Мнемотехника в работе логопеда.
статья по логопедии (подготовительная группа)

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками, 

и он их усвоит налету”. К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx83.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в работе логопеда.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
 

и он их усвоит налету”. К. Д. Ушинский 

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.

Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.

У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам [ 3, с. 20].

Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.

Чистоговорки

ША-ША-ША – наша Даша хороша,

ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,

ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,

ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

hello_html_59c727d1.png[1, с.13].

Стихотворение

Кошка в окошке 
Подушку шьёт,
Мышка в сапожках 
Избушку метёт.

hello_html_m26a5ebec.png

Скороговорка

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

hello_html_m486a0e8a.png [ 2, с.109 ]

Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Образование родственных слов

hello_html_m6bd867fe.png

Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка); б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник) [4, с. 51]

Согласование существительного и числительного

hello_html_4bbf7106.png

Содержание: логопед предлагает детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т.п. указано цифрой в квадратике (например: три муравья, три лягушки; пять зайцев, пять мышей и т.д.) [ 5].

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список литературы:

  1. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е.Л. Барсукова //Логопед. – 2009. - № 5. – С. 12-15.
  2. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. - № 4. - С. 102-115.
  3. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. – СПб : Детство – Пресс, 2009. – 65 с.
  4. Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И Расторгуева // Логопед.- 2002. -  № 2. - С. 50-53.
  5. Иванова, О.В Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи ( из опыта работы) / О. В. Иванова, С.М. Лакомых, Н. И. Емельянова // Открытый урок. Первое сентября. - http://festival.1september.ru ( дата обращения 19.08.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

Мнемотехника в работе логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услы...

мнемотехника в работе логопеда

Мнемотехника в работе логопеда...

Мнемотехника в работе логопеда

Мнемотехника Важное направление в работе учителя-логопеда ....

Мнемотехника в работе логопеда с детьми

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...