Диагностика в ПНДДС
методическая разработка по логопедии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРИНЦИПОВ РАЗНОУРОВНЕВОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostich_instrumentariy.docx | 89.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина»
Психоневрологический дневной стационар
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРИНЦИПОВ РАЗНОУРОВНЕВОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ.
Составила логопед ПНДДС
Плавунова Н.Г.
Санкт-Петербург
2019
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы. Своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, выбора методов и технологий развивающего обучения, прогнозирования развития, разработки необходимых рекомендаций для родителей. Логопед определяет, какие отклонения в развитии могут стать следствием речевого нарушения, есть ли у ребенка базовый уровень для формирования устной и письменной речи в дальнейшем, возможны ли рецидивы после устранения данного расстройства речи Диагностическая работа логопеда имеет определённую специфику, связанную с большим количеством обследуемых детей с разнообразными нарушениями интеллекта, устной речи, психическими расстройствами, нарушениями поведения. Особенностью диагностической работы так же является проведение обследования детей разного возраста (от 3-х до блет) и наличие минимального количества времени на его проведение. В связи с этими факторами логопед должен использовать в своей работе разнообразный диагностический инструментарий, а также применять принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей, помогающие квалифицированно определить уровень их интеллектуального, психического и речевого развития. В своей работе при обследовании учитываю ряд принципов:
- принцип комплексности обследования
- принцип системного подхода
- принцип динамичности наблюдения и изучения ребенка
- принцип качественного анализа данных
- принцип обследования в рамках ведущей игровой деятельности
Использую методы обследования:
• Изучаю медицинскую и биографическую документацию (собираю и
анализирую анамнестические данные, сведения о семье, речевой
среде, беседую с родителями, с врачами-специалистами).
• Наблюдаю (в обычной жизненной и в специально организованной
ситуации, на занятиях, на прогулке, при общении ребенка со
взрослыми и со сверстниками)
• Анализирую данные психолого-педагогического обследования.
Логопедическую диагностику провожу по таким направлениям:
• Изучение коммуникативно-речевых умений
• Изучение состояния импрессивной речи
• Звуко-произносительной стороны речи, сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов
Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата
• Лексическое развитие
• Изучение сформированности грамматического строя речи
• Изучение сформированности слухового внимания и фонематического слуха
• Изучение состояния общей и мелкой моторики
• Развитие когнитивных функций (пямяти, внимания, мышления, сенсорных навыков, сформированность представлений об окружающем)
Обследование речевой деятельности проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. Речевой материал для обследования подобран с учетом возрастных показателей развития речи ребенка. Использование специально подобранного материала позволяет решить следующие вопросы:
• Учесть особенности каждого обследуемого
• Сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи
• Выявить потенциальные возможности ребенка
• Спланировать коррекционно-развиваюшую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка;
• Осуществить индивидуальный подход
• При составлении результатов, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе.
Диагностический инструментарий, используемый в диагностике детей.
Данный диагностический инструментарий позволяет использовать принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей. Он используется для всестороннего и комплексного обследования детей разного возраста и уровня развития, позволяет выявить сформированность навыков обучения, общую осведомлённость и социально-бытовую ориентировку, уровень знаний и представлений об окружающем, сформированность произвольной деятельности, состояние когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы, адекватность поведения.
1. Забрамная С.Д. «Наглядный материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
2. Диагностический материал «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». Семаго Н.Я, Семаго М.М.
3. Мишина Г.А. Разенкова Ю.А. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»
4. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. «Дидактический материал для обследования речи детей».
5. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР».
6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
5. Большакова СЕ. «Логопедическое обследование ребёнка»,
6. Смирнова И.А. «Диагностика нарушений развития речи»
7. Волкова Г.А. « Методика обследования нарушений речи у детей».
8. Лаврова Г.Н. Рычкова Л.С. «Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 - 7-летнего возраста».
9. Борисенко М.Г. Лукина Н.А. «Диагностика развития ребёнка».
Таким образом, основным звеном диагностической деятельности логопеда является определение речевого статуса обследуемого ребёнка, а именно: определение наличия речевой патологии, её структуры и степени выраженности на фоне психических нарушений. Результат данного этапа диагностического обследования - логопедическое заключение и рекомендации, которые фиксируются в медицинской карте. Для разработки дальнейшего оптимального образовательного маршрута осуществляется тесный контакт с врачом-психиатром и психологом.
Для дополнительного, более глубокого обследования детей разного возраста, использую составленные мною карты. Данные карты и образцы логопедических заключений находятся в приложении.
Карта обследования детей 3,5-4,5 лет
ФИО пациента ПНДДС _____________________________ возраст ______________
Обследование | Выполнение |
Цвет -знает названия основных цветов | |
Форма -подбирает по аналогии -знает название основных форм | |
Величина: -может расположить по величине (длине, ширине, высоте) до 5 предметов одинаковой формы | |
Конструктивный праксис: -пирамидка, матрешки (количество деталей = возрасту) -разрезные картинки: к 4 годам - 2-3 части с косым разрезом, 4 части с прямым разрезом (метод проб и ошибок) - конструирование из 4 - 5 деталей (по схеме) -доски Сёгена, почтовый ящик (метод проб и ошибок) - заборчик (продолжить) | |
Графика по образцу (срисовать) К 4-м годам К 4.5 годам | |
Количество: - больше-меньше -счёт до 5-6 -присчёт по одному | |
Разложить и составить рассказ из 2 картинок (сюжетное рассказывание) | |
Назначение предметов (Для чего нужны?) | |
Память -из четырёх картинок убрать одну («Чего не стало?») | |
Координация движений обеих рук - ладонь-кулак, ладонь- тыл ладони -дотронуться до глаза, носа, уха | |
Развитие мелкой моторики |
Заключение _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________________ Подпись ___________________
Карта обследования детей 4,5-5 лет
ФИО пациента ПНДДС _____________________________ возраст ______________
Обследование | Выполнение |
Цвет Форма Красный синий жёлтый зелёный -подбирает одного цвета, различной формы - подбирает одной формы, различного цвета -определение формы в окружающем | |
Величина: -может расположить по величине (длине, ширине, высоте) до 5 предметов одинаковой формы | |
Конструктивный праксис: -пирамидка, матрешки (5-6 частей, сопоставление) -разрезные картинки: (количество деталей=возраст, диагональные разрезы иметь образец) - конструирование (по схеме в натуральную величину) -доски Сёгена, почтовый ящик (сопоставление) - заборчик (продолжить) | |
Графика по образцу (срисовать) К 5 годам: человек, руки, ноги, туловище, части лица | |
Количество: -счёт до 10 -счётные операции в пределах 5 -меньше больше на 1 -умение сравнивать | |
Разложить и составить рассказ из 2 картинок (сюжетное рассказывание) | |
Назначение предметов (Для чего нужны?) | |
Четвёртый лишний (форма, цвет, величина) | |
«Небылицы» | |
Память: выложить | |
Развитие мелкой моторики | |
Временные представления - времена года соотнесение с картинкой | |
Подбор картинок по группам (по родовому понятию) | |
Заключение _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________________ Подпись ___________________
Карта обследования детей 5-6 лет
ФИО пациента ПНДДС _____________________________ возраст ______________
Обследование | Выполнение |
Цвет Форма - оттенки -классификация | |
Величина: -может расположить по величине (длине, ширине, высоте) до 10 предметов одинаковой формы | |
Конструктивный праксис: -пирамидка (8 колец), матрешки (5-6 частей) -разрезные картинки: (количество деталей=возраст, диагональные разрезы) - конструирование (по схеме в уменьшенном масштабе) -доски Сёгена, почтовый ящик (зрительное соотнесение) - заборчик (продолжить) - лесенка | |
Графика по образцу (срисовать) -человек (объёмно в одежде) -дом, дерево – важно соотнесение по величине | |
Количество: -счёт до 10 -счётные операции в пределах 5 -выделение из множества (взять 5 из 10) -соотнесение с пальцами | |
Сюжетные картинки – причинно-следственные связи 5 лет – 3 картинки 6 лет – 4 картинки | |
«Небылицы» | |
Четвёртый лишний (с объяснением) | |
Временные представления - времена года соотнесение с картинкой -части суток | |
Подбор картинок по группам (по родовому понятию) с обобщающим названием (до 4-6 родовых понятий) |
Заключение _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________________ Подпись ___________________
Карта обследования детей 6-7 лет
ФИО пациента ПНДДС _____________________________ возраст ______________
Обследование | Выполнение |
Цвет Форма - классификация | |
Величина: -может расположить по величине (длине, ширине, высоте) до 10 предметов одинаковой формы | |
Конструктивный праксис: - дорисовывает незаконченные изображения, дополняет деталями - конструирование (по схеме в уменьшенном масштабе) -доски Сёгена, почтовый ящик (зрительное соотнесение) - лесенка (продолжить) | |
Ориентировка в пространстве по картинке -вверху, внизу, справа, слева -в правом верхнем углу, и пр. | |
Графика по образцу (срисовать) -человек (объёмно в одежде) -дом, дерево – важно соотнесение по величине | |
Количество: -счёт до 10 -выделение из множества (взять 5 из 10) -решение задач с открытым и закрытым смыслом | |
Опосредованное запоминание (5-8 картинок) | |
Сюжетные картинки – причинно-следственные связи Связный рассказ | |
«Небылицы» с объяснением | |
Четвёртый лишний (живое - неживое) | |
Временные представления - времена года соотнесение с картинкой -части суток -дни недели | |
Подбор картинок по группам (по родовому понятию) с обобщающим названием (до 4-6 родовых понятий) | |
Карты -ребусы |
Заключение _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________________ Подпись ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...
Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.
Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.
Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...