Перспективное тематическое планирование
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шай Елена Анатольевна

Перспективное тематическое планирование логопедической работы по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

(первый или второй год обучения)

 

Первый период обучения

/вторая половина сентября, октябрь, ноябрь/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование логопедической работы по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(первый или второй год обучения)

Первый период обучения

/вторая половина сентября, октябрь, ноябрь/

«Части тела человека»

Знание названий частей тела человека, выполняемых ими функций. Основное внимание на части головы: нос, уши, глаза, рот – зубы, язык, нёбо, губы, щёки, их роль в образовании речи.

  • Употребление и согласование названий частей тела с числительными: один, одна, одно, два, две, много.
  • Согласование наречий: лево, левая, левое, левый, право, правая, правое, правый с названием частей тела.

«Цвета и их оттенки»

Употребление названий оттенков цветов: красный (алый, бордовый, малиновый, вишнёвый, пурпурный), синий (голубой, бирюзовый), зелёный (болотный, изумрудный); употребление названий цветов и оттенков со словами: светло-, тёмно-; употребление названий смешанных цветов: серо-голубой, красно-оранжевый и т. д.

  • Согласование прилагательных (цвета их оттенки) с существительными.
  • Согласование числительных с прилагательными и существительными.

«Устная и письменная речь»

Знакомство с понятием устной и письменной речи как средство общения. Необходимость, значение, возникновение, средство устной и письменной речи. Умение определять и приводить примеры устной и письменной речи.

  • Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

«Ранняя осень»

Знание названий осенних месяцев и их последовательности. Понимание понятия -   период осени. Знание примет данного периода осени, умение сравнивать его с осенью.

  • Употребление сравнительной степени прилагательных: холоднее, дождливее и т. д.
  • Образование прилагательных от существительных: дождь – дождливый, облако – облачный и т. д.

«Ягоды»

Знать названия, определять по виду, уметь сравнивать садовые и лесные ягоды: клюква, брусника, голубика, ежевика, черника, костяника, рябина, клубника, смородина, малина и т. д.

  • Подбор качественных прилагательных в описании ягод.
  • Образование употребление прилагательных от существительных: клубника – клубничный, земляника – земляничный и т. д.
  • Согласование прилагательных с существительными (клубничный сок, клубничная начинка, клубничное варенье, клубничные конфеты).

«Грибы»

Знание названий, умение определять и дифференцировать съедобные и несъедобные грибы. Поведение в лесу.

  • Образование названий грибов, умение анализировать происхождение названий (мухомор – мух морит, подосиновик – под осиной и т. д.).
  • Продолжать учить образовывать и употреблять качественные и относительные прилагательные.
  • Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени.

«Золотая осень»

«Деревья и кусты»

 Закрепить название осенних месяцев и периодов, последовательность времён года. Закрепить названия деревьев и кустов нашего леса, умение различать их по стволу, кроне, листьям и плодам (липа, тополь, осина, берёза, ива, рябина, клён, дуб, сосна, ель, лиственница).Дифференциация хвойных и лиственных деревьев. Знание частей деревьев и кустов (корни, ствол, ветви, листья, плоды, крона). Дифференциация кустов и деревьев.

  • Понимание и употребление в речи предлогов и предложных конструкций: ДО, ПОСЛЕ, ПРЕД, ЗА, ЗАТЕМ; ДО ТОГО КАК; ПОСЛЕ ТОГО КАК.
  • Умение образовывать прилагательные от названий деревьев и согласовывать их с существительным (корни, дерево, крона, ствол, ветви): сосна – сосновый ствол, сосновая крона (шишка), сосновые ветви (корни), сосновое дерево.
  • Согласование числительных с существительными (одна берёза, две берёзы, пять берёз).
  • Познакомить детей со способами словообразования (листопад).

«Овощи и фрукты»

Знание названий, умение различать и узнавать овощи: чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, виды капусты, перец и т. д.; фрукты: киви, ананас, хурма, банан и т. д. Знание названий некоторых фруктовых деревьев. Знание способов сбора овощей (срезают, выкапывают, срывают, выдёргивают).

  • Продолжать работу по обучению по согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных прилагательных в речи.
  • Употребление качественных прилагательных сравнительной степени (сладкий, слаще, самый сладкий).

«Труд колхозников (фермеров) осенью»

«Хлеб»

Профессии людей работающих в сельском хозяйстве (животновод, овощевод, хлебороб, механизатор, агроном). Название сельскохозяйственной техники и профессий людей (комбайн – комбайнёр, трактор-тракторист, сеялка, грузовик – шофёр). Основной труд осенью: сбор урожая, подготовка к новой посевной. Хлеб и хлебобулочные изделия.

  • Уточнить понимание детьми значений глаголов (капают, выкапывают, дёргают, выдёргивают, срезают, срывают, окапывают, подкармливают, подвязывают и т. п.)
  • Совершенствовать навык словообразования.

«Сезонная одежда»

Умение дифференцировать верхнюю одежду по сезонам. Знание названий различной одежды. Дифференциация одежды по назначению. Отношение к одежде и уход за ней.

  • Образование существительных со значением ПОЛУ- (полушубок, полусапожки, полуботинки, полупальто).
  • Правильное употребление существительных в единственном и множественном числе, склонение по падежам.
  • Правильное употребление глаголов (одеть, надеть).
  • Образование относительных прилагательных.

«Перелётные птицы»

Знание названий и умение узнавать на картинках птиц: утки, гуси, ласточки, грачи, скворцы, цапли, лебеди и т. д. Закрепить названия частей тела птиц. Сходство и отличия водоплавающих и сухопутных птиц. Знание и понимание причин перелёта птиц. Значение птиц в природе и для человека. Употребление и знание значения слов: стая, клин, вожак.

  • Образование и употребление причастий: летящие, кричащие, улетающие, водоплавающие, зимующие и т. д.
  • Согласование причастий с существительными.
  • Образование и практическое употребление притяжательных прилагательных в речи.
  • Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

«Дикие животные наших лесов»

Знание названий и умение узнавать на картинке ранее изученных диких животных и их детёнышей. Знакомство с новыми животными: кабан, лось, соболь, куница, хорёк. Знание названий жилищ диких животных: берлога, дупло, нора, логово. Знание основных отличительных повадок животных и их пищи. Дифференциация диких животных по употребляемой пищи: хищники, травоядные, всеядные. Различие жизни диких животных в разные периоды года. Части тела животных.

  • Образование и употребление сложных форм прилагательных (длинноухий, короткохвостый, белохвостый, косолапый, хитроумная).
  • Образование и употребление притяжательных прилагательных: заячий, лисья, медвежья и т. п.
  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Образование и употребление причастий: бегущий, прыгающий и т. д.

Второй период обучения

/декабрь, январь, февраль/

«Зима»

Систематизировать и расширить знание детей о зиме, о зимних явлениях природы. Умение сравнивать периоды поздней осени и ранней зимы. Знание зимних месяцев и их последовательности. Закрепить знания о свойствах снега и воды. Знакомство с круговоротом воды в природе. Активизация в речи слов: сырой, влажный, рыхлый.

  • Образование прилагательных от существительных (мороз – морозный, ветер – ветреный и т. д. )
  • Образование и употребление качественных прилагательных.
  • Образование и употребление причастий: лежит – лежащий, сверкает – сверкающий, тает – тающий и т. д.

«Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении, повадках, внешних особенностях вороны, синицы, снегиря, свиристели, клеста. Знание названий птенцов некоторых птиц. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

  • Употребление местоимений: он, она, они, оно.
  • Употребление глаголов прошедшего времени согласуя с существительными в роде.
  • Согласование числительного с существительным (один воробей, два воробья, много воробьёв)
  • Употребление предлогов: НА, В, У, ОКОЛО, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД.

«Домашние птицы»

Знание названий домашних птиц и их птенцов, умение различать их на картинках: курица, петух, цыплёнок, гусыня, гусь, гусёнок, утка, селезень, утёнок, индюшка, индюк, индюшонок. Пища, жилище, повадки, польза. Профессии людей изучающих птиц (орнитолог) и ухаживающих за ними (птичники). Дифференциация диких и домашних птиц.

  • Образование множественного числа существительных и употребление их с уменьшительно – ласкательным суффиксом (курица – курицы, курочка – курочки).
  • Образование и употребление приставочных глаголов (вылетает, залетает, подлетает, улетает).
  • Образование и употребление причастий (стоит – стоящая, бежит – бегущая).
  • Образование и употребление притяжательных прилагательных.
  • Согласование причастий, прилагательных с существительными.

«Зимние забавы»

Закрепляем знания и словарь по теме «Свойства снега». Систематизировать знания о зимних видах спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный, санный, лыжный). Слова – родственники. Выделение из группы слов однокоренных слов, установление лексического значения каждого из них. Подбор (образование) однокоренных слов из разных частей речи (конь, коньки, конюшня, конный, конькобежец).

  • Образование причастий от глаголов (кататься – катающийся, съезжает – съезжающий, бежит – бегущий, поднимается -…, падает - …).
  • Согласование существительных с числительными от одного до пяти.

«Новогодний праздник»

Знание значения и рождения этого праздника. Повторение времён и месяцев года. Ёлочные украшения.

  • Употребление и дифференциация глаголов настоящего и прошедшего времени: наряжаем – наряжать – наряжали, танцуем – танцевали, поём – пели и т. д.
  • Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными и с числительными (мяч из резины – резиновый, один резиновый мяч).
  • Согласование относительных прилагательных  числительного и существительного в творительном падеже (украсим ёлочку одним бумажным снеговиком, пятью пластмассовыми шарами и т. д.)
  • Закрепляем правильное употребление предлогов.

«Животные Севера»

Знание названий и умение различать на картинках животных Севра: белый медведь, тюлень, морж, песец. Знание основных отличительных особенностей, место их обитания, пищи.

  • Образование и употребление притяжательных прилагательных.
  • Согласование притяжательных прилагательных с существительными единственного и множественно числа (оленьи рога, моржовые клыки, медвежья лапа).
  • Образование и употребление причастий (бегущий, лежащий, прыгающий и т. д.)

«Дом, в котором ты живёшь»

Закрепление названий частей дома: фундамент, фасад, стены, окна, парадный вход и квартиры, как частей дома. Профессии людей строящих дома (архитектор, каменщик, маляр – штукатур, кровельщик, электрик, водопроводчик, слесарь…)

  • Образование прилагательных от числительных и существительных (одноэтажный, трёхкомнатная…)
  • Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.

«Мебель»

Уточнить понятие: мебель. Расширить представления о назначении предметов мебели, о частях, из которых они состоят, о материалах, из которых они сделаны.

  • Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (дубовый, берёзовый, ореховый, сосновый, кожаный).
  • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стул, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник).
  • Закреплять умение использовать в речи все простые предлоги.

«Электроприборы»

Уточнить понятие электроприбор. Закрепить в речи названия электроприборов. Расширить представления о назначении и познакомить с правилами безопасности. Дифференциация мебели и электроприборов.

  • Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.
  • Согласование числительных с существительными.

«Посуда»

Расширить представления о видах посуды (кухонная, столовая, чайная), о материалах, их которых она сделана.

  • Продолжаем знакомить детей со способами словообразования (сахарница, конфетница, кофейник, молочник, маслёнка, солонка, супница, салфетница).
  • Продолжать учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый).
  • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные множественного числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом (тарелка – тарелки, тарелочка – тарелочки…).
  • Продолжить работу по обучению согласованию числительных (одна, один, одно) с существительными (ложка, нож, вилка, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, поварёшка, кастрюля, ковш, сковорода, дуршлаг).

«Магазин»

«Продукты»

Расширить представления о понятии: магазин. Уточнить названия магазинов и товаров продаваемых в них (продуктовый, промтоварный, универмаг, универсам, булочная, молочный, мясной, мебельный, книжный…). Расширить представления о профессиях людей работающих в магазине.

  • Продолжать совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
  • Продолжить работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени обозначающие трудовые действия.
  • Образование относительных прилагательных (отделы магазина, специализированные магазины).
  • Согласование числительных с существительными в Р. П. (два, пять).

Третий период обучения

/март, апрель, май, июнь/

«Транспорт»

Закрепить представление о пассажирском и грузовом транспорте. Уточнить знания о работниках транспорта. Дифференциация наземного, воздушного, водного транспорта. Уточнить правила дорожного движения. Научить ориентироваться по дорожным знакам, соблюдая правила дорожного движения. Ввести в активный словарь: существительные (машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, трамвай, троллейбус, метро, пассажир, груз, поездка, шофёр, водитель, капитан, лётчик, пилот, машинист), прилагательные (легковой, грузовой, дорожный, пассажирский, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, сильный), глаголы (ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять).

  • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
  • Продолжать работу по согласованию имён прилагательных с именами существительными.
  • Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (при, у. пре, под, от).

«Весна»

«8-е марта»

Уточнить приметы весны в неживой природе (греет солнце, оттаивает земля бегут ручьи, ледоход), в живой природе (появляются условия для роста растений, первоцветы, насекомые, прилетают птицы). Установление связи между весенними изменениями в природе и прилётом птиц. Повторение весенних месяцев. Дать знание о значении и рождении праздника 8-е марта. Ввести в активный словарь:  существительные (весна, март, апрель, май, оттепель,  сосулька, проталина, ручей, грач, первоцвет, ветреница, половодье), прилагательные (грязный, тёмный, нежный, хрупкий, красивый, душистый), глаголы (капать, таять, прилетать, расцветать).

  • Учить согласовывать местоимения (эта, это, этот, эти) с существительными.
  • Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными.

«Твоя улица. Город, в котором ты живёшь»

Углубить и расширить знание детей о Санкт-Петербурге, районе, улице, об отличительных чертах города (город рек, мостов, музеев), района. Улицы. Ввести в активный словарь: существительные (город, Санкт-Петербург, Нева, Мойка, Фонтанка, река, канал, мост, проспект, площади, набережная, бульвар, Эрмитаж, музей, собор, замок, петербуржец), прилагательные (прекрасный, ослепительный, блистательный, Зимний, величавый), глаголы (воздвигнуть, возвести, стоять, возникнуть).

  • Закрепить правильное согласование прилагательных и числительных с существительными.
  • Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

«Семья»

Познакомить с понятием: семья, состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры и др.). Знание своего полного имени, своего возраста (дата рождения), полных имён и фамилий родителей, их профессий и места работы. Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения детей в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим, помощь взрослым в быту. Заботливое отношение к домашним животным, уход за растениями.

  • Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
  • Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

«Профессии»

«Инструменты»

 

Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях выполняемых с помощью этих инструментов. Ввести в активный словарь: существительные (работа, труд, профессия, врач, инженер, строитель, повар, портной, сапожник, парикмахер; молоток, топор, пила, клещи, гвозди, болт, кисть, краска, валик, раствор, ножницы, расчёска, нож, кастрюля, поварёшка), прилагательные (нужный, полезный, интересный, трудный, острый, металлический), глаголы (работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, готовить, шить, чинить, стричь, рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать, красить, штукатурить).

  • Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.
  • Совершенствовать умение образовывать имена существительные в единственном и множественном числе.

«Животные жарких стран»

Расширить представления детей о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни. Дифференциация: хищников – травоядных – рептилий – птиц. Ввести в активный словарь: существительные (животные, детёныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, страус, змея, пища), прилагательные (жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, травоядный, всеядный, толстый, неповоротливый), глаголы (лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, кормить, ухаживать, оберегать, летать, ползать, прыгать, бегать, нюхать, слушать).

  • Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными.
  • Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

«Цветы»

Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы. Дифференциация садовых и полевых цветов. Ввести в активный словарь: существительные (мак, роза, гвоздика, колокольчик, ромашка, лютик, клевер, охрана, природа, нарцисс, букет), прилагательные (красивый, нежный, душистый, алый, белоснежный, розовый, голубой, редкий, садовый, полевой), глаголы (рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать).

  • Закрепить умение согласовывать числительные «два» и «пять» с существительными.
  • Продолжать работу по обучению согласования прилагательных с существительными.

«Животный мир морей и океанов. Речные рыбы»

Сформировать у детей представления о жизни морей и океанов. Расширить представления о жизни животных рек, прудов, озёр. Дифференциация речных и морских рыб. Ввести в активный словарь: существительные (акула, дельфин, скат, окунь, сом, щука, лещ, судак, карась, гурами), прилагательные (подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный).

  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
  • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

«Школа»

Расширить и обобщить представление о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь: существительные (школа, класс, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка), прилагательные (интересный, увлекательный, умный, новый), глаголы (учиться читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться).

  • Закрепить правильное согласование прилагательных и числительных с существительными.
  • Закрепить правильное согласование притяжательных местоимений с существительными.

«Насекомые»

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего вида, строения, месте обитания, способах передвижения, питания. Ввести в активный словарь: существительные (комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, хоботок, личинки, куколка), прилагательные (маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный), глаголы (летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать).

Дифференциация вредных и полезных насекомых, их назначение.

  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание и значение сложных предлогов (из-за, из-под).
  • Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у ...

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области "Чтение художественной литературы"

Разработано перспективно - тематическое планирование в подготовительной группе в соответствии с лексическими темами....

Перспективно – тематическое планирование "Коммуникация"

Материал подобран в соответствии с лексическими темами....

Перспективно-тематическое планирование массажно – артикуляторных мероприятий

Предлагаю перспективно-тематиченское планирование поведения речевого самомассажа...

Перспективное тематическое планирование по теме:" Организация работы с детьми по ознакомлению с историей русского северного костюма."

В работе указаны цели, условия реализации задач, организация работы с родителями и непосредственно само содержание....

Перспективно-тематическое планирование. Старшая группа. 2011-2012 учебный год

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в старшей группе МБДОУ детского сада № 7 "Калинка" на 2011-2012 учебный год....

Перспективно-тематическое планирование кружковых занятий по развитию речи для старшей логопедической группы с

В данной работе разработан план кружковой работы на учебный год по месяцам с темами и кратким содержанием....