Буклет о развитии словаря
учебно-методическое пособие по логопедии
Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения. Развитие словаря очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 97.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети, к сожалению, предпочитают общению просмотр телевизора и компьютерные игры.
Антон Павлович Чехов писал, что: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
Без прилагательных наша речь лишена красок.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо всё трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Развивайте его ручки.
Хочется отметить высказывания выдающихся людей:
- «При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг» Н.А.Бернштейн;
- « ...кончики пальцев рук – это второй мозг» Йосиро Цуцуми;
- «…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук» Д.Селли;
- « Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И.Кант;
- «...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» В. М.Бехтерев.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. Для обогащения словаря прилагательными учитель-логопед использует словесный материал, наглядный (иллюстрации…), пальчиковые игры:
Три пухлых поросенка
Приходят в гости к нам.
Три ловких поросенка
Играют по утрам.
Три быстрых поросенка
Бегут, бегут, бегут.
Три славных поросёнка
Танцуют и поют.
Поворот направо – желтая стена.
Прилагательное «желтая» она.
Поворот налево – белое окно.
Снова прилагательное «белое» оно.
Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M.
Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.
Применение камушков «Марблс», и камешков – кабошонов — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, солнечный янтарь и каплю прозрачной воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.
Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у них вообще праздник.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и
ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
В статье «Русский язык на грани нервного срыва» Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Николаевич Головин и Максим Кронгауз говорят нам о том, что существует понятие «экология русского языка». Экология русского языка - это направление науки, которое занимается поиском способов совершенствования практики качественного речевого общения. Направление «лингвистическая экология» занимается преодолением ошибок общественно-речевой практики. Какую бы форму работы мы не избрали, формулой взаимосвязи экологии и логопедии становится экология души - а именно наше отношение к окружающему миру, ребёнку, музыке и русскому языку.
В обучении должна быть опора на чувственные образы.
Употребление прилагательных сделает речь ребёнка яркой, живой, привлекательной для слуха.
Буклет
Активизация словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук
учителя-логопеда
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино» ул. Парковая 11-А
Евтушенко Людмилы Павловны
2019год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей. Развитие словаря ребенка.
Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка в домашних условиях...
Буклет развитие словаря ребенка
Рекомендации для родителей по развитию словаря ребенка...
Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....
Буклет- Развитие словаря старших дошкольников
Буклет- Развитие словаря старших дошкольников...
Буклет "Как обогатить словарь ребенка"
Уважаемые родители! В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и ...
Буклет «Расширение глагольного словаря дошкольников»
Буклет «Расширение глагольного словаря дошкольников»...