Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет.
учебно-методический материал по логопедии
Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционные упражнения | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, что обуславливает востребованность в психолого-педагогическом сопровождении всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В детский сад поступают дети с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи). Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, страхи;
- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере.
Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Программа предусматривает развитие кооперативной деятельности детей, сотрудничества, развитие волевых процессов, развитие самосознания.
Занятие состоит из 3-х этапов.
1 этап - Разминка. На данном этапе педагог приветствует детей. Рассказывает, что им сегодня предстоит. Спрашивает о настроении, самочувствии.
2 этап – Основная часть. Этот этап сопровождается беседами, играми и упражнениями, которые обеспечивают развитие коммуникативных навыков.
3 этап – Заключительная часть. Педагог подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого участника за его заслуги.
Игры - задания для детей 4-5 лет.
Тема: «Моё имя»
Ритуал начала занятия: «Ромашка». Детям предлагается раскрасить лепесток цветка в соответствии со своим настроением. (Зеленый - «спокойный», желтый - «радостный», красный - «возбужденный», коричневый - «расстроенный», серый - «равнодушный».) После чего дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу («дарят улыбку»).
Игра «Паровозик с именем». Паровозик у нас будет необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» - и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.)
Итак, мы приехали в сказочную Страну Имен (появляются две куклы). Перед вами жители этой страны. Они хотят с вами познакомиться. Они назовут вам свои имена, а мы назовем им свои.
Упражнение «Как можно называть человека по имени». Варианты начала.
1. Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво — Сашка, Мишка. На них так было неприятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга.
2. Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще?
3. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называют мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя... означает... Но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка...). Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка... (Спросить детей их варианты.) Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно -Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому — Ольга.
А меня зовут: Инна Георгиевна. Почему меня так зовут? Как имя вашего папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие интересные имена у наших ребят.
4. А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему же вы так называете друг друга?
Как вы называете Диму? Как считает Дима, это хорошее или плохое прозвище? Как думают об этом дети? Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.
«Как можно назвать твоих маму, папу, дедушку и бабушку».
Каждый день тебя окружают близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они все очень разные. У каждого есть свои имена. Каждый день ты с ними общаешься, разговариваешь. И давай с тобой вспомним, как ты называешь своих маму, папу, бабушку, дедушку.
— Ты любишь их? Почему? (Потому, что они добрые, ласковые, заботятся обо мне.)
— А что делает твоя мама? (Гладит белье, моет посуду, готовит еду...)
— Значит, какая твоя мама? (Трудолюбивая, заботливая.)
— А как ты обычно называешь свою маму? (Мама, мамочка, мамуля.)
— А как ты называешь своего папу? (Папа, папуля, папуленька.)
— А как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Лена, Леночка, дочка.)
— А когда к твоей маме приходят подруги, знакомые, как они ее называют? (Лена, Ленок.)
— А почему, как ты думаешь? (Потому, что они очень давно дружат.)
— А как зовут твоего папу? (Саша.)
— А как ты его называешь? (Папа, папочка.)
— А мама? (Саша, дорогой.)
— А бабушка с дедушкой? (Сынок, Сашенька.)
— Как зовут твоих бабушку и дедушку? (Баба Аня, дедушка Ваня.)
— А как называют твои родители? (Мама, папа.)
— А когда ты гуляешь с бабушкой или с дедушкой, и к вам подошла соседка — как она называет твоих бабушку и дедушку? (Анна Сергеевна, Иван Петрович.)
— А почему? А как ты думаешь? (Потому что они уже пожилые,
старенькие, они старше, их нужно уважать.
— А если твои бабушка и дедушка заболеют, как ты их будешь называть? (Дорогие, любимые.)
Упражнение «Потерялся ребенок».
Итак, мы с вами гуляли по лесу, слушали пение птиц, собирали ягоды и грибы. Но вдруг один из вас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!» «Потерявшегося» мы поставим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал. А звать будет тот, до кого я дотронусь.
"Саша, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки закрывай, не робей.
Кто зовет тебя — узнай поскорей."
Психолог. Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. Сейчас мы оформим личную визитную карточку. Здесь должны быть написаны имя, фамилия и что-нибудь важное о вас (при помощи психолога). Красиво раскрасьте или нарисуйте рисунок. Например: Аня Соловьева, девочка из группы «Гномик» Визитку можно украсить узорами по краю листа.
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Тема: «Моя семья»
Ритуал начала занятия: «Ромашка». Детям предлагается раскрасить лепесток цветка в соответствии со своим настроением. (Зеленый - «спокойный», желтый - «радостный», красный - «возбужденный», коричневый - «расстроенный», серый - «равнодушный».) После чего дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу («дарят улыбку»).
Этюд «Утреннее фото».
Встань, как только солнце встанет, Потянуть руки вверх
И тихонечко к окошку, руку луч к тебе протянет, Протянуть руки вперед.
Ты подставь скорей ладошку, Подставить ладошки солнышку.
Пусть тебя увидит мама Провести ладонями по лицу,
И умытым, и обутым. Наклониться и дотронуться до обуви.
Все прибрав иди к ней прямо Повторить вместе с педагогом:
И скажи ей «С добрым утром!» «С добрым утром».
А потом с улыбкой, с песней широко развести руки в стороны;
Выйди к травам, людям, птицам… шагать на месте.
И веселым, интересным Улыбнуться друг другу,
День твой должен получиться! Взяться за руки.
Беседа «Что такое семья?».
Дети рассматривают фотовыставку. Ведущий спрашивает, чем похожи все фотографии и открытки? Дети отвечают, что на всех фотографиях и открытках изображены семьи. Затем ведущий спрашивает, как они догадались. В ходе беседы делается вывод о том, что в семье есть родители и дети. Ведущий спрашивает, можно ли отнести в семью бабушек и дедушек?
Делается вывод о том, что бабушки и дедушки - это родители родителей. Ведущий предлагает детям рассказать о своей семье.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Пальцы сжаты в кулак. При чтении потешки из кулака следует поочередно разжимать пальцы (при необходимости индивидуальная помощь детям с ЗПР)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка, Поочередное разжимание пальцев из кулачка.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья В финале надо энергично несколько раз сжатьруку в кулак.
Ведущий раздает детям карточки с изображением людей разного возраста. Нужно разложить их от самого молодого до самого старого.
Детям с нормой интеллекта предлагается 5 возрастных периодов (младенец, дошкольник, школьник, мужчина, старик), а ребенку с ЗПР предлагаем три возрастных периода.
Дети раскладывают. Ведущий спрашивает, к какому возрасту и к какой картинке они могут себя отнести в настоящий момент; что было раньше; что будет потом.
Игра «Назови ласково».
Дети встают в круг. Ведущий, кидая мяч одному из детей, называет члена семьи, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать его ласково. ( Мама, папа, дед, баба, брат, сестра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психомоторного развития детей с дигнозом "Общее недоразвитие речи"
В данной статье представлены особенности психомоторного развития детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"; определены особенности физического воспитания дошкольников с данным диагнозом ....
Занимательные упражнения "Образовательной кинесиологии" в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается вопрос развития заинтересованности и речевой активности детей с общим недоразвитием речи при помощи увлекательных упражнений "Образовательной кинесиологии" ....
Учебно-методическое пособие "Подборка игровых заданий для освоения математических представлений через художественную литературу детьми с общим недоразвитием речи"
В пособии представлены картинки математического содержания по русским народным сказкам; предлагаются вопросы и задания к данным картинкам....
Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи с 4 до 7 лет).
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
quot;Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "...