Мнемотехника в работе логопеда.
статья по логопедии (подготовительная группа)
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит налету”. К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 83.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в работе логопеда.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит налету”. К. Д. Ушинский
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам [ 3, с. 20].
Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.
Чистоговорки
ША-ША-ША – наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,
ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!
[1, с.13].
Стихотворение
Кошка в окошке
Подушку шьёт,
Мышка в сапожках
Избушку метёт.
Скороговорка
Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.
[ 2, с.109 ]
Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Образование родственных слов
Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка); б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник) [4, с. 51] |
Согласование существительного и числительного
Содержание: логопед предлагает детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т.п. указано цифрой в квадратике (например: три муравья, три лягушки; пять зайцев, пять мышей и т.д.) [ 5]. |
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Список литературы:
- Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е.Л. Барсукова //Логопед. – 2009. - № 5. – С. 12-15.
- Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. - № 4. - С. 102-115.
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. – СПб : Детство – Пресс, 2009. – 65 с.
- Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И Расторгуева // Логопед.- 2002. - № 2. - С. 50-53.
- Иванова, О.В Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи ( из опыта работы) / О. В. Иванова, С.М. Лакомых, Н. И. Емельянова // Открытый урок. Первое сентября. - http://festival.1september.ru ( дата обращения 19.08.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...
Мнемотехника в работе логопеда с детьми с речевыми нарушениями
Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услы...
мнемотехника в работе логопеда
Мнемотехника в работе логопеда...
Мнемотехника в работе логопеда
Мнемотехника Важное направление в работе учителя-логопеда ....
Мнемотехника в работе логопеда с детьми
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Возможности использования мнемотехники в работе логопеда
Содержание работы с мнемотаблицами...
Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...
- Мне нравится (1)