Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДОО.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Аленина Юлия Талгатовна

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДОО.

«В пустых стенах ребенок не заговорит….» - И. Е. Тихеева.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете играет большую роль в речевом и психическом развитии детей с речевыми нарушениями. В настоящее время издаются достаточно разнообразные пособия для развития речи детей, но в своей работе я стараюсь использовать пособия созданные своими руками. Одним из таких пособий и является многофункциональное панно "Умная поляна". Данное пособие позволяет решить ряд насущных задач стоящих перед учителем-логопедом на логопедических занятиях. Панно "Умная поляна" было апробировано в течение года и показало хорошие результаты. К тому же данное пособие является многофункциональным, что позволяет его использование  на занятиях по формированию фонетико – фонематических,  лексико – грамматических  категорий и связной речи. Эффективность работы с детьми имеющими речевое нарушение, во многом зависит от правильно организованной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Устранение речевых нарушений – сложный, кропотливый труд, который требует от ребенка усидчивости, терпения. Поэтому занятия должны быть яркими, насыщенными, интересными.

Большой находкой в организации корекционно - развивающей среды стало создание многофункционального настенного пособия "Умная поляна". Данное пособие стало не только ярким украшением логопедического кабинета, но и эффективным учебным материалом.

За основу я взяла фанеру, которую обтянула тканью. На панно расположила элементы: «Дуб Мудрости», клумбы, цветы, озеро, солнце, облака, бабочка. божья коровка, гусеница.

Цель, которую я преследовала при создании данного пособия - это развитие речи; закрепление речевых умений полученных на логопедических занятиях, а также как средство стимуляции к занятиям.

Основные задачи:

  1. Повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
  2. Автоматизация звуков в словах, предложениях, связной речи;
  3. Расширение словарного запаса, развитие связной речи, развитие грамматического строя речи;
  4. Закрепление эмоциональных состояний;
  5. Формирование правильной воздушной струи;
  6. Развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных нарушений;
  7. Развитие и совершенствование слоговой структуры слов;
  8. Умение производить звукобуквенный анализ.

В центре панно располагается  «Дуб Мудрости, в форме книжки состоит из четырех времен года. Каждая  страница помогает определить  лексическую тему, наглядное пособие подобрано в соответствии с тематикой и возрастом. С каждой стороны дуба имеется липкая лента на  которые прикрепляются  сюжетные картинки.

На солнышке  на каждый лучик я разместила гласные звуки и буквы. Приклеены стикеры для «умной ручки», при нажатии воспроизводится заданный звук. Такой же принцип работы с согласными: твердыми и мягкими звуками. Они размещены в капельках, которые несут тучки: парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы. А две буквы не обозначающие звука мягкий и твердый знак несут на своих спинках божья коровка и бабочка.

Глядя на них дети выполняют зрительную гимнастику, которая помогает снять напряжение с глаз, помогает развивать глазодвигательную функцию, что в последствии служит профилактикой зрительных нарушений.

Веселая гусеница представляет центр развития фонематического восприятия и обучения грамоте».  Здесь я располагаю материал для различения фонетики близких звуков речи, и закрепления и дифференциации смешиваемых звуков: символы, характеризующие звуки, схемы, авторские дидактические игры: «Тим и Том», «Сколько звуков», пособие «Звуковая мозаика»; а также материал для работы по обучению грамоте, всё это помогает детям лучше и быстрее усвоить изученную букву. Используя буквы, дидактические игры «Собери слово», «Слоги», «Азбука», дети составляют слоги, слова, упражняются в чтении. опираясь на предметные картинки определять наличие данного звука, его позицию в слове, читать слоги, слова, предложения.

Внизу панно располагаются центр развития лексико-грамматических категорий»,  цветочки со стикерами для «умной ручки», которые помогают автоматизировать звуки в словах, развивать грамматический строй, где дети определяют мужской, женский, средний род, а также единственное и множественное число имен существительных. Каждый цветочек выражает определенную эмоцию: злость, радость, удивление, грусть, что в свою очередь помогает закрепить знания детей об эмоциональных состояниях.

В углу располагается озеро с бумажными волнами. Оно помогает развивать у детей плавность и силу выдоха.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС

Представлена предметно - развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС....

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда               логопедического кабинета в соответствии с ФГОСучителя-логопеда высшей к...

Развивающая предмето-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ в соответствии с ФГОС

Логопедические центры в кабинете логопеда в условиях реализации ФГОС...