Как правильно говорить?
консультация по логопедии
Культура нашей речи зависит не только от знания орфографии и пунктуации, но и от того, насколько мы владеем орфоэпией. Так называют собрание правил современного литературного произношения. Этот лингвистический термимн образован от греческих слов: orthos-прямой, правильный и epos-речь.Знание и соблюдение педагогом правил современного русского языка, постоянное совершенствование качеств речи -это залог успешной работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_pravilno_govorit.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно говорить?
Консультация для педагогов
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно правильно говорить. Все мы учили русский язык в школе и нам прививали навыки грамотного письма. Наши знания русского языка измерялись отсутствием ошибок на письме: в сочинениях и диктантах. Но культура речи – это не только знание орфографии и пунктуации. Все мы умеем правильно и грамотно написать заявление, протокол, выступить на собрании. Свободно владеем разговорной речью: рассказываем, ведём диалог, спорим, убеждаем…
Но в речи того или иного чяеловека окружающим всё таки что-то не нравится. Например: безошибочно можно узнать, откуда человек родом. Нас подводит произношение, в звучащей речи мы делаем какие–то ошибки, нарушающие литературно - языковую норму.
Культура нашей речи звисит не только от знания орфографии и пунктуации, но и от того, насколько мы владеем орфоэпией. Так называют собрание правил современного литературного произношения. Этот лингвистический термимн образован от греческих слов: orthos-прямой, правильный и epos-речь.
Культура речи определяется двумя условиями:
1. Правильность интонации, которая зависит от темпа, рима речи, паузации, расстановки фразового ударения на отдельных словах. Интонация не вызывает особых затруднений у людей, говорящих на родном языке и с трудом даётся иностранцам.
2.Правильность произношения звуков и верная расстановка ударений в словах. С этимпи тонкостями мы сталкиваемся постоянно, и людям, испытавшим даже в детстве влияние местных говоров, приходится бороться, порой на протяжении всей жизни, с теми отклонениями от литературной нормы, которые остались в их устной речи.
Особенности русского литературного языка:
1.Звуки, образующие слова, часто не совпадают с буквами. Например: вОда-вАда, луГ-луК; в слове солнце не читаем звук [Л].
2.В быстрой речи звуки выпадают из слов. Например: правоз, галсавать, суталка, (вместо паровоз, голосовать, сутолока).
3. После звуков [Ж], [Ш], [Ц] на месте звука [Е] произносится звук средний между [Ы]-[Э], в слоге, который предшестует ударному: жЫэна, цЫэна, шЫэптать.
4.Отклонением от нормы считается произношение звука [Е] в безударном положении (оканье), [Е], которое должно изменяться на звук средний между [Е] и [И]. Пожалуй, из всех диалектных влияний, «яканье» больше всего режет слух (нЯсу, вЯду, бЯда).
5.Произношение согласных звуков легче проконтролировать, чем произношение гласных. Призношение звука [Г]( моковское, южное). Буква Ч звучит, как Ш в сочетании с буквой Н (скуШно, конечно, яиШница).В отчествах (Иванна,Пална Семенна, Иваныч, Матвеич).
6.Отличительной особенностью русского языка является большое распространение мягких звуков. Не смягчаются иностранные слова атЭлье, стЭнд, шоссЭ, тЭрмос и др. Утратили свое нерусское звучание и смягчаются согласные в словах музЕй, тЕкст, тЕрмин, сЕйф, рЕйс и др.
7.В русском языке действует закон оглушения звонких согласных звуков в определённом положении (друХ, вдруХ, снеХ, флаХ, саТ, хлеП, вниС, чиШ, лоТка и др).
Не стоит искажать слова при чтении: читаем доДка, но не лоТка.
8.Большие трудности в устной речи представляет правильная постановка ударения в словах.
Требования к речи педагога ДОУ
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
1.Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2.Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3.Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4.Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5.Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
7.Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с окружающими , но и слышать их.
Безусловно, знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
правильна ли правильная раскраска?
Консультация для родителей....
Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...
Правильна ли «правильная раскраска»?
Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?...
"Правильна ли правильная раскраска?"
Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисован...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Правильна ли правильная раскраска?
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...
Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.
Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...