить последний слог в словах:
ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...;
ТИ: пус..., мес..., вез..., пас...
- Взрослый предлагает ребенку: назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;
назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить...
- Дифференциация звуков [Т] — [Т']. Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']): самоле..., парашю..., гуля..., писа...
- Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах: тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.
- Знакомство с буквой Т.
Т трудилась целый день.
Забивала гвозди в пень.
О. Гофман
Звуки [Д], [Д']. Буква Д
Звук [Д] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [Д'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:
да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.
- Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;
ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
- Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).
- Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;
ДИ: -во, -ма, -на...
- Дифференциация звуков [Д] — [Д']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...
- Назвать первый звук в именах детей:
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
- Знакомство с буквой Д.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква Д?
Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф
Звук [Ф] — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
Звук [Ф'] – согласный, мягкий, глухой,
обозначением зеленым кружком.
- Повторить вслед за взрослым серию слогов:
фта-фто-фту-фты...; афта-афто-афту-афты...
- Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки.
Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.
На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.
Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.
На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф']»:
фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.
- Дифференциация звуков [Ф] — [Ф']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:
ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']). Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?
Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.
- Знакомство с буквой Ф.
Подбоченясь, пляшет лихо
Ф — большая щеголиха.
О. Гофман
Звуки [В], [В']. Буква В
Звук [В] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [В'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...
- Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [В] в слове. Сколько пальчиков загнули?
Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.
- Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?
Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ..., пышка — ..., голос — ..., корона — ...
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ва-вя, во-...; вя-ва, ви-...
- Разложить картинки на две стопки (в названиях предметов есть звук [В] и звук [В']).
Подобрать слова по первому слогу.
ВА: -ня, -за...; ВО: -рон, -лосы...; ВИ: -ка, -на...
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [B'].): ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.
- Знакомство с буквой В.
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В — велосипед.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква В?
Звуки [С], [С']. Буква С
Звук [С] — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
Звук [С'] – согласный, мягкий, глухой,
обозначением зеленым кружком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...
- Закончить слово слогами: СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...
- Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:
санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
- Заменить первый звук в слове на звук [С]:
мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — ..
- Дифференциация звуков [С] — [С’]. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]):
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
- Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С’]).
- Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
А. Ковшиков
- На что еще похожа буква С?
Звуки [З], [З']. Буква З
Звук [З] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [З'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Закончить слово слогами:
ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...;
ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...
- Подобрать слово к его началу:
ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.
- Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах:
музыка, козырек, пузырек; казаки, фазаны, вокзалы.
- Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [З’] в слове):
зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, резина.
- Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними предложения.
Кефир — зефир, пеленка — ...
- Дифференциация звуков [З] — [З']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи
- Назвать лишнее слово в ряду:
зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы.
- Знакомство с буквой З.
З загнулась, как змея,
Но ей не запугать меня.
В. Ковшиков
- На что еще похожа буква З?
Звук [Ц]. Буква Ц
Звук [Ц] — согласный, всегда твердый, глухой, обозначаем синим кружком.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в
ладошки, если услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
- Повторить за взрослым слоговой ряд: ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц...
- Закончить слово звуком [Ц]:
дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...
- Закончить слово слогом ЦА:
мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...
- Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,
пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...
- Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...
- Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.
- Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет. О. Гофман
Звуки [Ш] и [Ж]. Буквы Ш, Ж.
Звук [Ж] — согласный, всегда твердый,
звонкий.
Звук [Ш] – согласный, всегда твердый,
глухой.
- Повторить за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...
- Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба — .., мир — ., мало— ., пакет — ., билет — ., пучок — ., Веня — ..
- Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [ж а б а].
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-...
- Выучить скороговорки. Какие звуки часто в них слышатся?
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Шесть мышат в камышах шуршат.
- Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж]. На что похожи буквы?
- Взрослый объясняет ребенку правило и просит его запомнить
«ЖИ и ШИ пиши с буквой И».
Звуки [Ч] и [Щ]. Буквы Ч, Щ.
Звук [Ч] — согласный, всегда мягкий,
глухой.
Звук [Щ] – согласный, всегда мягкий,
глухой.
- Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):
гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...
- Знакомство с буквой Ч. На что еще похожа буква Ч?
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре. В. Ковшиков
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:
щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...
- Знакомство с буквой Щ. На что еще похожа буква Щ?
Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. В. Ковшиков
- Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):
мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.
- Повторить за взрослым слоговой ряд:
ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща.
- Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]), составить с каждым словом предложения:
товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...
- Выучить скороговорку:
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
- Ознакомление с правилом написания:
«ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА»
Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л.
Звук [Л] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [Л'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...
- Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?
Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.
- Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?
Клок — кок, плот — ..., слон — ..., клуб — ..., слова — ..., глаз — ...
- Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)
- Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...
- Выучить скороговорку:
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.
- Заменить первый звук в словах на звук [Л']. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:
Мёд — лёд, вес — ..., тюк — ..., пень — ..., печь — ..., песок — ..., вещь — ...
- Дифференциация звуков [Л] — [Л’]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:
л, ль, л, ль; ля, оль, ал...
- Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л’]):
ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.
- Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л']).
- Заменить звук [Л] на звук [Л'] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.
Лук — люк, угол — ..., пыл — ..., дал — ..., галка — ..., ел — ..., полка — ...
- Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л'].
Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.
- Знакомство с буквой Л.
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
О.Гофман
На что еще похожа буква Л?
- Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.
Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р.
Звук [Р] — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружком.
Звук [Р'] – согласный, мягкий, звонкий,
обозначением зеленым кружком.
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
pa-ар, ру-... ар-pa, ур-...
- Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).
- Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?): ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.
- Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?
Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ...
- После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились?
Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...
- Дифференциация звуков [Р] — [Р’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур, ирь-...
- Знакомство с буквой Р.
Буква Р — рука в кармане,
Буква Р — подарок маме.
О. Гофман
Игры со звуком [Й]. Буква Й.
Звук [Й] — согласный, всегда мягкий, звонкий.
- Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й]. Назвать слова со звуком [Й], состоящие:
из одного слога (май, ...),
из двух слогов (зайка, ...),
из трех слогов (троллейбус, ...),
из четырех слогов (балалайка, ...).
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):
майка, чайка, гайка, диван;
глупый, город, молодой, большой.
- Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?
Веселый, смелый, хороший...
- Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:
Чашка — чайка, лапка — ..., леска — ..., речка — ..., шапка — ..., мошка —...
- Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?
Майки — маки, рейки — ..., лайки — ..., сойки — ...
- Знакомство с буквой Й.
Вот Й краткое, взгляни-ка.
Три иголки, сверху нитка.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Й?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей.Игры со звуками и буквами.
Консультация для родителей«Игры со звуками и буквами». Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки...
Буклет для родителей "Игры со звуками и буквами"
Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....
Игровой практикум для детей и родителей "Игры со звуками и буквами"
Данное мероприятие поможет родителям понять необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками и буквами для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе, поможет о...
Консультация для родителей: "Игры со звуками и буквами"
Игры и упражнения, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа....
Тренинг для родителей «Игры со звуками и буквами»
Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – де...
Игровой игротренинг для родителей "Игры со звуками и буквами"
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, привлечь внимание родителей к подготовки ребенка к школе....