Перспективное планирование работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гребенюк Алла Владимировна


Перспективное планирование для логопункта детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перспективный план логопункта25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы учителя-логопеда  для детей старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи.

Периоды

Разделы работы

Содержание работы

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Область ФГОС: «Физическое развитие». Коррекционный раздел: развитие общих речевых навыков.

1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Область ФГОС:   «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие».Коррекционный раздел: постановка, автоматизация и дифференциация звуков

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Область ФГОС: речевое развитие Коррекционный раздел: развитие навыков звукового анализа и  синтеза, фонематических представлений.

1.Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

2.Подбор слов на гласные звуки.

3.Выделение согласных звуков из слова (начало,  середина, конец).

4.Знакомство с понятиями «звук» «гласный -согласный», «твердый согласный - мягкий согласный».

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитие.Коррекционный раздел:развитие лексики.

Расширение и уточнение словаря, обобщение и классификация  по темам: «Осень (признаки, месяцы, периоды)», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Труд людей села осенью. Машины, механизмы и инструменты в помощь людям», «Одежда, обувь, головные уборы», «Игрушки», «Домашние животные, птицы и их детеныши», «Семья».

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел::развитие грамматики.

1.Знакомство с частями речи- «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».

2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по темам комплексно-тематического планирования.

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел:развитие связной речи.

1.Обучение умению отвечать на вопросы полным ответом.

2.Обучение составлению рассказов по сюжетным картинкам.

3.Обучение пересказу небольших рассказов.

Область ФГОС: физическое развитие

Коррекционный раздел:развитие  общей и мелкой моторики.

1.Развитие мелкой моторики рук: пальчиковые упражнения, игры, пальчиковая гимнастика.

2.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой, пазлами.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Область ФГОС: «Физическое развитие». Коррекционный раздел: развитие общих речевых навыков.

1.Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Область ФГОС:   «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие». Коррекционный раздел: постановка, автоматизация и дифференциация звуков

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков ( в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением трех согласных, в словах и фразах, в стихах и коротких текстах, на новом речевом материале).

Область ФГОС: речевое развитие Коррекционный раздел: развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

1.Учить полному звуковому анализу слов типа: СЫН, ЛУК,КАША,НАТАША. (на основе поставленных и автоматизированных  звуков).

2. Учить подбирать слова к графическим схемам (начало, середина, конец) с заданным звуком.

3.Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.

4. Знакомить с понятием «слог», учить разбивать слова на слоги.

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел:развитие лексики

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов и их детеныши», «Зимние забавы», «Посуда», «Животные жарких и северных стран», «Транспорт и его виды», «Профессии», «Строительные профессии», «Орудия труда. Инструменты», «День защитника Отечества».

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел::развитие грамматики.

  1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Согласование существительных с числительными.
  4. Образование названий детенышей животных.
  5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

 6.Знакомить с предлогами, вводить понятие «маленькое слово». Закреплять умение правильно употреблять предлоги в речи.

7.Знакомство с понятием «предложение». Учить определять количество слов в предложении.

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел:развитие связной речи.

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы по плану.

       2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Область ФГОС: физическое развитие

Коррекционный раздел:развитие  общей и мелкой моторики.

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  1. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3 период обучения (март, апрель, май, июнь).

Область ФГОС: «Физическое развитие». Коррекционный раздел: развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  1. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Область ФГОС:   «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие». Коррекционный раздел: постановка, автоматизация и дифференциация звуков

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.        Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Область ФГОС: речевое развитие Коррекционный раздел: развитие навыков звукового анализа и синтеза , фонематических представлений.

 1. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

2. Закреплять умение определять последовательность звуков в слове.

3.Закреплять умение составлять слова из заданной последовательности звуков.

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел:развитие лексики

 Расширение и уточнение словаря по темам: «Женский день», «Признаки весны», «Перелетные птицы», «Почта», «Мебель», «Школьные принадлежности», «Космос», «Цветы», «Насекомые. Пауки», «Рыбы», «День Победы», «Ягоды. Грибы», «Санкт-Петербург. День города».

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел::развитие грамматики..

  1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
  2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).
  4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.
  5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар).

Область ФГОС: социально – коммуникативное развитее.Коррекционный раздел:развитие связной речи.

  1.  Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Область ФГОС: физическое развитие

Коррекционный раздел:развитие  общей и мелкой моторики.

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по применению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

Синквейн в практике работы логопеда детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи

В статье дается определение понятия технологии «синквейн», изложены преимущества этой технологии в работе со старшими дошкольниками, имеющими   тяжелое нарушение речи, сформулиро...