Арт-терапевтическая методика в коррекционной работе с детьми
презентация по коррекционной педагогике
Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, может выступать как основным методом, так и в качесте одного из вспомогательных методов коррекции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_-_terapevticheskaya_metodika_v_korrektsionnoy_rabote_2.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. В психокоррекционной практике арт-терапию рассматривают как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих ( креативных ) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Термин " арттерапия " ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук , М. Мауро , К. Тисдейла , К. Кейз , Т. Боронска , М. Либманн , К. Дрюкер , С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто , Д. Калманович , Б. Ллойд, Д. Мерфи , Э. Крамер , К. Кейз и Т. Дэлли , Д. Вудз , Д. Энли .
Цели арт-терапии : Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Облегчить процесс лечения. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Развить чувство внутреннего контроля. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления : - изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.; - имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию; - музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; - сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды; - кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; - коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию ; - оригами- фигуры из бумаги; - песочная терапия – работа с песком; - куклотерапия – идентификация с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки); - игровая терапия и т. д.
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: - реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности; - актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; - создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; - актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.
Функциями арт-терапии являются: 1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний. 2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния. 3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии. - Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. - Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".
Значение арт-терапии : Арт-терапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности. Арт-терапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Арт-терапия – как способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы , ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения ,более успешно строить свою жизнь. Арт-терапия , как метод – безболезненна, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике , социальной и коррекционной работе.
Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Артерапевтичесике методики в психокоррекции спосоствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально – волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному здоровью. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных методик в коррекционной работе с детьми ОВЗ
В данной статье представлен опыт работы с детьми ОВЗ - новые методы коррекции ("Телодвижения цифр")....
Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить дополнительное обр...
Методика коррекционной работы с детьми в старшей возрастной группе
В настоящее время никто не сомневается, что коррекционную работу с детьми, отстающими в развитии надо начинать в дошкольном возрасте.Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификаци...
Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...
Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.
Терапевтические сказки для детей имеющих трудности в общении со сверстниками....
Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.
Описание общих разделов арт-терапии.Применение различных способов арт-терапии для коррекции и воспитания ребенка....
Арт - терапевтическая методика в коррекционной работе с детьми
Арт - терапевтическая методика в коррекционной работе с детьми...