Проект «Я рисую и сочиняю» по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ТНР
проект по логопедии (подготовительная группа)

Дацькив Елена Леонидовна

      "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету" - писал К.Д.Ушинский.

       Проект  "Я рисую и сочиняю"  - результат взаимодействия воспитанников подготовительной  логопедической группы, учителя- логопеда, родителей и воспитателей  по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование схем для составления описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ya_risuyu_i_sochinyayu.doc558 КБ
Файл 1.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида № 8 «Крепыш»

143903, Московская обл., г. Балашиха, пр-кт Ленина, д. 83

http://bal-ds8.edumsko.ru

тел/факс: 8 (495) 521-31-94

e-mail: detsadik.8@mail.ru

Проект

«Я рисую и сочиняю»

по  развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

                                                                        Работу выполнила

                                                                           учитель – логопед   Дацькив Е.Л.

ГО Балашиха, 2019 г.

Аннотация проекта

          Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, адекватно воспринимать и воспроизводить тексты – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи

         При ОНР нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. Отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной стороны речи, отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ТНР приобретает первостепенное значение и требует  от логопеда поиска средств, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких  средств являются  опорные схемы для составления описательных рассказов, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения детьми нового материала. Данный проект имеет практико – ориентированный характер и может быть использован в своей работе  учителями - логопедами, воспитателями ДОУ, родителями для формирования и развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР.

Актуальность проекта

            Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребёнка. В работах Л.С.Выготского, М.М.Алексеевой, С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.

             Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми. Тем активнее он развивается психически, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

           О необходимости развития речи детей сказано и в ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделить звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

       

         Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.

           Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза наряду  с физическим и умственным развитием ребёнка, а также служит показателем его общего развития. Полноценное гармоничное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

           Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родного языка, так как  в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная, так как общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи  наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка, В связной речи отражены все задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью -  это основа формирования личности ребенка дошкольника, которая отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребёнка. 

           Связная речь – это развёрнутое  изложение  определённого  содержания, которое  осуществляется  логично, последовательно и точно, грамматически правильно. Для построения связного высказывания необходимо:

1) ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие);

2) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества;

3) устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями;

4) умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение;

5)  подбирать подходящие для выражения данной мысли слова;

6)  уметь строить сложные предложения;

7)  использовать языковые средства для связи предложений. 

            Диагностика состояния познавательной активности и языковых средств общения детей с ТНР  показывает  наличие  лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений, ограничивающих возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков у детей. Монологическая речь детей с ТНР  характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической  последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений, поэтому   формирование связной речи у дошкольников является важнейшей задачей логопеда,  а также требует создания новых или модернизации  эффективных  методик  и инновационных  приёмов  формирования  речевой деятельности. Также при выборе методов, приёмов и средств обучения следует учитывать, что дети с ТНР   нуждаются в дополнительной помощи, аудио и визуальных «сигналах», чётких «опорах» для речевого прогресса.                                   

         Работая с детьми с  речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств являются  опорные схемы для составления описательных рассказов  как один из приемов моделирования. Опорные схемы – это попытка  использования  для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В схеме производится графическое или частично графическое изображение предметов или явлений, их частей и признаков, выполняемых действий по отношению к ним, которое понятно детям и является планом будущего рассказа. У ребёнка появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

         Актуальность использования схем состоит в том, что:

1) применяя на практике  графическую аналогию,  мы учим детей выделять   главное, систематизировать полученные знания;

2) использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

3) ребёнок – дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

         Обязательным условием для всестороннего развития ребенка является взаимодействие его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Речь - «важнейшее средство человеческого общения». От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в развитие связной речи. Поэтому  способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя – логопеда, ребенка, родителей и воспитателей становится   наиболее эффективным методом в решении  задачи развития связной речи детей с ТНР.

Цель проекта: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе  использования инновационных технологий.

Задачи:

1) проанализировать теоретическую и методическую литературу, программные требования и нормативно – правовые документы  по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР;

2) подобрать и систематизировать наглядно – дидактический материал по использованию визуальных схем – моделей для формирования и развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР;

3) формировать и закреплять умение детей  составлять описательные рассказы о предметах и объектах по визуальной схеме - модели;

4) расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и правильного звукопроизношения  в контексте развития связной речи;

5) развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, воображение;

6) повышать самостоятельность и самооценку детей;

7) сформировать активную родительскую позицию  на основе взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития связной речи;

8) повысить педагогическую компетентность воспитателей логопедической группы №6 «Пчёлка».

Тип проекта:  педагогический, практико – ориентированный.

Участники проекта: воспитанники подготовительной логопедической группы № 6 «Пчёлка», учитель – логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта:   долгосрочный, сентябрь  2018г – май 2019г.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

 наглядный –  демонстрация  схем для составления описательных рассказов, показ  приёмов использования схем;

словесный: рассказывание по схеме, проговаривание способов использования схем;

практический: выполнение игровых упражнений  с использованием предметных демонстрационных схем.

Приёмы:  совместное рассказывание,  образец рассказа, анализ образца рассказа,  план рассказа,  коллективное обсуждение рассказа, составление рассказа командами,  составление рассказа по частям,  оценка,  вспомогательные вопросы,  указания, подсказка  нужных слов,  прослушивание детьми своих рассказов, записанных на электронные носители,  мотивационные установки,  загадывание и отгадывание загадок.

Ожидаемые результаты:

1) Сформированы навыки построения связного и целостного описательного высказывания.

2) Сформированы умения анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.

3) Повышение речевой активности, самостоятельности, самооценки детей.

4) Повышение педагогической компетентности родителей.

5) Активное участие родителей в коррекционно- развивающем процессе;

6) Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные эффективные формы и методы работы.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Вид деятельности

I

Подготовительный

Диагностика речи детей

Определение проблемы

Изучение теоретической и методической литературы по выявленной проблеме

Определение цели и задач проекта

Распределение обязанностей между участниками проекта

Составление календарно – тематического плана лексических тем недели

Подбор дидактического материала по лексическим темам.

II

Основной (практический)

Знакомство детей с алгоритмом составления описательного рассказа и зрительной схемой

Составление  описательных рассказов  по схеме в соответствии с КТП  в специально организованных  условиях  ДОУ

Индивидуальное составление рассказов детьми  по предложенному плану и схеме  совместно с родителями, создание иллюстраций, рисунков к составленным рассказам.

III

Заключительный

Изучение эффективности реализации проекта

Подведение итогов работы над проектом, планирование дальнейшей работы

Создание продукта  - альбома рассказов «Я рисую и сочиняю»

Вручение альбомов детям на празднике

                     

Содержание работы  по реализации проекта

Первый этап (подготовительный)

(01.09  -  15.09.2018 г.)

          На подготовительном этапе  реализации проекта была проведена диагностика всех компонентов речи детей подготовительной группы № 6 «Пчёлка».   Дети зачислены в МБДОУ Детский сад  компенсирующего  вида № 8 «Крепыш»  на основании  направления   ТПМПК  ЦППМСП  «Радуга», коррекционно – развивающее обучение строится на основании АПДО под редакцией  Н.Нищевой. В подготовительной группе 21 ребёнок. Из них с речевым заключением ОНР I уровня- 4 детей, ОНР I-II уровня- 3 детей; ОНР II уровня- 3 ребёнка, ОНР II-III уровня – 2 детей, ОНР III уровня – 4 детей, ФФН – 3 ребёнка, кроме того, 9 детей имеют диагноз дизартрия, что говорит о нарушении  у них иннервации речевого аппарата. Диагностика выявила следующие проблемы:

  1. у 19 из 21 выявлено нарушение произношения звуков (90%);
  2. нарушение произношения слов сложной слоговой структуры;
  3. основные грамматические ошибки:
  1. неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
  2. ошибки в согласовании числительных с существительными;

     3) ошибки при образовании относительных и притяжательных прилагательных;

4) ошибки в употреблении предлогов;

  1. ограниченный словарный запас;
  2. дети, отвечая на вопросы, используют односложные ответы;
  3. при составлении рассказа дети пользуются короткими фразами;
  4. возникают проблемы в подборе необходимой лексики;
  5. отмечено нарушение смысловой и логической последовательности в изложении материала;
  6. часто возникают паузы;
  7. дети пропускают главные события и выделяют второстепенные детали.

        Для определения методов и приемов коррекционной работы была изучена научно-методическая литература по теме «Формирование и развитие связной речи детей с ОНР» (Приложение 1). На основании изученной литературы определены условия  развития связного высказывания.      

        Успешное развитие описательной монологической речи зависит от:

  1. речевой среды;
  2. социального окружения;
  3. семейного благополучия;
  4. индивидуальных особенностей личности ребёнка;
  5. познавательной активности;
  6. физического состояния ребёнка.

         На основании АДПО составлено календарно – тематическое планирование лексических тем на учебный год (Приложение 2). В соответствии с программными требованиями, задачами коррекционно - развивающей работы подобран и систематизирован дидактический материал для составления описательных рассказов.

  Для воспитателей   оформлена «Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей подготовительной логопедической группы №6 «Пчёлка»,  подобраны игровые упражнения для формирования и развития лексико-грамматических категорий в соответствии с календарно – тематическим планированием, также представлены планы  для составления описательных рассказов и схемы к ним (Приложение 3).

 Для родителей разработаны рекомендации по  формированию лексико – грамматических категорий, подобрана и разработана картотека схем для составления описательных рассказов и предложен план составления описания. Данные рекомендации представлены  на стенде в родительском уголке и в индивидуальной тетради ребёнка (Приложение 4).

          На родительском собрании (22.09.2018г)  было принято решение о создании альбома детских рисунков и рассказов, которые дети составляют после изучения определённой лексической  темы,  на основании предложенного логопедом плана и схемы для составления рассказа. Данный рассказ – итог изучения лексической темы и результат сформированных у ребенка умений в процессе коррекционно – развивающей работы учитель – логопеда и воспитателя.

Второй этап –основной (практический)

(16.09.18 – 15.05.2019 г.)

           Непосредственно перед составлением описательного рассказа в течение недели с детьми  проводилась предварительная работа, которая  включает:

1) формирование лексического и грамматического базиса связной речи;

2) развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры;

3) развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе  деятельности;

        Игровые упражнения, используемые в предварительной работе, подобраны и систематизированы в «Тетради взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей подготовительной логопедической группы №6 «Пчёлка».

       Работа с детьми на данном этапе предполагала:

  1. Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам.

Дети познакомились с  алгоритмом описания предмета, а именно:      

  1. общее определение и называние  предмета;
  2. перечисление признаков, свойств, качеств, действий;
  3. завершение - итоговая фраза, которая даёт оценку предмету, содержит отношение к нему.

На этапе знакомства с алгоритмом  важное  значение имеют:

  • продуманная постановка вопросов, которые задаются ребёнку в определённом порядке,
  • эффект закрепления  и  привыкания (речевой образец, пояснение, указание, повторение, напоминание, подсказка, исправление и др.).

         В результате в сознании ребёнка  возникает чёткая структура при составлении описания, которая закрепляется  и используется им в аналогичных ситуациях:

1) называние объекта (Что это? Кто это? Как  это  называется?);

2) раскрытие  отдельных  тем: признаки, свойства, качества, характеристики,  действия (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Что он может делать? И т.д.);

3) отношение к объекту, его оценка (Он мне понравился? Чем конкретно?  и др.);

2) Апробирование в работе с детьми различных приемов обучения составлению описательных рассказов:

  1. совместное рассказывание;
  2. образец рассказа;
  3.  анализ образца рассказа;
  4. план рассказа;
  5. коллективное обсуждение рассказа;
  6.  составление рассказа командами;
  7. составление рассказа по частям;
  8. оценка;
  9.  вспомогательные вопросы,  подсказка  нужных слов;
  10.  прослушивание детьми своих рассказов, записанных на носители;
  11. мотивационные установки;
  12.  загадывание и отгадывание загадок.

         В конце учебной недели родители знакомились с рекомендациями по составлению описательного рассказа (планом и схемой), которые были размещены в индивидуальных тетрадях детей.

        На основании предметной лексики, соответствующей КТП  и предложенной в рекомендациях для родителей, дети самостоятельно выбирали предмет для описания, рисовали его изображение или иллюстрацию, а родители записывали рассказ на обратной стороне рисунка.

        В начале учебной недели дети демонстрировали свои работы, которые собирались учителем - логопедом в отдельные папки для каждого ребёнка и хранились в логопедическом кабинете до конца учебного года.

      На данном этапе был подготовлен видеофильм «МАМА», в котором дети рассказывали о маме. Презентация  фильма  состоялась 14 марта 2019г. на утреннике, посвящённому Международному женскому дню 8 Марта.

     Воспитанник подготовительной логопедической группы Лёня  Семененко принял участие в муниципальном дистанционном  Конкурсе   «Фестиваль  цветов» среди  ДОУ  ГО Балашиха в номинации «Знаток комнатных растений», проводимый  МБУ ДО «ДТДиМ» ГО Балашиха   29.04.2019г.  с  рассказом «Монстера». Мальчик занял III призовое место.

Третий этап - заключительный

(16.05-31.05.2019г.)

        На данном этапе поводилась итоговая диагностика речевого развития детей, оформление альбома  «Я рисую и сочиняю», отчет о результативности проекта на родительском собрании и  итоговом педагогическом совете, вручение альбомов воспитанникам  подготовительной группы на выпускном балу.

          Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать  выводы:

  1.  использование схем при составлении рассказов облегчает овладение связной речью;
  2.  наличие   зрительного плана  делает рассказы  детей  более точными, яркими, насыщенными;
  3.  у детей расширяются знания, представления об окружающем мире, активизируется словарь, формируется грамматическая сторона речи, развивается связная речь;
  4.  быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
  5.  закрепляются навыки планирования высказывания;
  6.  дети учатся строить внутренний план высказывания с опорой на наглядность и без этой опоры;
  7.  у детей активизируется речевая активность;
  8.  дети запоминают большее количество речевого материала, в котором успешно закрепляются навыки связного высказывания;
  9.  активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление);
  10. родители активно включились в коррекционно - развивающий процесс;
  11.  активное включение родителей в процесс составления рассказов в домашней обстановке повысил речевую активность детей и их самооценку.

Итоговая диагностика речи детей показала положительную динамику.

Комиссия по выпуску из речевой группы выявила следующие результаты:

из    19 (100%)   детей выпущено:

с чистой речью -15 (79%)  ,

со значительным улучшением речи – 2 детей (10,5%);

с улучшением речи – 2 детей (10,5%);

без изменений- 0 детей (0%).

         Воспитанник подготовительной логопедической группы Лёня  Семененко занял III призовое место на муниципальном дистанционном  Конкурсе   «Фестиваль  цветов» среди  ДОУ  ГО Балашиха в номинации «Знаток комнатных растений», проводимый  МБУ ДО «ДТДиМ» ГО Балашиха   29.04.2019г.  с  рассказом «Монстера». https://mdudoddt.edumsko.ru/activity/meropriyatiy/post/470981

       В процессе работы над проектом был систематизирован наглядно – дидактический материал по использованию визуальных схем для формирования  и развития связной речи детей дошкольного возраста  с ТНР и оформлена   «Тетрадь  взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной логопедической группы  «Пчёлка» с рекомендациями по развитию связной речи детей.   Для родителей оформлена картотека  схем для составления описательных рассказов.

      Родители дали положительную оценку деятельности ДОУ по вопросу коррекции и развитии речи детей. В течение года они приобрели и использовали на практике новые знания по вопросам речевого развития детей, которые помогли реализовать их педагогический потенциал при подготовке  рисунков и рассказов  с детьми в домашней обстановке.

     В процессе реализации проекта установился положительный  психологический климат между учителем – логопедом и воспитателями. В процессе использования  различных приемов работы со схемами воспитатели приобрели новые умения и тем самым повысили свою компетентность, а также смогли проявить свою творческую активность.

      Перспективы работы над проектом :

  • Продолжить работу по данному направлению с детьми нового набора в логопедическую группу.
  • Презентация проекта в  СМИ.

                                                                                                         Приложение 1

 

Список используемой литературы:

1.Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

2.Образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР ( общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. Нищева Н.В. Издание 3-е,  перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.-240с.http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D0%9D%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-3-7.pdf

3.Абубекирова,  С.В.Карпушкина Е.А. Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями с помощью наглядного моделирования. В сборнике: Глобализация науки: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции.2014.С.156-158

4.Асанова Г.Р., Лебедева  Н.В. Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В сборнике: Педагогика: Традиции и инновации. Материалы 4 Международной научной конференции.2013.С. 135-137

5.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 1997.

6.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. М., 1984.

7. Волкова Ю.С., Черткова Л.В. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Москва, Издательство «ТЦ Сфера», 2007.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

9. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе. – М: Издательство ГНОМ иД, 2007.

10. Земляченко М. В.,  Кутергина  Т. В.,  Посохова Г. И.  Формирование связной речи с помощью мнемотехники [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф.  (г. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. М., Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 125-128. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3653/ (дата обращения: 25.06.2019).

11. Каковкина С.Н. Использование технологии наглядного моделирования при составлении описательных рассказов у дошкольников с нарушениями речи. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.2015.Т.2.№4.С.74-76

12. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). Под редакцией  И. В. Козиной. Учебно – методическое пособие.-М., Центр педагогического  образования, 2010.-176с.

13.  Осипова Л.Б. Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста. В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы 7 международной научной конференции.2015.С.51-53.

14. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед № 4, 2008- С.102-105  1984.

15. Развитие речи и речевого общения/ Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1995.

16. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/7511-tkachenko-ta-sxemy-dlya-sostavleniya.html

17. Ткаченко  Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. М., 2001.

18. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

19. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.

20.Shesternina_N_L_Opornye_skhemy_v_kartinkakh.pdf https://vk.com/doc18275808_459681692?hash=4d62e254b90f52745c&dl=8934377d22a4ae3bd8

21. https://files.1urok.ru/c/file0-b8cbdc807e7a700e342e6d18bc0a2aa144d00661.docx

                                                                                                                                                                  Приложение 2

      Календарно – тематический план  проведения образовательной деятельности в подготовительной группе № 6 «Пчелка» на 2018 -2019 учебный год

месяц

неделя

Лексика

Обучение    грамоте

Грамматический строй

Связная речь

сентябрь

1

диагностика

2

диагностика

3

Детский сад. Игрушки. Профессии.

Предложение.

Слова предметы.

Слова действия.

 Слова признаки.

Закрепление  категории  Им. п. мн. ч. существительных.   Согласование прилагательных с   существительными, согласование числительных мой, моя, моё, мои и  существительных.

Составление описательного рассказа «Моя игрушка»

4

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах

Звук У,

буква У

Звук  А,

буква А

Закрепление категории Р.п. мн.ч.

Согласование прил. с сущ. м.р., ж.р.

Употребление относительных прилагательных.

Образование сложных слов, однокоренных слов.

Составление описательного рассказа «На грядке»

октябрь

1

Фрукты. Труд взрослых в садах

Звуки  А - У

Звук О,

буква О

Закрепление  категории  Р.п. мн.ч. Согласование прил. с  сущ. м.р., ж.р. Употребление  относительных прилагательных.

Образование сложных слов, однокоренных слов .

Составление описательного рассказа

«В саду»

2

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Звук И,

 буква И

Звук Э,

буква Э

Подбор родственных слов.

Согласование существительных с прилагательными.

Составление описательного рассказа

«Осень»

3

Грибы, ягоды. Лес

Звук Ы,

буква Ы

Звук И - ы

Подбор родственных слов.

Согласование существительных с прилагательными.

Составление описательного рассказа

«Самый вкусный гриб»

4

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме

Гласные звуки и буквы

Слог. Ударение

Преобразование глаголов единственного числа во множественное число; употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Составление описательного рассказа

«Нпсекомое»

5

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету

Звуки М- М”, буква М

Звуки В- В”, буква В

Усвоение категории родительного падежа мн.и ед. числа. Использование в речи глаголов в ед.и мн.числе.

Составление описательного рассказа

«Птичка»

   ноябрь

1

Хлеб. Профессии.

Звуки Н- Н”, буква Н

Звуки П- П”, буква П

Подбор  родственных слов, образование приставочных глаголов. Закрепление образования сложных слов.

Составление описательного рассказа

«Колосок»

2

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. Профессии.

Звуки Т – Т”, буква Т

Звуки К – К”, буква К

Образование притяжательных прилагательных.

Согласование существительных с числительными.

Употребление слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Составление описательного рассказа

«Мой питомец»

3

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме

Звуки С – С”, буква С

Звуки Х – Х” , буква Х

Образование притяжательных прилагательных.

Согласование существительных с числительными.

Употребление слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Составление описательного рассказа

«Лесной житель»

4

Поздняя осень.

Звуки К - Х

Звуки З – З”, буква З

Образование существительных в ед. и мн.ч. Образование относительных прилагательных.

Составление описательного рассказа

« Поздняя осень»

декабрь

1

Одежда, головные уборы. Профессии.

Звуки С - З

Звуки Б – Б”, буква Б

Образование существительных в ед. и мн.ч. Образование относительных прилагательных.

Употребление притяжательных прилагательных.

Составление описательного рассказа

«Одежда»

2

Зима. Зимующие птицы

Звуки П - Б

Звуки Д – Д”, буква Д

Употребление родственных слов. Согласование прилагательных с существительными.

Использование в речи существительных в единственном и множественном числе. Употребление простых и сложных предлогов.

Образование глаголов с помощью приставки.

Составление описательного рассказа

«Зимующая птица»

3

Обувь. Профессии.

Звуки Т - Д

Звуки Г – Г”, буква Г

Образование существительных в ед. и мн.ч.

Образование относительных прилагательных.

Употребление притяжательных прилагательных.

Составление описательного рассказа

«Моя обувь»

4

Новый год. Зимние забавы.

Звуки К - Г

-

Согласование существительных с  прилагательными и числительными.

-

январь

1

        

2

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия

Звук Ш

Звук  Ш,

буква Ш

Образование сложных слов.

Подбор синонимов.

Согласование сущ. с прил. И числительными

Составление описательного рассказа

«Транспорт»

3

Орудия труда. Инструменты. Электроприборы.

Буква Я

Звук  Ж

Образование относительных прилагательных и приставочных глаголов .

Составление описательного рассказа

«Электроприбор»

4

Человек, части тела

Звук Ж, буква Ж

Звуки Ж - Ш

Согласование существительных с прилагательными и числительными. Подбор антонимов.

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Употребление прилагательных в сравнительной степени.

Составление описательного рассказа

«Точка, точка, запятая…»

5

Комнатные растения, размножение, уход.

Звуки З - Ж

Звук Л

Согласование существительных с прилагательными.

Составление описательного рассказа

«Цветок на подоконнике»

февраль

1

Животные холодного климата.

Звук Л

Звук Л”

Образование притяжательных прилагательных.

Согласование существительных с числительными.

Употребление слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Составление описательного рассказа

«Животное Севера»

2

Животные жарких стран, повадки, детеныши

Звуки Л – Л”, буква Л

Буква Е

Согласование существительных с прилагательными.

Образование притяжательных прилагательных.

Подбор синонимов.

Образование существительных с помощью суффикса ИЩ.

Составление описательного рассказа

«Животное жарких стран»

3

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы

Буква Ё

Звук Р

Употребление относительных и притяжательных прилагательных.

Употребление синонимов.

Составление описательного рассказа

4

День защитника Отечества

Звук Р”

Звуки Р – Р”

Согласование сущ. с прил.и числительными.

Образование существительных с суффиксами –ист, -чик.

Составление описательного рассказа

«Защитник»

март

1

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник

Звуки Р - Л

Звуки Р – Р”

Согласование существительных с прилагательными.

Подбор синонимов. Согласование притяжательных местоимений с существительными .

Составление описательного рассказа

«Моя мама»

2

Ранняя весна. Деревья весной.

Звуки Ф – Ф”, буква Ф

Звуки  В - Ф

Согласование существительных с числительными. Относительные прилагательные.

Составление описательного рассказа

«Весеннее дерево»

3

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. Профессии.

Буква Ю

Буквы У - Ю

Согласование существительных с числительными. Относительные прилагательные.

Составление описательного рассказа

«В квартире»

4

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Профессии.

Звук Ц, буква Ц

Звуки С - Ц

Согласование существительных с числительными. Относительные прилагательные.

Составление описательного рассказа

«Моя посуда»

Апрель

ель

1

Продукты питания.

Звук Й

Звуки Л - Й

Согласование существительных с прилагательными и числительными. Подбор антонимов. Подбор прилагательных.

Составление описательного рассказа

«Готовим с мамой»

2

Космос. Профессии.

Звук Ч”, буква Ч

Звуки Ч” – Т”

Подбор родственных слов.

Составление описательного рассказа

«В космосе»

3

Профессии взрослых. Трудовые действия

Звуки Ч” – С”

Звук Щ”, буква Щ

Образование притяжательных прилагательных. Согласование числительного с существительным

Составление описательного рассказа

«Профессия»

4

Скоро в школу. Школьные принадлежности. Профессии.

Звуки Ч” – Щ”

Звуки Щ” – С”

Согласование существительных с прилагательными и числительными. Подбор антонимов. Подбор прилагательных.

Составление описательного рассказа

«Я - школьник»

май

1

Наш город

Ь

Ъ

Подбор сходных по значению слов (синонимов). Согласование существительных с притяжательными местоимениями.

Составление описательного рассказа

«Мой любимый город»

2

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной

Повторение

Повторение

Согласование прилагательных с существительными. Подбор прилагательных и глаголов к существительным

Составление описательного рассказа

« Майский пейзаж»

3

Диагностика

4

Диагностика

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                  Приложение 3

Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей подготовительной группы № 6 «Пчёлка»

Комнатные растения. Размножение. Уход.

(5 неделя января)

Разделы

Содержание

Результаты выполнения

дата, подпись

примечания

Артикуляцион-ная  моторика

«Улыбочка», «Трубочка», «Блинчик», «Накажем непослушные язык», «Качели», «Лошадка», «Барабанщик»

Общая

моторика

Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветкам помогает расти.

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли. (И. Лопухина)

Выполнение движений по тексту.

Мелкая моторика

Раз – мы в комнату войдём,

Два – цветы с тобой польём,

Три – герань полей скорей,

Четыре – лей, да не жалей.

Пять – на кактус лей чуть – чуть,

Шесть  - и флоксы не забудь.

Семь – ещё полей вьюнок,

Восемь – розы корешок,

Девять – нежную фиалку,

Десять – так цветочек жалко.

Мы с тобою их польём,

Пыль с цветочков оботрём,

Будет комната сиять,

Детям радость доставлять.

На каждую цифру разминать фаланги каждого пальца

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы начнём цветы считать,

Он пушистый и красивый,

Аспарагус мой любимый,

Колеус сейчас польём.

Очень воду любит  он.

Традесканцию с тобой

Мы рассадим черенком.

Кисточкой взмахнём-

Пыль с фиалки уберём.

Листья фикуса большие

Красивой тряпочкой протрём.

На каждое называние комнатного растения загибать палец

Мимика

Мы умеем удивляться.

Удивление

Мы умеем огорчаться.

Огорчение

Мы умеем сердиться.

Злость

Мы умеем веселиться.

Радость

Фонетико – фонемати

ческие представления

1. Определять место звука  [л] в словах  (называть слова со звуком  [л]).

2. Звуковой анализ слогов:  ла,  ло,  лу,  лы,  лэ, ал, ол, ул, ил, эл.

3. Звуковой анализ слов  лапа, лук, лужа, зал, вол.

4. Слоговой анализ слов со звуком [л].

4. Дифференциация звуков [з - ж]: «Запомни, повтори»: за – жа,  зо – жо,  зу – жу, зы – жи,  зэ – же (и  наоборот).

5. Игра «Запомни, повтори» называть  по три слова   из раздела  «Лексика» и предложить ребенку  повторить  слова.

Лексика

Предметы (существительные) – бегония, герань, бальзамин, кактус, аспарагус, кливия, фуксия, хлорофитум, алоэ, каланхоэ,  амарилис, земля, корень, стебель, листья, бутон, лепестки, вода, полив, польза, корм, лекарство.

Признаки (прилагательные) – красные, пахучие, нежные, цветущие, красный, жёлтый, белый, зелёный и т. д., комнатные, полезные, лечебные.

Действия (глаголы)  – сажать,  выращивать,  ухаживать,  расти,  цвести, распускаться,  срезать,  собирать,  рвать,  сушить,  заваривать,  лечиться,  радовать.

Грамматический строй

(используем слова из раздела «Лексика»)

1 Игра «Назови ласково»:  фиалка - фиалочка  (стебель, корень, цветок, лист, вода)

2. Игра « Один - много»: кактус- кактусы (аспарагус, фикус,  кливия, фуксия, хлорофитум,  амарилис, земля, корень, стебель, лист, бутон, лепесток).

3. Игра « 1 -2-5 »: один кактус – два  кактуса -  пять кактусов

 (аспарагус, фикус,  кливия, фуксия, хлорофитум,  амарилис, земля, корень, стебель, лист, бутон, лепесток).

4. Игра «Говори не торопись, но смотри, не ошибись»

У Кати кактус – это Катин кактус.      У   Наташи фуксия – это …………..

У Сени фикус – это………..                     У    Ксюши кливия – это ……………

У Кили герань – это ………                      У    Оли бегония – это ………………

Связная речь

Составить описательный рассказ по схеме:

  1. Название растения.
  2. Где растёт
  • лес, луг, река (дикорастущее растение);

  • сад, парк, комната (культурное растение).
  1. Строение (стебель, листья, лепестки, серединка ).
  2. В какое время года расцветает (весной, летом, осенью, зимой).
  3. Форма цветка (круглый, овальный, треугольный, ромбовидный ).
  4. Форма листьев (круглые, ромбовидные, треугольные, клинообразные, овальные, удлиненные и узкие, игловидные ).
  5. Цвет серединки, стебля, листьев, лепестков.
  6. Значение в жизни человека.
  7. Значение в жизни природы.

                                                                                                     Приложение 4                                                                              

Рекомендации по развитию речи детей для родителей подготовительной группы № 6 «Пчёлка»

Орудия труда. Инструменты. Электроприборы

Предметы (существительные) –

 1) инструмент, молоток, топор, пила, ножовка, напильник, клещи, отвертка, шуруп, ножницы, гвоздь, тиски, кусачки, гайка, ключ, болт, кисть, игла, нитки, нож, лопата, грабли, стекло, пластмасса, железо, дерево, металл, резина, кожа, глина,  бумага, материал, сноровка;

2) электроприбор, телевизор, телефон, магнитофон, утюг, пылесос, стиральная машина, холодильник, фен, лампа, плита, чайник, мясорубка, машина (стиральная, швейная), печь (микроволновая), вентилятор, компьютер, миксер, кофемолка, радиоприёмник, видеомагнитофон, тостер, комбайн (кухонный), соковыжималка, ток, электричество, розетка, шнур, провод, вилка.

Признаки (прилагательные) –

 1) нужный, пластмассовый, гаечный, металлический, стеклянный, деревянный, острый, железный, резиновый, кожаный, глиняный, бумажный;

2) бытовой, электрический, современный, удобный, необходимый, разнообразный, надёжный, лёгкий, мощный, горячий, опасный.

Действия (глаголы)  –

1)  рубить, пилить, забивать, точить, откусывать, крутить, вертеть, выдергивать, шить, копать, сгребать, красить, наметывать;

2) включать, смотреть, пылесосить, чистить, слушать, говорить, стирать, сушить, гладить, смотреть, чистить, сушить, говорить, стирать, гладить, готовить, мешать, греть, печь, жарить, варить, кипятить, играть, освещать, морозить, охлаждать, хранить, работать.

Качества (наречия) –  аккуратно, ловко, опасно, осторожно, горячо, внимательно, обязательно.

  1.  Игра «Назови ласково»:  молоток - молоточек…..(из раздела «Предметы»)

2. Игра «Какая, какой, какое, какие?» :

Гвоздь из железа – железный гвоздь

Доска из дерева-

Ножницы из металла –

Сапоги из резины –

Перчатки из кожи –

Салфетка из бумаги –

Горшок из глины –

Стакан из стекла –

Бутылка из пластмассы –

3. Игра «Назови инструмент»:

Чем можно рубить-

Чем можно забивать гвозди -

Чем можно пилить -

Чем можно  резать -

Чем можно отвинчивать винт -

Чем можно  выдергивать гвозди-

Чем можно  шить -

Чем можно  штопать –

Чем можно копать -

Чем можно сгребать траву -

Чем можно  точить ножи, пилу -

Чем можно откусывать проволоку –

Чем можно красить –

Чем можно закручивать гайки –

(топор, молоток, пила, ножовка, нож, ножницы, отвёртка, клещи, иголка, лопата, грабли, напильник, кусачки, кисть, гаечный ключ)

4. Игра  «Назови предмет»:

Пыль  сосёт – пылесос,

Мясо рубит - ……….

Кофе мелет - ………..

Сок выжимает - ………..

Сохраняет продукты   - ……….

Стирает бельё - …..

Кипятит  воду - ………

Морозит  продуты - ……………

Освещает комнату - …………….

Гладит бельё - ………………..

Сушит  волосы - ………………..

Показывает мультфильмы - …………………..

Разогревает пищу - …………………………..

Печёт пироги - …………………………

Варит суп - ………………………

5. Игра   « Скажи со словом «много» »:

много телевизоров:

телевизор, телефон, магнитофон, утюг, пылесос, стиральная машина, холодильник, фен, лампа, плита, чайник, мясорубка, машина (стиральная, швейная), печь (микроволновая), вентилятор, компьютер, миксер, кофемолка, радиоприёмник, видеомагнитофон, тостер, комбайн (кухонный), соковыжималка, ток, электричество, розетка, шнур, провод, вилка.

6. Нарисовать рассказ и составить описательный рассказ по плану   и   схеме:

1.Что это?

2. Цвет.

3. Форма, размер.

4. Материал.

5. Детали.

6. Применение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...

Педагогический проект "Развитие связной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством настольного театра"

Проект направлен на систематическую работу по развитию связной речи детей посредством настольного театра. В настольном театре используются русские народные сказки. Сказка является эффективным средство...