Занимательные упражнения "Образовательной кинесиологии" в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме

В статье раскрывается вопрос развития заинтересованности и речевой активности детей с общим недоразвитием речи при помощи увлекательных упражнений "Образовательной кинесиологии" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_uprazhneniya.docx704.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения

«образовательной кинесиологии»

в работе с детьми

 с общим недоразвитием речи.

Подготовила:  учитель – логопед

Почетный         работник общего образования

Архипова Г.Г.

Москва 2013г.

Опыт работы с детьми с ОНР поставил вопрос о поисках новых путей в формировании слаженности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов в процессе подготовки обучению грамоте. Для снятия разбалансированности речеслухового и речедвигательного векторов развития мы постарались заинтересовать детей увлекательными упражнениями «образовательной  кинесиологии».

 Основателями образовательной кинесиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Слово «кинесиология» происходит от греческого «кинесис» - движение. Образовательная кинесиология – это комплекс разнообразных физических упражнений, которые воздействуют на головной мозг, оптимизируют его деятельность и заставляют оба полушария работать одновременно и согласованно.

Для развития заинтересованности и речевой активности детей мы снабдили уже известные упражнения «кинесиологии» рифмованными строчками и сигнальными карточками.

Все двигательные упражнения вкрапливались в канву логопедических занятий и  непосредственно образовательную деятельность детей с ОНР на протяжении всего курса обучения.

Некоторые из них приведем в этой работе.

Все упражнения образовательной кинесиологии или «гимнастики мозга» распределяются на 4 основные группы.

I.  Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм, лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга.

Упражнение «Ленивые восьмерки».

Упражнение выполняется стоя, левой и правой рукой попеременно.

Содержание упражнения:

Ребенок вытягивает вперед руку с поднятым большим пальцем и как бы рисует в воздухе лежащую восьмерку (можно нарисовать на доске или показать сигнальную карточку). Направление движения пальца начинается из центра восьмерки вверх.

Синхронно с движением пальца сначала правой, а потом левой руки, дети произносят рифмованные строчки:

                                         «Восьмерка не хочет стоять,

Восьмерка решила поспать,

Ну что ж, отдохни же немножко

Ленивая циферка – крошка!»

Упражнение  «Щечка, лобик, шарики».

Детям показывается сигнальная карточка, на которой изображен воздушный шарик.

Содержание упражнения:

Ребенок  надувает щечки и одновременно указательным пальцем правой руки касается правой надутой щеки, а левым указательным пальцем касается лба. Затем положение рук меняется местами.

Усложнение игры.  Дети делятся на 2 команды. Первая команда выполняет упражнение, вторая – читает стихотворные строки. Потом команды меняются ролями.

«Щечка, лобик,              

Щечка, лобик,

Шар надули,

  Шарик сдули».

II. Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.

Упражнение «Ежик»

Для этого упражнение изготавливается коврик размером 1м х 80см. По углам коврика наклеиваются изображения 4 грибов из цветной бумаги красного, синего, зеленого и желтого цвета размером с детскую ступню.

Содержание игры:

Подгруппа детей (5 – 6) встают друг за другом и идут вокруг коврика, произнося стихотворение:

«По дорожке ежик шел,

И грибочки он нашел,

Раз грибок, два грибок.

Собирай, колючий бок!

Аккуратно ты ходи,

В лужицу не наступи!»

Дети по очереди выполняют инструкцию логопеда:

- Правая нога – красный грибок, 

- Левая нога – синий грибок,

- Правая рука – желтый грибок,

- Левая рука – зеленый грибок.

После выполнения упражнения ребенок должен спрыгнуть с грибочков, не наступив в «лужицу» (коврик).

Дети поочередно выполняют различные варианты упражнения с переменой разных цветов грибков.

III. Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

Упражнение «Умные ушки» (сигнальная карточка – « ушко»)

Содержание упражнения:

Массирование мочек ушей большим и указательным пальчиками. Большой палец располагается с тыльной стороны мочки уха, указательный – спереди. Дети массируют мочки ушек, произнося строчки:

«Наши ушки на макушке,

Наши верные подружки.

Пальчики мы к ушкам ставим,

Аккуратно растираем».

Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию.

Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия, что важно в работе с детьми с фонематическим и особенно с общим недоразвитием речи.

IV. Четвертая группа упражнений – это упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, стабилизируют и ритмируют  нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

Упражнение «Цапля». (сигнальная карточка – «цапля»)

Упражнение направлено на координацию движений.

Содержание упражнения:

Дети попеременно стоят на левой и правой ногах, вытянув в стороны руки, проговаривая слова:

«Очень трудно так стоять,    

Ножку на пол не пускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться».

Каждое  из упражнений «образовательной кинесиологии» выполняется по 1-2 минуты. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании.

Надеемся, что наш опыт использования творческого потенциала упражнений «образовательной кинесиологии» с детьми с нарушениями речи заинтересует логопедов, воспитателей и родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...


 

Комментарии