Если ваш ребенок «гнусавит»
консультация по логопедии
Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия - это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков. Является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._gnusavost_golosa_docx.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Если ваш ребенок «гнусавит»
В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков М, Мь, Н, Нь (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки :о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.
"Регулирует" прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - "маленький язычок" или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук А (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - "язычок" свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается "носовой" звук. Если же мышцы "язычка" напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как "повернуть" и выходить через рот - получается "ротовой" звук. Таким образом, при правильной, не "гнусавой" речи, мышцы "язычка" почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.
Если у ребенка существует некоторая слабость мышц "маленького язычка" (а возможно и всего речевого аппарата), то их можно укрепить с помощью специальных упражнений.
1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.
3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка". Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем - покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.
5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ему будет трудно ощутить утечку воздуха через нос. Используются несколько приемов контроля:
- приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;
- к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.
Упражнения хорошо делать по многу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз. Сразу после упражнений попросите ребенка повторить несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от него правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течение времени задания могут усложняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать , если ребенок "гнусавит"?
Уважаемые педагоги и родители ! Очень часто на логопункте я встречаю детей , у которых нет явных нарушений звукопроизношения, но при этом ,их речь имеет очень сильн...
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...
Если у ребёнка гнусавость.
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.Самыми расп...
"Гнусавость. Что делать, если ваш ребёнок гнусавит?"
В последние годы ко мне обращаются родители, особенно имеющие детей до 5 лет, с проблемой гнусавости.Гнусавость - это носовой оттенок голоса и искажённое произношение звуков речи, обуслов...
Шаги к здоровью ребенка. "Что делать, если у ребенка плоскостопие"
Что делать, если у ребенка плоскостопие...
Консультация "Если у ребенка нет друзей", ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
У вашего ребенка нет друзей? Конечно, это не может вас не тревожить. Дети должны учиться дружить с раннего возраста. Чем старше они становятся, тем труднее им заводить друзей....
Буклеты для родителей: "Если ваш ребенок агрессивный" "Если ваш ребенок гиперактивный" "Если ваш ребенок тревожный"
Как определить эмоциональный фон дошкольника? Специалист отвечает...