"Формирования фонематического слуха у детей"
статья по логопедии
"Формирования фонематического слуха у детей"
А.Г.Манушина, учитель-логопед,
МБОУ ''СОШ № 1 г. Онеги '' Детский сад "Солнышко"
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
- различать слова, отличающиеся только одной фонемой.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение последовательности и количества звуков в слове.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Речевой слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. В речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Формирования фонематического слуха у детей"
А.Г.Манушина, учитель-логопед,
МБОУ ''СОШ № 1 г. Онеги '' Детский сад "Солнышко"
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
- различать слова, отличающиеся только одной фонемой.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение последовательности и количества звуков в слове.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Речевой слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. В речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с нарушением речи. У большинства из них нарушена функция распознавания и дифференциации фонем. Без специального систематического обучения детям очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия условно разделяют на шесть этапов.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
- развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки;
- развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
- учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
- учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
4 этап – дифференциация слогов.
- учить детей различать слоги.
5 этап – дифференциация фонем.
- учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
- формирование у детей навыков элементарного звукового анализа;
- формирование у детей навыков слогового анализа.
Этапы развития фонематического восприятия.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. (Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее).
На втором этапе детей учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. (Где гудит пароход - далеко или близко?, Угадай, кто тебя зовёт? и так далее).
Третий этап построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).
На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Затем звуковые ряды усложняются.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
Задачей шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова. Логопед должен объяснить и показать ребёнку, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем приступают к анализу согласных звуков.
В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется основа для усвоения всех языковых норм речи.
Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"
Тема: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧОНКА КУЗИ. Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...
Формирование фонематического слуха у детей 5-6 лет
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...
Формирование фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения.
Опыт моей работы...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста
В статье раскрывается значение фонематического слуха на развитие речи, понятие фонематического слуха. Описываются признаки нарушения фонематического слуха, раскрываются этапы его формирования....
Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста
для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....