конспект открытого занятия "Шипелочка"
план-конспект занятия по логопедии
Конспект открытого подгруппового занятия по развитию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
Учитель-логопед: Бочагова Е.А.
Тема: «Шипелочка»
Цель: автоматизация звука [ш]: изолировано, в слогах, словах, предложениях и связной речи
Возраст: 4-5 лет, средняя группа
Задачи:
Виды задач | Интеграция образовательных областей |
1.1.Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]. 1.2.Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. 1.3. Совершенствовать фонематическое восприятие. 1.4. Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных в Р.п., ед.ч.; составление простых предложений. 1.5. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. |
Речевое развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие |
2.1. Выработать целенаправленную воздушную струю. 2.2. Развивать диалогическую речь. 2.3. Продолжать развивать память, мышление, внимание. 2.4. Развивать общую моторику. |
Речевое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие
|
3.1. Воспитывать у детей любовь к дикой природе и чувство сопереживания. 3.2. Способствовать воспитанию внимательного отношения друг к другу, умения слушать друг друга. |
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
|
Предварительная работа с детьми:
- Ежедневная артикуляционная гимнастика;
- Творческая работа по изготовлению дидактического пособия «Змея»;
- Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
- Постановка и автоматизация звука [ш];
- Выполнение домашнего задания;
- Игры и упражнения по формированию фонематических процессов;
- Заучивание четверостиший наизусть.
Предварительная работа логопеда:
- Подготовить интерьер весеннего леса: нарисовать плакат, изготовить берлогу ;
- Подготовить демонстративный и раздаточный материалы;
- Подобрать необходимую фонограмму музыки;
- Изготовить дидактическое пособие «Облако»;
- Приготовить корзину с подарками.
Словарная работа: по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные весной», «Одежда» - словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий.
Методические приёмы:
- Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материалов);
- Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- Игровые (использование сюрпризных моментов);
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование и материалы к ООД:
- Мягкие игрушки: Медвежонок и Змея;
- Атрибуты: стенгазета, деревья, берлога;
- Зеркало;
- Карточки для проведения артикуляционной гимнастики;
- Дидактическое пособие «Змея» по развитию целенаправленной воздушной струи;
- Фонограмма музыки;
- Дидактическое пособие «Облако»;
- Заламинированые картинки по автоматизации звука [ш];
- Большие пазлы - кочки;
- Магнитная доска;
- Д/и «Лабиринт» по автоматизации звука [ш] изолировано.
Структура ООД:
- «Введение» детей в проблемную ситуацию: рассказ истории с демонстрацией;
- Артикуляционная гимнастика у зеркала;
- Упражнение «Змея»;
- Игра «Хлопай не зевай!»;
- Логоритмическое упражнение прятки;
- Д/и «Нет кого, чего?»;
- Д/и «Закончи предложения по картинкам»;
- Чтение стихотворений наизусть;
- Д/и «Лабиринт»;
- Итог ООД с сюрпризным моментом.
Ход ООД:
Этапы ООД | Продо лжите льность | Задачи | Методы, приемы, формы | Ход |
1.Организационный этап (подготовка к ООД) | 2 мин. | 3.2 |
| Дети входят, их встречает учитель-логопед Уч.-логопед: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются Уч.-логопед: Дайте руку соседу справа, дайте руку соседу слева. Дружно за руки возьмёмся . И друг другу улыбнёмся. Дети выполняют действия
|
2.Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 3 мин. | 3.1 | Беседа
Инсценировка истории | Учитель-логопед: Сегодня я вам расскажу одну историю. Готовы внимательно слушать и смотреть? Ответы детей Учитель-логопед рассказывает историю с демонстрацией В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул из берлоги на улице по – прежнему светило весеннее солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка .
|
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации и знаний) | 2 мин. | 2.2 | Беседа Обобщение ответов детей Проблемный вопрос
| Уч.-логопед: Ребята, а вы можете Мишутку научить шипеть? Ответы детей Уч.-логопед: Чтобы научить Мишутку шипеть, с чего нам надо начать? Уч.-логопед слушает ответы детей и подводит их к правильному ответу: «Нужно много тренироваться» |
4.Этап решения проблемной ситуации | 15 мин. | 1.1
2.1
1.3
2.4 1.2
1.2 1.4 2.3 | Показ рисунка Показ правильного артикуляционного уклада
показ движений, устная инструкция
устная инструкция, рассказ истории
физические упражнения
Беседа Дидактическая игра (устная инструкция, индивидуальные указания, опорные картинки)
| Шуша приглашает нас к зеркалу. Будем тренировать язычок Артикуляционная гимнастика у зеркала «Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! «Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). «Лошадка» Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)! Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. «С язычком мы поиграли! Давайте научим Мишутку правильно дышать». Упражнение для выработки воздушной струи «Змея» Уч.-логопед предлагает подуть в трубочку, при этом следит за правильным носовым вдохом, не поднимая плечи, не надувая щек, и правильной сильной целенаправленной воздушной струей через рот. «Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. А теперь научим Мишутку слышать звук [ш] в словах». Игра «Хлопай не зевай!» Уч.-логопед: Как только услышите звук [ш] в словах, сразу хлопайте в ладоши. Слова: шишка, аист, рубашка, стол, шуба, шторы, шаг. А теперь с вами поиграют наши гости ( называют по одному слову). «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею играть с детьми в прятки. Давай вместе поиграем!» Логоритмическое упражнение «Прятки» Уч.-логопед: Наши друзья будут прятаться. Если выходит Шуша, мы изображаем змею и вместе с ней шипим: ШШШШШШШШШШ. А если выходит Мишутка, мы показываем как он топает и вместе с ним произносим слоги: ША-ШО-ШУ. (все движения и речь под музыку). «Кажется, начинается дождь .Давайте спрячемся на кочках.» Дети выполняют действия Уч.-логопед: Туча прилетела вместе с нами, и на капельках нарисованы картинки. Назовите их. Дети называют слова Дидактическая игра «Нет кого, чего» «Поиграем с капельками. Если капельку повернуть, нет чего? (кого?)» Уч-логопед: Мишутка, наши ребята умеют строить предложения с использованием картинок. Дидактическая игра «Закончи предложения по картинкам» Повтори предложение целиком, четко проговаривая звук [ш]. Папа едет на машине. У Миши новая шапка. Даша нашла шишку. Мама помогает бабушке. |
5.Этап закрепления знания в играх | 3 мин. | 2.2 2.3 1.2 | Беседа Обобщение ответов Чтение стихотворений | Уч.-логопед: Ну что, ребята! Научили мы Мишутку шипеть? Что мы с вами для этого сделали? Ответы детей Уч.-логопед: Правильно!Молодцы! «Спасибо Вам! Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С вами очень интересно играть. Ребята, а вы знаете какие-нибудь стишки? Расскажите нам с Шушей, а мы послушаем». Дети рассказывают стихотворения Шубка. Тёплую шубку Наденем на Мишутку. В шубке малышка Как медвежонок Мишка! И. Лопухина. Шишки у Мишки Бросил палку кверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка — хлоп по голове. Стало шишек сразу две. Е. Петрищева. Мишутка Сшил мишутка Шубки мышкам, Чтоб не зябли Мышки слишком. «Спасибо вам!» - сказал Мишутка и Шуша. |
6.Рефлексивный этап (подведение итогов ООД, самооценка детей) | 3 мин. | 1.5 | Беседа Вопросы Обобщение ответов Сюрпризный момент | Наступил вечер…«Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке. Логопед и дети садятся на стульчики Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш . Уч.-логопед: Какой мы сегодня звук учили произносить Мишутку? «Спасибо ребята, в благодарность за ваше старание я угощу вас конфетами».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_2018.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового занятия по развитию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
Учитель-логопед: Бочагова Е.А.
Тема: «Шипелочка»
Цель: автоматизация звука [ш]: изолировано, в слогах, словах, предложениях и связной речи
Возраст: 4-5 лет, средняя группа
Задачи:
Виды задач | Интеграция образовательных областей |
1.1.Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]. 1.2.Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. 1.3. Совершенствовать фонематическое восприятие. 1.4. Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных в Р.п., ед.ч.; составление простых предложений. 1.5. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. | Речевое развитие Речевое развитие Речевое развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
2.1. Выработать целенаправленную воздушную струю. 2.2. Развивать диалогическую речь. 2.3. Продолжать развивать память, мышление, внимание. 2.4. Развивать общую моторику. | Речевое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие |
3.1. Воспитывать у детей любовь к дикой природе и чувство сопереживания. 3.2. Способствовать воспитанию внимательного отношения друг к другу, умения слушать друг друга. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие |
Предварительная работа с детьми:
- Ежедневная артикуляционная гимнастика;
- Творческая работа по изготовлению дидактического пособия «Змея»;
- Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
- Постановка и автоматизация звука [ш];
- Выполнение домашнего задания;
- Игры и упражнения по формированию фонематических процессов;
- Заучивание четверостиший наизусть.
Предварительная работа логопеда:
- Подготовить интерьер весеннего леса: нарисовать плакат, изготовить берлогу ;
- Подготовить демонстративный и раздаточный материалы;
- Подобрать необходимую фонограмму музыки;
- Изготовить дидактическое пособие «Облако»;
- Приготовить корзину с подарками.
Словарная работа: по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные весной», «Одежда» - словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий.
Методические приёмы:
- Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материалов);
- Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- Игровые (использование сюрпризных моментов);
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование и материалы к ООД:
- Мягкие игрушки: Медвежонок и Змея;
- Атрибуты: стенгазета, деревья, берлога;
- Зеркало;
- Карточки для проведения артикуляционной гимнастики;
- Дидактическое пособие «Змея» по развитию целенаправленной воздушной струи;
- Фонограмма музыки;
- Дидактическое пособие «Облако»;
- Заламинированые картинки по автоматизации звука [ш];
- Большие пазлы - кочки;
- Магнитная доска;
- Д/и «Лабиринт» по автоматизации звука [ш] изолировано.
Структура ООД:
- «Введение» детей в проблемную ситуацию: рассказ истории с демонстрацией;
- Артикуляционная гимнастика у зеркала;
- Упражнение «Змея»;
- Игра «Хлопай не зевай!»;
- Логоритмическое упражнение прятки;
- Д/и «Нет кого, чего?»;
- Д/и «Закончи предложения по картинкам»;
- Чтение стихотворений наизусть;
- Д/и «Лабиринт»;
- Итог ООД с сюрпризным моментом.
Ход ООД:
Этапы ООД | Продо лжите льность | Задачи | Методы, приемы, формы | Ход |
1.Организационный этап (подготовка к ООД) | 2 мин. | 3.2 | Дети входят, их встречает учитель-логопед Уч.-логопед: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются Уч.-логопед: Дайте руку соседу справа, дайте руку соседу слева. Дружно за руки возьмёмся . И друг другу улыбнёмся. Дети выполняют действия | |
2.Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 3 мин. | 3.1 | Беседа Инсценировка истории | Учитель-логопед: Сегодня я вам расскажу одну историю. Готовы внимательно слушать и смотреть? Ответы детей Учитель-логопед рассказывает историю с демонстрацией В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул из берлоги на улице по – прежнему светило весеннее солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка . |
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации и знаний) | 2 мин. | 2.2 | Беседа Обобщение ответов детей Проблемный вопрос | Уч.-логопед: Ребята, а вы можете Мишутку научить шипеть? Ответы детей Уч.-логопед: Чтобы научить Мишутку шипеть, с чего нам надо начать? Уч.-логопед слушает ответы детей и подводит их к правильному ответу: «Нужно много тренироваться» |
4.Этап решения проблемной ситуации | 15 мин. | 1.1 2.1 1.3 2.4 1.2 1.2 1.4 2.3 | Показ рисунка Показ правильного артикуляционного уклада показ движений, устная инструкция устная инструкция, рассказ истории физические упражнения Беседа Дидактическая игра (устная инструкция, индивидуальные указания, опорные картинки) | Шуша приглашает нас к зеркалу. Будем тренировать язычок Артикуляционная гимнастика у зеркала «Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! «Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). «Лошадка» Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)! Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. «С язычком мы поиграли! Давайте научим Мишутку правильно дышать». Упражнение для выработки воздушной струи «Змея» Уч.-логопед предлагает подуть в трубочку, при этом следит за правильным носовым вдохом, не поднимая плечи, не надувая щек, и правильной сильной целенаправленной воздушной струей через рот. «Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. А теперь научим Мишутку слышать звук [ш] в словах». Игра «Хлопай не зевай!» Уч.-логопед: Как только услышите звук [ш] в словах, сразу хлопайте в ладоши. Слова: шишка, аист, рубашка, стол, шуба, шторы, шаг. А теперь с вами поиграют наши гости ( называют по одному слову). «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею играть с детьми в прятки. Давай вместе поиграем!» Логоритмическое упражнение «Прятки» Уч.-логопед: Наши друзья будут прятаться. Если выходит Шуша, мы изображаем змею и вместе с ней шипим: ШШШШШШШШШШ. А если выходит Мишутка, мы показываем как он топает и вместе с ним произносим слоги: ША-ШО-ШУ. (все движения и речь под музыку). «Кажется, начинается дождь .Давайте спрячемся на кочках.» Дети выполняют действия Уч.-логопед: Туча прилетела вместе с нами, и на капельках нарисованы картинки. Назовите их. Дети называют слова Дидактическая игра «Нет кого, чего» «Поиграем с капельками. Если капельку повернуть, нет чего? (кого?)» Уч-логопед: Мишутка, наши ребята умеют строить предложения с использованием картинок. Дидактическая игра «Закончи предложения по картинкам» Повтори предложение целиком, четко проговаривая звук [ш]. Папа едет на машине. У Миши новая шапка. Даша нашла шишку. Мама помогает бабушке. |
5.Этап закрепления знания в играх | 3 мин. | 2.2 2.3 1.2 | Беседа Обобщение ответов Чтение стихотворений | Уч.-логопед: Ну что, ребята! Научили мы Мишутку шипеть? Что мы с вами для этого сделали? Ответы детей Уч.-логопед: Правильно!Молодцы! «Спасибо Вам! Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С вами очень интересно играть. Ребята, а вы знаете какие-нибудь стишки? Расскажите нам с Шушей, а мы послушаем». Дети рассказывают стихотворения Шубка. Тёплую шубку Наденем на Мишутку. В шубке малышка Как медвежонок Мишка! И. Лопухина. Шишки у Мишки Бросил палку кверху Мишка. — Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка — хлоп по голове. Стало шишек сразу две. Е. Петрищева. Мишутка Сшил мишутка Шубки мышкам, Чтоб не зябли Мышки слишком. «Спасибо вам!» - сказал Мишутка и Шуша. |
6.Рефлексивный этап (подведение итогов ООД, самооценка детей) | 3 мин. | 1.5 | Беседа Вопросы Обобщение ответов Сюрпризный момент | Наступил вечер…«Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке. Логопед и дети садятся на стульчики Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш . Уч.-логопед: Какой мы сегодня звук учили произносить Мишутку? «Спасибо ребята, в благодарность за ваше старание я угощу вас конфетами». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"
Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....
Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).
Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...