Интегрированный музыкально-речевой досуг для детей старшей логопедической группы «Делу время - потехе час»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Создание условий для речевого развития детей посредством знакомства с традициями русского народа, различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_delu_vremya-potehe_chas.docx | 26.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Сказка»
городского округа Котельники Московской области
Интегрированный музыкально-речевой досуг
для детей старшей логопедической группы
«Делу время - потехе час»
Подготовили и провели:
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Макаренко Елена Сергеевна
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Матвеева Ирина Владимировна
Воспитатель логопедической группы №8
высшей квалификационной категории
Оганисян Рипсиме Рафиковна
Воспитатель логопедической группы №8
первой квалификационной категории
Лаптева Светлана Дмитриевна
16 февраля 2017 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция деятельности специалистов и педагогов: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.
Цель: создание условий для знакомства детей с традициями русского народа, с различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами.
Задачи:
коррекционно-образовательные -
уточнить представления детей о разных формах фольклора (заклички, потешки, считалки, русские народные игры) и их назначении;
расширять словарный запас и стимулировать у детей потребность к правильному словоизменению;
активизировать в речи детей не часто используемые в современной жизни слова;
содействовать формированию умения отвечать на вопрос предложением;
коррекционно-развивающие -
развивать речепроизносительные возможности детей, координацию речи с движением;
способствовать развитию чувство ритма и умения ориентироваться в пространстве;
развивать внимание, память, мышление, творческие способности детей;
коррекционно-воспитательные -
воспитывать уважение к культуре страны проживания, толерантное отношение к людям разных национальностей;
развивать у детей коммуникативные навыки в процессе речевого общения;
создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Подготовительная работа: знакомство с жанрами русского фольклора, разучивание потешек, закличек, мирилок, считалок, скороговорок, отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Как у дяди Трифона…», «Бабушка Маланья», словарная работа по введению в активную лексику детей не часто употребляемых в современной жизни слов (изба, телега, колодец, плетень), ознакомительное чтение книги «Скажи мне «Здравствуй!».
Оборудование и материалы:мультимедиа - проектор, компьютер, музыкальный центр, деревенский интерьер, элементы костюмов для инсценировок, массажный мяч.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал (под музыку). Приветствие гостей.
Дети присаживаются на стулья.
- Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, все мы живём в одной стране. Как называется наша страна?
Слайд 1 – Россия.
- Посмотрите, какая она большая, в ней проживают люди разных народов, которые говорят на разных языках. Каждый из этих языков очень важный и особенный.
Слайд 2 – заставка «День родного языка».
- 21 февраля мы будем праздновать Международный день родного языка. Этот праздник молодой, он появился около 20 лет назад. В этот день все языки признаются равными.
Слайд 3 – дружба народов.
- В нашей группе тоже есть ребята разных национальностей. Поприветствуем друг друга на разных языках.
2.1. Музыкальная игра-приветствие на разных языках.
Дети под музыкальное сопровождение двигаются по залу врассыпную. С окончанием музыки они приветствуют друг друга на разных языках.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, догадайтесь по музыке, на каком языке мы сейчас поприветствуем друг друга? На армянском –барэв дзес, азербайджанском - салам, чеченском – маршалла, русском - здравствуйте.
Дети присаживаются на стулья.
- Основная часть.
Воспитатель:
- Всех людей, живущих в России, объединяет то, что все мы общаемся и изучаем русский язык, с его обычаями, традициями, фольклором (народными забавами). Все это пришло к нам из нашего прошлого.
3.1. Сюрпризный момент с целью мотивации активности детей к деятельности и общению.
В зале приглушается свет. Звучит музыка.
- Что случилось? Что это? Воспитатель обращает внимание детей на слайд.
Слайд 4 – Машина Времени.
Голос: Я, Машина Времени. Я перенесла вас в прошлое. Вернуться в настоящее вы сможете, если покажете свои знания и вспомните русские народные забавы.
- Вы слышали, Машина Времени перенесла нас в прошлое! Ребята, без вашей помощи мы не справимся! Нам надо показать, что мы умеем правильно и понятно отвечать на вопросы, знаем старинные русские забавы – фольклор, и тогда мы сможем вернуться обратно, в наше время!
3.2. Исполнение заклички «Солнышко, солнышко…» под музыку, сопровождение речи движениями.
Музыкальный руководитель:
- Как темно и ничего не видно. Нам очень нужен свет. Что самое яркое в мире? Солнышко. Как раньше зазывали солнышко? Дети поют закличку– зазывают солнышко:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Слайд 5 – солнышко. Загорается свет.
3.3. Расширение словарного запаса и упражнение в словоизменении.
Логопед: Какое наше солнышко? Яркое, желтое, весёлое, доброе, ласковое, теплое солнышко.
- Ребята, помогите, полное предложение подскажите!
Закличкой мы зазывали что? Мы зазывали солнышко.
Нам плохо без чего? Нам плохо без солнышка.
Мы обратились к чему? Мы обратились к солнышку.
Мы увидели что? Мы увидели солнышко.
Мы любуемся чем? Мы любуемся солнышком.
Мы говорили сейчас о чём? Мы говорили о солнышке.
3.4. Беседа с детьми «Как раньше жили люди».
- Как стало светло и всё видно! Где мы оказались? Слайд 6 - вид деревни.
В старину многие знакомые нам предметы выглядели и назывались по-другому. Сравним наше настоящее и прошлое (по картинке на экране):
- Сейчас мы живем в высотном доме, а где раньше жили люди? Раньше люди жили в избе. Слайд 7.
- Сейчас набираем воду из-под крана, а из чего раньше воду брали? Раньше воду брали из колодца. Слайд 8.
- Сейчас грузы перевозят на автомобиле, а раньше, на чем грузы перевозили? Раньше грузы перевозили на телеге. Слайд 9.
- Сейчас около дома забор, а раньше, что было около избы? Раньше около избы был плетень. Слайд 10.
3.5. Инсценировка потешки с элементами пальчиковой игры «Тень-тень-потетень…» под музыкальное сопровождение.
Музыкальный руководитель:
- А не заскучали-ли вы? Подскажите, чем раньше веселили-тешили детей? Какую потешку вы знаете?
Вносят скамейку. Часть детей (герои) садятся на скамейку, остальные ребята встают за ними, имитируя плетень.
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялись блохи:
И у нас неплохи!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Похвалялася коза:
Всем повыколю глаза!
3.6. Проведение русской народной игры «Бабушка Маланья» с выбором водящего под музыкальное сопровождение.
Воспитатель:
- Подскажите, что больше всего любили раньше и любят сейчас делать дети? Встанем в круг (дети образуют хоровод).
А что поможет нам быстро и весело выбрать водящего в игре?
Определение ведущего с помощью считалки «Аты-баты, шли солдаты…» и передачи массажного мяча.
Дети идут хороводом. Ведущий внутри круга:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей
Семь сыновей
И все без бровей,(руками провести над бровями)
С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)
С такими ушами,(разводят руки в стороны)
С такими носами, (приставляют раскрытую ладонь к носу)
С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)
С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )
Ничего не ели,(отрицательный жест)
Целый день сидели (присели на корточки, руки подпирают подбородок)
На нее глядели.
Делали вот так! А как? (ведущий показывает движение)
- Эмоциональная разрядка.
Логопед:
- Ребята тихо ответьте – кто молодцы? Мы молодцы! (шепотом)
Громче, кто молодцы? Мы молодцы) (голосом средней громкости)
Громко! Кто молодцы? Мы молодцы! (громким голосом)
Дети садятся на места.
Снова гаснет свет и звучит музыка. Слайд 12- Машина Времени.
Голос: Вы хорошо справились с заданием. Вы возвращаетесь в настоящее время.
Загорается свет.
- Подведение итогов занятия.
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы! Благодаря вашим знаниям, мы вернулись из прошлого в наше время!
- Чем вы зазывали солнышко?
- Что вы исполняли, чтобы развеселиться-потешиться?
- Что помогло нам выбрать ведущего в игре?
- Какую игру мы проводили?
Молодцы! Все что вы назвали – это русский фольклор или русские народные забавы!
- Какой праздник мы будем праздновать 21 февраля? Международный день родного языка.
- Мы хорошо провели время. Но, как говорит русская народная пословица - делу время, а потехе час!
Спасибо и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы "Поиск потерявшихся звуков" совместно с с логопедом и музыкальным руководителем.
Данная интегрированная организованная образовательная деятельность была разработана педагогом- психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем для детей старшей логопедической группы....
Развлечение в младшей группе "Делу время - потехе час"
Развлечение «Семейные посиделки»Цели: формирование эмоциональной сферы у младших дошкольников; воспитание доброго отношени...
Проект в подготовительной группе "Делу время потехе час"
Проект "Делу время, потехе час"...
Конспект НОД квест - игры по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Делу время - потехе час"
Тема: «Делу время – потехе час».Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», ...
Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"
Проект по трудовому воспитанию дошкольников младшей группы "Делу время - потехе час"...
Проект в подготовительной группе "Делу время- потехе час", 2021 г.
Данный проект научил будущих школьников при помощи игр, интересных заданий и экспериментов ориентироваться во времени. Итоговым мероприятием проекта было создание мини-музея часов своими рук...