открытое занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Лариса Валерьевна

занятие по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе                              Тема: «День рождения у Иры»

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:  уточнить произношение звука [и], учить интонировать звук [и], учить выделять звук из состава слова, познакомить детей с графическим обозначением звука [и], учить соотносить звук и букву, упражнять в составлении и чтении предложений по схеме с союзом и.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навык самоконтроля, умение работать в группе.

Оборудование: кукла, картинка с изображением лошади, индивидуальные зеркала, схема анализа артикуляции звука, дидактическое пособие «Город звуков и букв», предметы со звуком [и](кубИк, кнИга, пИрамИдка, кеглИ, Индюк, собака, чашка, очкИ, краскИ), индивидуальные схемы слова, фишки со звуком [и]; картинка с изображением иголки с ниткой, разрезные буквы И, и, счетные палочки, звуковые дорожки для чтения, индивидуальные тетради, простые карандаши, дидактическое пособие «Поезд», схема предложения, картинки: бабушка, дедушка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент                                                                                                  -Мы продолжаем путешествие по стране звуков и букв. Вы уже познакомились с некоторыми гласными звуками.                                                        -Назовите гласный звук в слове: мак, жук, сом, сад, луч, шар, лось                                                            -Какие звуки вы называли?    (дети отвечают: гласные)                                           -Сегодня нас ждет следующий звук.
  2. Знакомство со звуком  [и]                                                                                               -Один раз в году у каждого из нас бывает  день рождения.                                     (логопед демонстрирует куклу)                                                                                                               -Это Ира. В свой день рождения  Ира пошла покататься на любимой лошадке  Искорке.  Увидев Иру, Искорка радостно заржала: «И-и-и!»                -Давайте будем произносить этот звук и смотреть как мы это делаем                 (логопед раздает детям индивидуальные зеркала)                                                                              а)  хором;                                                                                                                                   (а теперь послушаем друг друга)                                                                                                                               б) индивидуально.                                                                                                                 По схеме анализа артикуляции звука :                                                                  губы в улыбке – не мешают,                                                                                              зубы – не мешают,                                                                                                          язык – не мешает                                                                                                           воздух – воздух свободно идет через рот,                                                                нет препятствий разных                                                                                             голос участвует, голос поёт – звук называется  ГЛАСНЫЙ.                                              -  [И] – гласный звук.                                                                                                               – В какой замок он поселится?    Каким цветом будем его обозначать?    
  3. Развитие фонематического слуха                                                                                 Игра «Поймай звук»                                                                                                              - А сейчас я предлагаю потренировать ваши ушки. Если услышите звук [и], поймайте его в ладоши:                                                                                               у, и, о, а, и, о, и                                                                                                                        ах, им, по, си                                                                                                                          Аня, Игорь, Дима, Даша, Вика, Мэри  
  4. Физкультминутка                                                                                                              Вот теперь мы дружно встали!                                                                                        Быстро руки вверх подняли,                                                                                            В стороны, вперед, назад,                                                                                                   Повернулись вправо, влево,                                                                                                    Тихо сели - и за дело!  
  5. Развитие фонематического слуха (продолжение)                                              Аню, Игоря, Диму, Вику, Мэри – всех этих ребят Ира пригласила на день рождения. Они пришли с подарками. Посмотрите, что подарили Ире.                                                                                                                                           (логопед демонстрирует предметы)                                                                                         - Назовите подарки: кубик, книга, пирамидка, кегли, очки, краски, индюк, собака, чашка.                                                                                                         – Назовите только те, в названии которых есть звук  [и].                                         (дети называют, каждый ребенок – один предмет)     

                                                           

  1. Звуковой анализ слов                                                                                                            - Ире понравились все подарки, но особенно:                                                            ИНДЮК, КНИГА, КЕГЛИ                                                                                                       назовите первое слово, «нажимая» на звук  [и]  голосом.                                        – Скажите, где мы слышим звук [и] в начале, в середине или в конце слова?                                                                                                                                      - Покажите  место звука [и] на схеме слова                                                          (Точно также и со словами книга, кегли)                                                                                                                                              (у детей на столах индивидуальные схемы слова и фишки)                                                            

  1. Физкультминутка                                                                                                              Раз – подняться, потянуться                                                                                               Два – согнуться, разогнуться                                                                                           Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка                                                            На четыре руки шире                                                                                                          Пять – руками помахать                                                                                                              Шесть на стульчик тихо сесть.

  1. Знакомство с буквами  И,  и.                                                                                                    А мама подарила Ире очень красивое платье. Мама сшила его сама. Помог маме какой-то предмет. Отгадайте какой:                                                       Маленького роста я,                                                                                                                 Тонкая и острая,                                                                                                                    Носом путь себе ищу,                                                                                                                За собою хвост тащу.             (Иголка)                                                                                (логопед демонстрирует картинку нитку с иголкой и читает стишок)                                       Иголка встала на носок                                                                                                 И нитку попросила:                                                                                                                 - Ты, нитка, хвостик изогни,                                                                                           И мы построим букву  И.                                                                                                        (логопед демонстрирует две буквы  И, и)                                                                                 - Посмотрите, эти буквы похожи?    (дети отвечают: да)                                           - Сколько элементов у буквы  И?      (дети отвечают: три)                                             - Какие это элементы?  (дети отвечают: палочки)                                                      - Чем отличаются буквы?   (дети отвечают: размером)                                          Чтобы букву И лучше запомнить составим ее из счетных палочек                   (логопед обращает внимание на наклонную линию и вместе с детьми сначала пишет букву И пальчиком на столе, проговаривая последовательность написания буквы)
  2. Пальчиковая гимнастика  «Помощники»                                                                      Теперь мы можем написать букву И в тетрадях, а помогут нам наши помощники:                                                                                                                    Вот помощники мои, их как хочешь поверни                                                   (смотрят на раскрытые ладони)                                                                                                               И вот эдак, и вот так – не обидятся никак                                                     (повороты кистей рук)                                                                                                                                 1, 2, 3, 4, 5                                                                                                                    (хлопают в ладоши)                                                                                                                             Не сидится им опять                                                                                                     (встряхивают кистями)                                                                                                       Постучали                                                                                                           (стучат по столу)                                                                                                             Повертели                                                                                                                (круговые вращения кистями)                                                                                                     И работать захотели                                                                                          (потирают руки)                                          
  3. Печатание буквы И, и в тетрадях                                                                                               Дети печатают буквы в индивидуальных тетрадях, сначала обводят по точкам, потом самостоятельно.
  4. Чтение буквы  И                                                                                                     (логопед  раздает индивидуальные звуковые дорожки для чтения)                                       - Нужно проехать или пробежать по дорожке и пропеть звук.                               (дети выполняют индивидуально)
  5. Заселение буквы И в домик                                                                                            - Какой домик выбрала буква  И?  Почему?
  6. Звуко буквенный анализ                                                                                             Игра «Поезд»                                                                                                            Вечером после дня рождения Ира провожала своих гостей. Посмотрите буква И уже выбрала себе место в слове, она поможет нам определить кто в каком вагоне поедет.                                                                                          Логопед предлагает определить место для детей.                                                                           – Куда сядет Вика, Дима, Игорь, Мэри?                                                                     (дети выходят к доске по одному и размещаю картинки)

  1. Физкультминутка                                                                                                         Аист, аист длинноногий,                                                                                                      Покажи домой дорогу.                                                                                                            – Топай – правою ногой,                                                                                                           Топай – левою ногой,                                                                                                          Снова – правою ногой,                                                                                                             Снова – левою ногой,                                                                                                             После – правою ногой,                                                                                                        После – левою ногой,                                                                                                            Вот тогда придешь домой.

  1. Работа над предложением                                                                                                                   - Рассмотрите схему предложения.  

___________   ___________   ____И____   __________   .                                                      - Сколько слов в предложении?       (дети отвечают)                                                  - Назовите третье слово.                                                                                                     – И – маленькое, но очень нужное слово. Оно соединяет слова в предложении.                                                                                                                      - Посмотрите на картинки.       Кто это?                                                                                     (Дети с помощью логопеда составляют предложение: Это дедушка и бабушка.)                      - Они    встречают детей  с поезда.                                                                                     – Сейчас я прочитаю предложение (логопед читает), а теперь вы (дети по очереди выходят к доске и читают предложение)

  1.  Итог

- С каким звуком нас познакомила Искорка?    (дети отвечают)                                   - Что вы о нем узнали?      (дети отвечают)                                                                      - Какой буквой мы будем обозначать звук [и]? (дети отвечают)

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: « Путешествие по сказке. Приключения Кая и Герды»

Цель: обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                      коррекционно-образовательная: учить дифференцировать звуки к, кь – г, гь по звонкости – глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К – Г при чтении и на письме; совершенствовать звуковой анализ; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова;  коррекционно-развивающая: развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику;                                                                        коррекционно-воспитательная: воспитывать навыки инициативности, умения слушать друг друга.

Оборудование: картинки: гусь и гусенок, тучка с капельками; фишки для обозначения звуков к, кь – г, гь; картинки: дом, рыба, улитка, гармошка, аист; картинки цветов: мак, гладиолус, василек, георгин и фишки для обозначения звуков к, кь – г, гь в этих словах; нарисованное дерево с птицами (ласточка, снегирь, голубь, сороки); схемы слов к названиям птиц; индивидуальные карточки для чтения слогов и слов; индивидуальные карточки для игры «Буква потерялась» на карточках слова с пропущенными буквами К и Г.

                                                 Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Подберите слово наоборот:

Прямой - …      Мелкий - …        Чистый - …      Ласковый - …    Длинный - …

Тихий - …          Сытый - …          Холодный - …     Сладкий - …

- С каких звуков начинались ваши слова?

2.   Сообщение темы занятия.

           - Однажды мы уже с вами слышали, как перекликались гусь и гусенок:          

              г-г-г  и гь-гь-гь.

           - И уже слышали как капельки дождя стучали по листьям: большие –        

              к-к-к, а маленькие – кь-кь-кь.

           - Вы, наверное, уже догадались, какие звуки мы будем сегодня  

              различать?

3.Сравнение звуков к, кь – г, гь.

    - Произнесите звук г.

 - А теперь произнесите его шепотом.

- В какой звук превратился звук г?

- Как это получилось?

(аналогично со звуком гь)

- Чем отличаются звуки к, кь от звуков г, гь?

- Какими фишками обозначим эти звуки?

4. Физкультминутка.

Только в лес вошли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем и

Вразвалочку идем  

Вдруг мы видим у куста,

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.

5.Дифференциация звуков к,кь – г,гь.

- Ребята! Лес, по которому мы шли, был волшебный. Попали мы теперь с вами в сказку.

- Жили-были мальчик и девочка, их звали Кай и Герда. Они часто ходили друг  к  другу в гости. А зимой вместе катались на санках и коньках.

- Вы уже догадались, в какую сказку мы попали?

- Но однажды случилось несчастье. Кай, в лютую метель,  ушел на улицу и его похитила Снежная Королева. Герда отправилась на поиски своего лучшего ….

Кого?

- Отгадайте по первым звукам названий картинок.   (ДРУГА)

- Повстречала Герда волшебницу-старушку, которая расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем, и Герда забыла, куда и зачем она спешит. И только когда Герда вышла в сад и увидела цветы, она вспомнила о Кае.

- На дороге, около каждого цветка лежали плиты. Чтобы пройти по ним и уйти от волшебницы, надо их закрыть нужными фишками.

- Назовите цветок (мак, гладиолус, василек, георгин).

- Определите, какой из звуков к,кь,г или гь есть в слове.

- Закройте плиты в соответствии с символами звуков.

6. Физкультминутка.

Вот теперь мы дружно встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – и за дело!

7. Продолжение.

- Раскрасив плиты на дороге, Герда убежала от волшебницы и вновь отправилась в путь.

Видит дерево стоит,

Очень странное на вид.

Много птиц над ним летает,

Куда сесть они не знают.

- Если Герда поможет птицам сесть на дерево, мудрый ворон покажет ей дорогу дальше.

- Рассмотрите схемы.  В схемах обозначено место звуков к,кь, г,гь.

- По схеме определите, на какую ветку сядут птицы.

(педагог называет птицу, а ребенок называет какой изучаемый звук он услышал в слове, и размещает птицу на ветку)

- Отправилась Герда дальше в далекую Лапландию, где жила Снежная Королева.

8. Дифференциация букв К – Г при чтении и на письме.

- По дороге через темный лес на Герду напали разбойники. Они отвели ее в пещеру к злобной атаманше.

( У ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ)

- На стенах пещеры она увидела написанные слоги и слова:

ко-го ; кот-год; ку-гу; куст-густ; ко-го; кости-гости.

9. Физкультминутка.

       «Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали,

Потянули, потянули,

Покрутили, покрутили

И….       открыли.

10. Продолжение. Игра «Буква  потерялась»

- Дочь атаманши, маленькая Разбойница, выслушав печальную историю Герды, решила  ей помочь. Она подарила Герде своего любимого северного оленя.

- Герда верхом на олене помчалась в Лапландию.

- Она уже добралась до замка Снежной Королевы, но большие ворота были закрыты, а на них написаны слова. В словах потерялась буква К – Г . Если вы правильно вставите пропущенные буквы и прочитаете слово, ворота откроются.

( у детей индивидуальные карточки: сапо…, сто…)

11. Итог  занятия.

- Ворота открылись. Увидев Кая, Герда обняла его и расплакалась. Горячие слезы Герды, растопили ледяное сердце Кая. Теперь Снежная Королева не имела над ним власти. Кай и Герда вернулись домой.

- С каких звуков начинаются имена Герда? Кай?

- Чем отличаются эти звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Открытое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний" презентация к занятию

Развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...

Открытое занятие в подготовительной группе. Конспект занятие по математике "Спешим к Незнайке на помощь"

Открытое занятие в подготовительной к школе группепо математике.«Спешим к Незнайке на помощь - держим курс на необитаемый остров» Составила воспитатель Петрова К.М.Цели: Закрепле...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...