Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии
Особенности развития детей с нарушениями речевого развития. Характеристика 3 уровня речевого развития при ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4000 – 5000 слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитием речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Самый низкий уровень речевого развития у таких детей – 1-й. Самый высокий – 3-й.
Характеристика 3-го уровня речевого развития при ОНР.
У таких детей словарный запас составляет примерно 2,5—3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же имеются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.(;
- глаголов, выражающих уточненные действий (лакает, лижет, грызет, жует – все выражается словом «ест»);
- приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый и т.п.);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, земляничный и т.п.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ--ПОД, ИЗ--ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («платок лежит кармане», «мама взяла книгу от полки» и т.п.);
- согласовании различных частей речи («подошел к два коня», «заботился о ежика»;
- построении предложений («шел Петя грибы лес собирать», «почему ежик кололся, почему что девочка и плачет»).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие—глухие, а также С-Ш, З-Ж, Ть-Ч, Сь-Щ, Л-Р и т.п.;
- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик – датавотик, фотография – атагафия);
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию. Некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па и т.п.).
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельные высказывания по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормы говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Все указанные речевые особенности наблюдаются у детей 4,5—5 лет, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект.
Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
-- нарушены внимание и память;
-- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
-- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Нарушение памяти и внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только круги; хлопнуть в ладоши, когда будет названа одежда и т.п.
Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснении педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
Характерно, что нарушения памяти и внимания в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия 6-8 подарков на день рождение, чем 4-5 спрятанных на занятии игрушек.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляция звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
Словесно-логическое мышление детей с ОНР ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «зимой дома тепло, потому что нет снега».
Личностные особенности детей с ОНР заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонения от нормы у таких детей проявляются на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей часто встречаются ребята с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностя...
Выступление на городском методическом объединении на тему: « Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи»
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...