Консультация по обучению грамоте
консультация по логопедии

Бочагова Екатерина Алесандровна

Консультация для воспитателей

«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Учитель-логопед: Бочагова Е.А.

 

Цель: познакомить воспитателей  с системой игр и упражнений, основанных на  звуковом аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению чтению.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше,   В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых групп не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Анализ работы педагогов по обучению детей грамоте показал, что воспитатели большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». 

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • Появилсь много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;
  • Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
  • Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно чтобы ребенок:

  • Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опозновательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

 

Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные методики и технологии.

 Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

  • Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
  • Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
  • Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
  • Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
  • Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.
  • Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Учитель-логопед: Бочагова Е.А.

Цель: познакомить воспитателей  с системой игр и упражнений, основанных на  звуковом аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению чтению.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше,   В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых групп не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Анализ работы педагогов по обучению детей грамоте показал, что воспитатели большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». 

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • Появилсь много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;
  • Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
  • Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно чтобы ребенок:

  • Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опозновательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные методики и технологии.

 Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

  • Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
  • Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.
  • Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.
  • Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
  • Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.
  • Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

Консультация по обучению грамоте.

Консультация для педагогов работающих  с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация по обучению грамоте

Рассматриваются этапы по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте...

Консультация по обучению грамоте (для педагогов детских садов)

Работая в детском саду с детьми логопедических групп, в течение нескольких лет, использовали различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, мы провели для воспитателей района консультацию по эт...

Консультация «Методики обучения грамоте».

Консультация для педагогов и родителей...

Консультация по обучению грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии...