Особенности речевого словообразования у детей в логопедической группе
статья по логопедии (старшая группа)

В этой статье раскрываются методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа по коррекции словообразования проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей речевой деятельности, степени речевого недоразвития в целом, а также текущих воспитательных задач.

К принципам логопедической работы относятся:

- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

- опора на активное и действенное познание окружающего мира;

- связь содержания логопедической работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

- решение всех задач логопедической работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

- семантизация лексики (раскрытие значений новых
слов, уточнение и расширение значений уже известных слов
в определенном контексте, через сопоставление, подбор
синонимов, словотолкование) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие).

Г.Р.Шашкина указывает, что «коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию звуковой культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов»[42].

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ОНР.

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально – на основе наглядно-образного мышления, далее – в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности:

 а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом;

б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения;

в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы;

г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения;

д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов;

е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности;

ж) дифференциация слов с аффиксами одного значения.

Каждую словообразовательную форму сначала закрепляют в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения понимания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как:

а) показать картинку по заданию логопеда;

б) выбрать картинку, которую назовет логопед;

в) выполнить действия.

Например, можно дать задание выделить родственные слова, сравнить их по составу букв и длине, найти в них одинаковые по звучанию элементы и разные по звучанию.
Логопед должен обратить внимание детей на то, что родственные слова, хоть и отличаются друг от друга, все же имеют общую корневую основу. Понимание этого поможет детям овладеть на интуитивном уровне системой словообразовательных связей в родном языке.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.

1) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)

Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

Как вариант предыдущей игры, «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

б) Игра «Найди ошибки». (Образование качественных прилагательных.)

Логопед говорит ребенку: «Лунтик составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Лунтика». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь),

в) Лото «Назови предмет». (Образование относительных прилагательных.)

Дидактический материал – картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).

У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.

г) Игра «Деревья».

Дидактический материал – картинки (например, лист дуба – дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ

 1.      Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.2.      Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.3.      Изготовление наглядного материала по...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет

В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...

Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »

Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...

Интегрированный музыкально-речевой досуг для детей старшей логопедической группы «Делу время - потехе час»

Создание условий для речевого развития детей посредством знакомства  с традициями русского народа, различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней логопедической группы «Жизнь диких животных зимой»

Конспектзанятия по познавательно-речевому развитиюдля детей средней логопедической группы«Жизнь диких животных зимой»...

Особенности речевого развития у детей первой младшей группы

Особенности речевого развития у детей первой младшей группы...