Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической на тему «Наш город».
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Катричева Лариса Вячеславовна

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической на тему «Наш город».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической на тему «Наш город».

Катричева Лариса Вячеславовна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №24»

Г. Изобильный.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме «Наш город»: Родина, город,  улица, площадь, фонтан, администрация, руководитель, киноконцертный зал, аттракционы,  музей, экскурсовод, турист. Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану.

Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.

Оборудование. Магнитная доска, фотографии и открытки с видами города, контейнер с карандашами, магнитофон, мяч, карточки для игры

Предварительная работа. Экскурсии с родителями по  городу. Посещение музея, парка, центральной площади, школы, кинотеатра. Просмотр фильма с видами Изобильного.

Логопед: Сейчас я прочту вам стихотворение Владимира Орлова «Родное». Внимательно послушайте и скажите мне, о чём это стихотворение.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок…

Речка, небо голубое —

Это всё моё, родное,

Это — Родина моя!

Всех люблю на свете я!

Логопед: О чём же это стихотворение?

Дети: О Родине.

Логопед:  Что же такое – Родина? Как вы понимаете это слово?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Логопед: Правильно, Родина – это место, где человек родился и живёт.  Родина – мама, папа, семья, друзья, люди, которые окружают, природа. Родина – самое родное место на Земле.

Сегодня на нашем занятии присутствуют необычные гости. Это туристы, которые путешествуют по России  посетили и наш город. Они приехали на один день в наш город , чтобы  многое узнать о нем. А хотели бы вы сегодня побыть в роли экскурсоводов и рассказать  гостям о нашем городе. Согласны? ….

Турист:   Ребята, я очень рада, что вы согласились рассказать нам о своем городе. А я вам предлагаю  интересные игры, в которые играют дети  в нашем городе. ( отдает карточки с играми логопеду).

Логопед:  (1 слайд).   Железнодорожный вокзал.

Ребенок:   Это железнодорожный вокзал. Здание большое, красивое. На вокзале люди ожидают приезд поезда. В вокзале есть касса, где пассажиры могут купить билет на поезд. Рядом с вокзалом приходит железная дорога. По ней проезжают пассажирские и грузовые поезда. На грузовых поездах привозят посылки, различные грузы.

Логопед:  Ты замечательно рассказала о железнодорожном вокзале.

А теперь поиграем в игру, которую нам предложили туристы.

1.Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».

- Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.

Большой город, а маленький ….

Маленький годок, а огромный ….

Произнеси слово город ласково ….

Жители города …

Парк в городе, какой? …..

Поездка за город  ….

Название старинной игры …

 Получившийся круг дети опускают на землю.

- Что у нас получилось?

- Круг.

-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА

Слово «город» и другие родственные слова  образованы от слова «городьба». Очень давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Мы огородили канатом часть группы, а сможем ли мы внутри построить город.

Логопед:  (2 слайд).   Городская площадь.

Ребенок.  Это городская площадь. Она находится в центре города. На ней располагается здание администрации города. В нем работают руководители города. На здании два флага: флаг России и флаг Ставропольского края. Напротив администрации киноконцертный зал «Факел». В нем проходят концерты, спектакли, конкурсы, приезжает цирк. На площади есть красивый фонтан. Ночью он светится разными огнями. На площади проводят праздники, парады.

2. Игра  «Кто внимательный»

 Вопросы о городе по типу игры «Четвертый лишний».

Кинотеатр, музей, аквапарк, вокзал.

Автобус, маршрутка, трамвай, такси.

Береза, тополь, пальма, липа.

Кошка, собака, верблюд, корова.

Магазин, больница, музей, цирк.

Дом, хата, дворец, коттедж.

Улица, переулок, проспект, площадь.

Логопед:  (3 слайд). Парк отдыха.

Ребенок:  Парк находится в центре города. Он большой и красивый. В нем растет много деревьев: березы, каштаны, ели, тополя.  В парке много аттракционов: колесо обозрения, карусели, батут, качели. В парке горит вечный огонь и стоит на постаменте танк. Еще в парке есть спортивный центр «Олимп».

3. Игра: «Один – много»(с мячом)

Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа – школы.

Логопед:  (3 слайд). Музей.

Ребенок:  Музей находится в центре города. В музее можно увидеть много разных интересных вещей.  Это старинные вещи: самовары, утюги, одежда, мебель, посуда. В музее есть большая выставка о войне. На ней оружие, каски, документы, фотографии. В музее проходят выставки (картин разных художников, насекомых, черепах, обезьян).

4. Игра «Продолжи предложение». (Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его).

Я пойду в музей,.. чтобы узнать историю города.
Я пойду в парк,.. 
чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в кинотеатр,.. 
чтобы посмотреть интересный фильм.
Я пойду в библиотеку,.. чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу,.. 
чтобы учиться играть на скрипке.

Логопед:  (4 слайд). Детский сад.

Ребенок: Это детский сад «Родничок». Он находится на улице Промышленной. Садик двухэтажный, кирпичный. Чтобы было светло и уютно в садике большие пластиковые окна. На территории садика есть стадион, чтобы дети занимались спортом. Для каждой группы есть прогулочные площадки. В садике дети  играют, занимаются, делают зарядку, кушают.

Чистоговорка «Этажи» .
Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи. 
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа. 
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа. 
Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Же-же-же, же-же-же я на третьем этаже.
Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?

Жей-жей-жей, жей-жей-жей в доме пять этажей.

5. Игра «Сосчитай этажи».

Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом

дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом

дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом

дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом

дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом

дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.

6. Игра « Найди домик каждому животному»

Слова с одним слогом в одноэтажный дом.

Слова с двумя слогами в двухэтажный дом.

Слова с тремя слогами в трехэтажный дом.

7. Игра «Весёлые буквы».

Логопед: Вот новое задание. Составьте из букв слово -ДОМ-. Сделайте его звуковой анализ.

Логопед: какое слово вы составили?

Дети: дом.

Логопед: Сколько в нём слогов?

Дети: один (прохлопывают).

Логопед: Сколько в нём звуков?

Дети: три.

Логопед: Назовите их.

Дети: д,о,м.

Логопед: Расскажите про звук –д-.

Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: Расскажите про звук –о-.

Дети: Он гласный, поётся.

Логопед: Расскажите про звук –м-.

Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.

Физминутка  «Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

ДЕТИ: Я по городу хожу,

Я про город расскажу.

Поликлиника, аптека,

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей,

Город нужен для людей.

Логопед:  (5 слайд). Школа.

Ребенок: Школа большое, красивое, двухэтажное здание. В школе много окон. В школе есть классы. В классах стоят парты, за которыми занимаются ученики.  В школе  проходят разные уроки. На уроках школьники узнают много нового и интересного. Уроки приводят учителя. В школе есть спортзал, там дети занимаются спортом.  Еще в школе есть столовая, там дети кушают.

8. Игра « Придумай название улицы».

На этой улице находится школ. Назовем ее (Школьная).

На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице находится парк. Назовем ее (Парковая).

На этой улице находится почта. Назовем ее (Почтовая).

Логопед:  (6 слайд). Больница.

Ребенок: Это больница. Больница большая, многоэтажная. На территории больницы растет много деревьев, чтобы был свежий воздух. В больнице работают врачи медсестры, они носят белые халаты. Врачи лечат больных людей. Если человек не может придти в больницы, он вызывает врача на дом. Больница работает круглосуточно.

9.Игра  «Звуки города» ( аудиозапись)

Перекресток, птицы, часы, телефон, поезд, река, муз. инструменты.

Логопед: На этом наша экскурсия закончена. Если вам понравился наш город, вы можете приехать к нам в следующий раз, и мы продолжим нашу экскурсию.

Турист:  Ребята, большое вам спасибо за интересную экскурсию, я обязательно приеду к вам еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной(логопедической) группе Тема: Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной(логопедической) группепо составлению рассказа «Откуда к нам пришла мебель» с использованием опорных картино...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе «В осеннем лесу»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо развитию речив старшей логопедической группе«В осеннем лесу»...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект логопедического занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Насекомые»

Конспект итогового логопедического занятиянепосредственной образовательной деятельности по развитию речив старшей логопедической группепо лексической теме: «Насекомые»Ход занятияСоздание м...