Индивидуальный подход к развитию речи детей.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Индивидуальный поход к развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.podhod_k_razvitiyu_rechi_detey.docx | 125.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Индивидуальный подход к развитию речи детей»
В детском саду проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Учитываются индивидуальные особенности речевого развития детей, что позволяет качественно подготовить ребенка к школе.
Методика развития речи в детском саду предполагает:
1. Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
2. Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
3. Тесная связь с логопедическими технологиями.
4. Всестороннее развитие всех сторон речи ребенка.
5. Взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей.
Правильное планирование и эффективное проведение работы в группе компенсирующей направленности по речевому развитию детей возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.
Индивидуальные особенности выявляются при обследовании логопедом состояния речи детей группы в начале учебного года- в середине-в конце года (август- сентябрь).
Педагогами определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основе этого отмечают индивидуальные достижения каждого ребенка, намечают пути работы в детском саду и семье.
Логопеды и воспитатели определяют сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы речевые недостатки, исправлением которых занимаются в ходе фронтальных форм работы.
У воспитателей наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Необходимо после обследования речи детей разделить их на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.
Детей делят по степени сложности выявленных речевых недостатков. Можно детей разделить на три подгруппы. В первую подгруппу входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития) , которые требуют самого пристального внимания, систематической подгрупповой индивидуальной работы.
Во вторую подгруппу входят дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы.
В третью подгруппу входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество не вызывает серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети, и пр.).
При подобном распределении детей оба воспитателя занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день (утром и вечером), с детьми второй подгруппы – два – три раза в неделю (либо утром , либо вечером); с детьми третьей подгруппы – один раз в неделю.
Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяют сами педагогов зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года. В течении года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от успех. Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно – после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, логопедом. Наиболее остро перед воспитателем встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития.
Для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года проводится хронометраж дня и недели, что позволяет составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагают индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания, либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).
Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»
Данный материал представляет собой конспект педагогического совета на тему: "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»...
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию речи детей средней группы
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным мет...
Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста
В статье освещены методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста....
Консультация "Индивидуальный подход к развитию речи у детей"
Консультация по индивидуальному подходу к развитию речи детей...
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...
Консультация "Инновационные подходы к развитию речи детей младшего возраста в ДОУ в рамках ФГОС"
В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитат...
Индивидуальный подход к развитию речи детей
Индивидуальный подход к развитию речи осуществляется на фронтальных занятиях, в игровых и режимных моментах и собственно индивидуальная работа....