Развитие речевого творчества дошкольников на логопедических занятиях
презентация по логопедии
Самый благоприятный период для начала развития человеческих способностей во всем их многообразии, в том числе и способности к речевому творчеству приходится на дошкольный возраст. По законам творчества протекает и сам процесс освоения речи ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_tvorchestvo.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самый благоприятный период для начала развития человеческих способностей во всем их многообразии, в том числе и способности к речевому творчеству приходится на дошкольный возраст. По законам творчества протекает и сам процесс освоения речи ребенком. Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством.
Развитие речевого творчества старших дошкольников – процесс многоаспектный и многоплановый, он зависит, прежде всего, от уровня общего речевого развития детей: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинении сказок и рассказов. Уровни проявления речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста: I. Высказывания детей. 1. Высокий . Высказывания детей точные, полные, содержательные, хорошо аргументированные. Свободная интерпретация художественных образов. 2. Средний . Высказывания точны, но мало аргументированы. При интерпретации речь не развернута, ориентирована на стандарт, образец, трафарет. 3. Низкий . Ребенок молчит или дает односложные ответы, возникает необходимость в постоянной активизации речевых высказываний. II. Выразительность речи. 1. Высокий . Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена мимикой, движениями, жестами. 2. Средний . Речь эмоционально окрашена. 3. Низкий . Слабая эмоциональная окраска.
Развитие детского речевого творчества, особенно у детей с отклонениями в речевом развитии, невозможно без систематического обучения родному языку на логопедических занятиях, на которых специалисты работают по следующим направлениям: повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической).
Наиболее успешно речевое творчество развивается в игре. На логопедических занятиях необходимыми играми для дошкольников являются игры следующего содержания: «Придумай слова со звуком…». «Лови слова, если услышишь в них звук…»» «Помоги найти место в слове звуку….». «Кто победит - гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?». «Сколько звуков ты слышишь в слове….?» «Определи последовательность звуков в слове». «Придумай слово на звук (слог)….». «Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!» «Как ударение свой домик искало». «Волшебные превращения» (Упражнения на словообразование и словоизменение). «Придумай предложение с заданным словом или по картинкам». «Чтобы слова не потерялись» (Составление схем предложений). «Паровозик» (Распространение предложений). «А дело было так!» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок). «Однажды….» (Составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке). «Давай раскрашивать слова!» (Подбор эпитетов). «Найди похожее!» (Подбор синонимов). «Упрямый ослик» (Подбор антонимов). «Если буква заблудилась…».(Подбор паронимов). и т.д.
Мощным стимулом для речевого творчества для ребенка является привитый с самого раннего возраста интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народному творчеству. Именно впечатления действительности, переплетаясь с воспринятыми ребенком образами искусства, вызывают желание самому придумать, сочинить и рассказать другим свою собственное стихотворение, рассказ или сказку. Фактор, связывающий воедино восприятие художественного произведения и речевое творчество – развитый поэтический слух, который включает в себя осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и использовать в собственной речевой деятельности. На логопедических занятиях такую способность у детей можно формировать, упражняясь в: придумывании эпитетов и сравнений. Задача педагога - помочь ребенку почувствовать, как непоэтический языковой материал превращается в поэтический. подборе антонимов и синонимов. Задача педагога – помочь ребенку почувствовать разнообразие значений слов, их оттенки. различении рифмы и ритма поэтической речи. Задача педагога – научить ребенка различать ритмы разных стихотворений, придумывать рифмы к заданным словам.
Формирование связной речи является одним из наиболее сложных направлений работы над речевыми способностями ребенка. Поэтому, обучая детей рассказыванию, логопед может использовать материал, проработанный ранее, вспомогательные средства в виде картин, схем, предметов. Для развития речевого творчества у детей показывают свою эффективность следующие упражнения, которые предлагается выполнять на логопедических занятиях сначала с помощью, а затем самостоятельно: 1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям. 2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам. 3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине. 4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине. 5. Составлять рассказ по памяти. 6. Составлять рассказ по символам. 7. Составлять рассказ по схемам. 8. Составлять рассказ по натуральным предметам. 9. Составлять рассказ по предметным картинкам. 10. Составлять рассказ по заданным словам. 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода. 12. Составлять конец рассказа, начатый логопедом. 13. Составлять рассказ на заданную тему. 14. Сочинение сказок.
Нетрадиционные средства развития речевого творчества детей Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля за счет повышения мотивации к развитию собственной речи.
Игры и упражнения с использованием мультфильмов: «Перепутанные серии» - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием; «Склеенные мультфильмы» – на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю; «Мультфильм-калька» - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю; «Режиссер» – изменение деталей, эпизодов мультфильмов; «Описательные загадки о мультфильмах» – не называя героев, ребенок кратко пересказывает мультфильм; «Пленка закончилась» – детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и разыграть продолжение; «Потерянные серии» - сочинение основной части и истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма «Реклама мультфильма» – придумывание рекламного текста, выступление;
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях
В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результ...
Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц
Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...
Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...
Развитие речевого творчества дошкольников
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потре...
Мастер-класс "Использование метода моделирования в развитии речевого творчества дошкольников"
Методическая разработка знакомит педагогов с использованием метода моделирования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических компонентов и развитию связно...
Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук, существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...