"Гнусавость. Что делать, если ваш ребёнок гнусавит?"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Козина Оксана Федоровна
   В последние годы ко мне обращаются родители, особенно имеющие детей до 5 лет, с проблемой гнусавости.
Гнусавость - это носовой оттенок голоса и искажённое произношение звуков речи, обусловленное особенностями прохождения звукообразующей воздушной струи внутри носовой и ротовой полостей.
                                 Различают: открытую и закрытую  гнусавость.
Открытая гнусавость наблюдается при дефектах твёрдого нёба, а также при дефектах и параличах мягкого нёба, когда значительная часть воздуха при произнесении звуков речи попадает в нос - голос приобретает резко носовой оттенок, речь становится невнятной
Закрытая гнусавость возникает вследствие затруднённого прохождения воздуха через нос при хроническом насморке, аденоидах, полипах в носу; при этом особенно нарушается произношение носовых звуков "м" и "н" - они звучат, как "б" и "д", голос становится глухим.
    Нередко гнусавость наблюдается и без всяких анатомических нарушений как результат закрепившегося навыка неправильного произношения слов, в частности при глухоте вследствие отсутствия слухового контроля
    В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков «М», « Мь», «Н», «Нь» (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки: о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.
    "Регулирует" прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - "маленький язычок" или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук «А» (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - "язычок" свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается "носовой" звук. Если же мышцы "язычка" напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как "повернуть" и выходить через рот - получается "ротовой" звук. Таким образом, при правильной, не "гнусавой" речи, мышцы "язычка", почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.
Гнусавость устраняют специальными логопедическими упражнениями. При анатомических нарушениях проводят предварительное лечение, часто хирургическое.
 На укрепление речевого аппарата, советую, следующие упражнения.
      Их хорошо делать помногу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз.
      Сразу после упражнений попросите ребенка повторить за вами несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от него правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течением времени задания могут усложняться.
1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.
3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор с носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка"). Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. 
o Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком.
o Затем - покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки.
o Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.
5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ему будет трудно ощутить утечку воздуха через нос. 
                                         Используются несколько приемов контроля:
приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;
к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnusavost._chto_delat.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гнусавость. Что делать, если Ваш ребенок гнусавит?

    В последние годы ко мне обращаются родители, особенно имеющие детей до 5 лет, с проблемой гнусавости.

Гнусавость - это носовой оттенок голоса и искажённое произношение звуков речи, обусловленное особенностями прохождения звукообразующей воздушной струи внутри носовой и ротовой полостей.
                                Различают: 
открытую и закрытую  гнусавость.

  • Открытая гнусавость наблюдается при дефектах твёрдого нёба, а также при дефектах и параличах мягкого нёба, когда значительная часть воздуха при произнесении звуков речи попадает в нос - голос приобретает резко носовой оттенок, речь становится невнятной
  • Закрытая гнусавость возникает вследствие затруднённого прохождения воздуха через нос при хроническом насморке, аденоидах, полипах в носу; при этом особенно нарушается произношение носовых звуков "м" и "н" - они звучат, как "б" и "д", голос становится глухим.

    Нередко гнусавость наблюдается и без всяких анатомических нарушений как результат закрепившегося навыка неправильного произношения слов, в частности при глухоте вследствие отсутствия слухового контроля

    В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков «М», « Мь», «Н», «Нь» (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки: о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.

    "Регулирует" прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - "маленький язычок" или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук «А» (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - "язычок" свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается "носовой" звук. Если же мышцы "язычка" напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как "повернуть" и выходить через рот - получается "ротовой" звук. Таким образом, при правильной, не "гнусавой" речи, мышцы "язычка", почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.

Гнусавость устраняют специальными логопедическими упражнениями. При анатомических нарушениях проводят предварительное лечение, часто хирургическое.

 На укрепление речевого аппарата, советую, следующие упражнения.

      Их хорошо делать помногу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз.
     Сразу после упражнений попросите ребенка повторить за вами несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от него правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течением времени задания могут усложняться.

  1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
  2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.
  3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
  4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор с носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка"). Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. 
  • Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком.
  •  Затем - покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки.
  • Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.
  1. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ему будет трудно ощутить утечку воздуха через нос. 

                                         Используются несколько приемов контроля:

  • приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через        нос зеркальце запотевает;
  • к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чего нельзя делать, если заболел ребёнок!!!

Наши малыши – нежные создания, которые требуют бережного отношения, особенно во время болезни. Чтобы в своем стремлении помочь маленькому, не навредить ему, изучите список малышовых хворей и связанных...

Что делать, если Ваш ребёнок заикается?

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, явл...

Консультация для родителей "Что делать, если у ребёнка плоскостопие"

Что делать, если у ребенка плоскостопие. Консультация для родителей....

Консультация «Что делать, если младший ребёнок обижает старшего?» Появление в семье ещё одного ребёнка — это огромный стресс не только для родителей, но и для старших детей. И если мы ещё в силах подготовить старшего ребёнка к появлению сиблинга (сиблинга

Консультация «Что делать, если младший ребёнок обижает старшего?» Появление в семье ещё одного ребёнка — это огромный стресс не только для родителей, но и для старших детей. И если мы ещё в силах по...