Создание речевой среды в логопедической группе
статья по логопедии (старшая группа)

В  данном материале представлен опыт работы по созданию речевой среды в логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_rechevoy_sredy.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Создание речевой среды в логопедической группе

В создании  речевой среды, интенсивно обогащающей словарный запас дошкольников, мы учитываем следующие положения:

  • важнейшее значение в формировании культуры речи, как особого вида деятельности имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно подтягивает деятельность ребёнка на новый более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития»;
  •   организуемая взрослым практика взаимодействия с окружающими должна способствовать обогащению и преобразованию  социального опыта дошкольника  в сфере человеческих отношений;
  • ребёнок должен выступать равным субъектом со взрослыми и сверстниками.

Формирование культуры речи дошкольников проводилось с использованием дидактических игр, где основными правилами являлись:

  • подбор игр с учетом психологических особенностей развития дошкольника;
  • в играх имеют место развитие выразительных средств родной речи.

Исходя из поставленных задач, мы предлагаем все дидактические игры, которые были использованы в нашей работе со старшими дошкольниками разделить на следующие виды:

  • - обучающие,
  • - развивающие,
  • - воспитывающие.

   

        

К обучающим играм мы относим игры, которые были использованы на занятиях – практикумах. Например, «Кто больше знает выражений просьбы», «Попроси по-разному книгу у товарища», «Что такое гостеприимство», «Встреча гостей».

В этих играх помимо решения игровых задач, осуществляются задачи знакомства с новыми представлениями.

К развивающим играм мы относим игры, в которых решаются развивающие задачи. Например, игры на развитие выразительности речи «Опишите предмет, который вам дорог» (подбор слов – эпитетов), «Скажи по-разному "Да"» (упражнение в подборе интонации).

К воспитывающим играм, мы относим игры, в которых решаются воспитательные задачи. Например, «Успокой потерявшего малыша», «Кто больше  знает ласковых слов», «Успокой потерявшего малыша», «Кто больше  знает ласковых слов».

К отдельным играм мы отнесли игровые упражнения.

I. Упражнения по технике речи (приложение).

II. Речевые этюды:  разыгрывание ситуаций «В автобусе», «У зубного врача».

Структурное содержание  работы строится на следующих принципах.

Принцип свободы 

Творческие дидактические игры не могут быть ни обязательными, ни принудительными. Они могут строиться только на интересе самих детей.

Принцип взаимодействия

Он может рассматриваться на нескольких уровнях:

а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком:

- взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;

- взаимодействие партнеров в процессе игровой деятельности;

б) взаимодействие дидактических игр и игровых тренингов;

 г) на уровне содержания развивающего процесса – взаимодействие задач на разных этапах формирования речевой культуры.

Принцип игровой задачи материала с учетом возрастных особенностей         ребенка (использование «занятия – игры», «занятия – загадки», «занятия – фантазии», «занятия- удивления», т.е. синтез игры и занятия).

Принципы рациональности и эффективности подачи материала:

      - принцип постепенности;

      - принцип системности и обобщенности предлагаемого дошкольникам   материала.

Принцип оптимального сочетания в процессе обучения репродуктивного и творческого типа заданий

Принцип учета возрастных и психологических особенностей дошкольников  (закономерностей творческих проявлений и формирование речевой культуры).

Решить задачи формирования культуры речи позволило ряд педагогических условий.

Под «педагогическими условиями» подразумевались теоретические и практические ориентиры, установки, средства организации образовательного процесса. Такими условиями явились:

- Отбор дидактических игр  к использованию в формировании культуры речи детей старшего дошкольного возраста  с учетом доступности, педагогической целесообразности и эффективности, в соответствии с гигиеническими нормами образовательного  учреждения.

- Знание и грамотное владение педагогом  технологиями разнообразных приемов использования дидактической игры  в обозначенных направлениях.

- Обеспечение дошкольникам  воспитание внимательного наблюдения за окружающими их людьми и их речью.

- Постепенное усложнение материала.

- Комплексное использование взаимодополняющих форм работы по формированию  культуры речи дошкольников  (занятия, совместная игра педагога с детьми, самостоятельная игра детей).

- Комплексное и системное использование методов и приемов развития культуры речи дошкольников старшего дошкольного возраста.

Организация и проведение дидактических игр строилось на личностно – ориентированной  модели взаимодействия.

Характерные черты личностно – ориентированной  модели взаимодействия:

Цель общения: обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры), развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребёнку с задачей создать максимально благоприятные условия, для того чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого - разрешается всё, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребёнка, не реализация некоего первоначально заданного смысла, а динамическое проектирование, подобно перестройке движения сюжета в романе по мере выявления собственной логики характера действующих лиц. Формирование умений, знаний, навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание, понятие личности ребёнка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения:  сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения с ребёнком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на дошкольника как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Следующее, что необходимо выделить в нашей работе - это  установление глубинных личностных установок на воплощение в практику так называемых субъект – субъективных связей.

Принципы  установления субъект-субъективных связей:

1. Принцип диалогизации педагогического взаимодействия - позиция взрослого и ребенка должны быть равноправными, т.е. позиция совоспитывающихся, сотрудничающихся людей.

2. Принцип проблематизации - взрослый не воспитывает, не передаёт, но актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность дошкольника, создаёт условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.

3. Принцип персонализации - ролевое взаимодействие, т.е. взаимодействие не личности, а «роли». В связи с этим следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

4. Принцип  индивидуализации - выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания.

План использования дидактических игр в формировании культуры речи на I –е полугодие

Сроки

Задачи обучения, развития и воспитания

Дидактические игры

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Познакомить учеников с разными формами приветствия.

Упражнять в умении использовать слова – приветствия.

Упражнять в умении слушать и слышать собеседника.

Обогащать словарный запас, совершенствовать выразительность речи.

Упражнения по технике речи

Закреплять четкое произношение звуков.

Развивать дикцию детей.

Познакомить с разными вариантами выражения просьбы в соответствии с нормами речевого этикета. Упражнять в умении использовать выражение просьбы.

Воспитывать чувств сопереживания и сочувствия.

Развивать выразительности речи.

Развивать дикцию детей.

Развивать диалогическую речь.

Познакомить с различными приемами поздравления в соответствии с нормами речевого этикета.

Упражнять в умении слушать и слышать собеседника.

Развивать выразительность речи.

Развивать дикцию детей.

Воспитывать чувств сопереживания и сочувствия.

Познакомить с правилами приема гостей.

Упражнять в умении использовать слова –  извинения  в соответствии с формами речевого этикета.

Развивать выразительность речи.

Совершенствовать технику речи.

Дидактические игры "Здравствуй":

- "Здравствуй друг, как ты тут…";

- "Здравствуйте, я пришел…";

- "Я пришел к тебе с приветом…"

"Будь внимательным к словам", "Запомни и повтори", "Разговор по телефону".

Дидактическая игра "Что означают  эти выражения" ("ни зги не видно", "на всю Ивановскую", "Куда Макар телят не гонял" и т.д.)

Упражнения на свистящие и сонорные звуки.

"Кто больше знает выражений просьбы", "Попроси по-разному книгу у товарища",

"В гостях у волшебника".

"Успокой потерявшего малыша", "Кто больше  знает ласковых слов".

"Опишите предмет, который вам дорог", "Скажи по-разному "Да".

Упражнения – чистоговорки на звуки с,з,ц.

"Беседа двух друзей".

 Упражнение – ситуация «В автобусе»

"Конкурс на лучшее поздравление" (устное и письменное),  "Поздравление на дне рождения".

"Кто позвал тебя", "О чем рассказал товарищ".

"Давайте говорить друг другу комплименты", "Какой (ая) товарищ".

Упражнения – чистоговорки на звуки р, л.

"Дай совет другу как лучше выполнить трудное задание".

"Что такое гостеприимство", "Встреча гостей".

"Просим у мамы прощение", "Кто больше знает слов – извинений".

"Веселые рассказы", "Голос, сила, интонация".

Игры – упражнения с использование чистоговорок, скороговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период  изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей....

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"

Консультация "Технологии создания музыкальной  коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды  в логопедических группах детского сада"...

"Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста"

Развивать речь детей, увеличивать словарный запас ласкательными словами, дыхательную систему, эмоциональную чувствительность....

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группахКоррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого...

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды испо...