Мастер- класс по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей.
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Колобок»ст.Зеленчукской КЧР
Мастер- класс по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей.
«Зарядка для язычка (практикум по проведению артикуляционной гимнастики)».
Логопед: Мосиенко И.П.
Цель мастер-класса: практический показ последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: экран, картинки артикуляционной гимнастики, буклеты с комплексами артикуляционной гимнастики .
Ход мастер-класса:
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Я хочу рассказать воспитателям как правильно проводить артикуляционную гимнастику, для того чтобы они включали ее работу с детьми как на занятиях по развитию речи, так и индивидуально в режимных моментах. Общеразвивающую артикуляционную гимнастику можно проводить в любом возрасте, начиная с первой младшей группы.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,- глубоко ошибочно. Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, неба)
Цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 с
2. «Бегемот». открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Выполнять упражнение 5 раз.
3. «Лягушки». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
4. «Слон». Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
Вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 - 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 - 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 - 15 раз.
3. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводится под счет логопеда 10 - 15 раз
4. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз
5. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
6. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
3. Заключительная часть. Воспитателям всех групп раздаю буклеты с комплексами артикуляционной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей: артикуляционная гимнастика. Как правильно?
Помочь родителям овладеть основными приемами артикуляционной гимнастики - залог успеха логопедических занятий с детьми. Сделать это поможет такой вид работы с родителями, как ...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно - важнейшие цели, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, чёткой дикции прои...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Мастер-класс...
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики
Мастер - класс для педагогов по проведению артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для родителей. Артикуляционная гимнастика.
Представляю практический материал для работы родителей с детьми по проведению артикуляционной гимнастики. Выполнение упражнений для тренировки органов артикуляции (губ,...
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики...