Инновационный проект "Школа будущего журналиста".
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предлагаю Вашему вниманию одно из направлений работы в нашем ДОУ, клуб "Юного журналиста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
373_innovatsionnyy_proekt_shkola_budushchego_zhurnalista_2.docx | 925.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Дзержинского района
630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а
тел.: 267-67-11
e-mail: ds_373_nsk@nios.ru
XI городской конкурс проектов «Инновации в образовании»
Номинация «Особенный ребёнок – равные возможности»
Инновационный проект
«Школа будущего журналиста»
Авторы проекта:
Потапова Марина Владимировна
учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Лебедева Мария Владимировна
учитель-логопед, первая квалификационная категория
Савченко Евгения Алексеевна
учитель-логопед
Новосибирск 2019
Краткая аннотация проекта
Проект «Школа будущего журналиста» реализуется в МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка».
Основной идеей данного проекта является формирование связанной диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР, социально-коммуникативной компетентности с помощью педагогической технологии «Детская журналистика», а также организация совместной познавательно-созидательной деятельности детей, педагогов и родителей в форме создания клуба «Мы журналисты».
Проект посвящен раскрытию содержания работы по направлению «Детская
журналистика в ДОУ», освещению мероприятий проекта с социальными партнерами и родителями.
В нашем проекте мы обращаемся к проблеме общения и его роли для развития связной диалогической речи ребенка с ОНР. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Срок продолжительности проекта: три года.
Участники проекта: учителя-логопеды, дети 4-7 лет с ОНР, родители (законные представители) воспитанников.
Проект может быть полезен всем специалистам, работающим с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также родителям.
Цель проекта: развитие связной диалогической речи на основе внедрения педагогической технологии «Детская журналистика» в систему логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
По завершению успешной реализации проекта прогнозируются следующие результаты:
- повышение уровня развития диалогической речи у детей с ОНР до 60 %;
- повышение доли воспитанников, имеющих высокий уровень социально-коммуникативного развития до 50%;
- увеличение доли педагогов, владеющих и применяющих технологию «Детская журналистика» в образовательном процессе;
- повышение педагогической компетентности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
- увеличение доли родителей, активно участвующих в мероприятиях клуба «Мы журналисты» до 85%.
Для реализации проекта требуется 297400,00 рублей, часть из предполагаемой суммы будет финансироваться за счет дошкольного учреждения.
Описание учреждения
Детский сад № 373 «Скворушка» был открыт в 1967 году по адресу: улица Есенина, 27а. Ведомственная принадлежность – муниципальная собственность, отдел образования администрации Дзержинского района города Новосибирска.
С 2010 года учреждение изменило тип и стало автономным. Полное наименование в соответствии с Уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» (МАДОУ «Детский сад № 373»).
В настоящее время МАДОУ «Детский сад № 373» имеет 2 корпуса. Второй корпус был открыт в 2012 году по адресу: А.Лежена,21.
В МАДОУ «Детский сад № 373» функционирует 16 групп – 10 групп в первом корпусе, 6 групп во втором корпусе. Из 16 групп – 9 групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа комбинированной направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, 5 групп общеразвивающей направленности, 1 группа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет. Общее количество воспитанников – 464 ребенка.
Деятельность МАДОУ «Детский сад № 373» регламентируют локальные акты, принятые Учреждением.
В МАДОУ «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» работает 104 сотрудника: из них 1 руководитель, 46 педагогов. Учреждение реализует основную общеразвивающую программу дошкольного образования, является пилотным по апробации и внедрению ФГОС ДО. Новая редакция Программы развития на 2017 -2020 годы утверждена Департаментом образования мэрии города Новосибирска.
Перспективы:
- Реализация проекта до 2020 года «Развитие ранней системы профориентации в условиях государственного заказа на повышение уровня инженерно-математического образования и раннее выявление одаренных детей».
- Реализация проекта до 2020 года «Развитие профессиональной компетенции педагогов. Введение профессионального стандарта педагога».
- Реализация проекта до 2020 года «Развитие системы оценки качества образования».
Постановка проблемы
Язык дан человеку для общения. В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Изучая речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), Л.Г. Соловьёв делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). При проведении логопедических обследований отмечено, что дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении связной диалогической речью. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращается к форме «коллективного монолога». Как правило, дошкольники с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками, затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т.д.). Речь наших детей сегодня порой неприятно поражает нас своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. Более того, большая часть общения детей ведётся на так называемом молодёжном сленге, состоящем из деформированных, усечённых слов, многие из которых нельзя назвать общеупотребительными.
Бесспорно, что человек, умеющий организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учёбе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Именно поэтому необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в ребёнке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом и с взрослыми. Ведь именно в диалоге дети учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие связной диалогической речи на основе внедрения педагогической технологии «Детская журналистика» в систему логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- Формировать умение детей строить самостоятельные высказывания на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.
- Развивать умение использовать невербальные средства общения.
- Формировать социально-коммуникативные навыки.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Способствовать творческому и социальному самовыражению.
- Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
- Формировать представления о профессии журналист и начальные представления о профессиональных журналистских качествах.
- Установить партнёрские отношения с социальными партнёрами.
- Заинтересовать родителей законных представителей воспитанников в участии по реализации проекта в совместной деятельности.
- Разработать систему мониторинга результатов реализации проекта.
Обоснование актуальности проекта
Актуальность проблемы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности дошкольника. Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения».
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Проблема развития диалогической речи дошкольников является одной из актуальных проблем теории и практики логопедической науки. Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.
В работах Галицких Е.О. указано, что диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и
поправки.
При проведении ежегодных комплексных логопедических обследований было отмечено, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. На занятиях по «речи и речевому общению» в ДОУ обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, включающее овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формированием умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такая выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические занятия, в большинстве случаев к таковым не относятся. Для решения задач развития диалогической речи у детей с нарушениями речи целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.
Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет-
ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников с нарушениями речи предположили, что организация журналистской деятельности усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
На основании вышеизложенного предположения был разработан проект «Школа будущего журналиста».
Готовность к реализации проекта
Педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения, которые требуют от каждого педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении МАДОУ д/сад № 373 (1 корпус на ул. Есенина,27а) работают 27 педагогических работника, из них 16 человек с высшим педагогическим образованием, 7 человек со средним профессиональным образованием и 4 педагога проходят обучение в педагогическом колледже и НГПУ.
В детском саду работают творческие педагоги, готовые к реализации инновационных проектов, направленных на повышение качества образовательной деятельности с детьми.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной девиз современного понимания нашими педагогами метода проекта.
В проекте «Школа будущего журналиста» участвуют 3 педагога, дети от 4 до 7 лет с ОНР и их родители.
Готовность педагогических кадров к внедрению инновационного проекта.
Психологическое обследование «Готовность педагогов к инновациям»:
- Анкета 1. «Восприимчивость педагогов к новому».
- Анкета 2. «Барьеры, препятствующие освоению инноваций».
Результаты анкетирования говорят о готовности большинства педагогов к введению инноваций, пониманию значимости инновационной деятельности в образовательной системе. Наиболее значимыми барьерами, препятствующими освоению инноваций, названы отсутствие «материальных стимулов» и «небольшой опыт работы». Причем 38% педагогов не имеют никаких барьеров для освоения инноваций. Постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их большинство педагогов (64%).
Негативные условия не выявлены.
Таким образом, к инновационной деятельности положительно отнеслись 100% педагогов.
Анкета позволила определить сильные и слабые стороны для вхождения в проект: готовность родителей составила 67%.
Сильная сторона: 100% интерес к проекту.
Слабая сторона: 76% родителей хотят принимать участие в проекте.
Готовность родителей к внедрению инновационного проекта
Анкеты для привлечения родителей к участию в проекте
В анкетировании участвовало 35 родителей.
Показатели активности и готовности родителей | Количество родителей, желающих принять участие в проекте |
Проявление интереса к жизни ДОУ | 25 |
Заинтересованность в коррекционной работе | 35 |
Владение информацией о технологии «Детская журналистика» | 1 |
Желание участвовать в проектной деятельности | 20 |
Анкетирование позволило определить сильные и слабые стороны для вхождения в проект: готовность родителей составила 69 %, интерес к коррекционной работе – 100 %, владение информацией о технологии «Детская журналистика» – 3 %.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы | - Подготовка педагогических работников к работе в инновационном режиме; - Повышение уровня профессиональной компетентности (курсовая подготовка); - Создание творческой группы из числа участников проекта. |
Нормативно-правовые ресурсы | Обеспечение сопровождения реализации проекта нормативно-правовыми актами; Разработка необходимой нормативно -правовой базы реализации проекта (локальные акты, положения). |
Научно-методические ресурсы | -Обеспечение сопровождения реализации проекта научно-методической литературой; -Создание банка научных публикаций по исследуемой проблеме в рамках проекта; -Разработка серии консультаций для педагогов по ходу реализации проекта; -Оснащение педагогов необходимой научно-методической литературой. |
Материально-технические ресурсы | - Совершенствование материально-технической базы (приобретение микрофонов, формы для журналистов, систему для мультимедиа, оборудование и создания детского пресс центра). |
Финансовое обеспечение | Составление сметы расходов; - Привлечение внебюджетных средств (Попечительский совет) |
Информационные ресурсы | - Формирование банка данных об уровне и качестве образовательной деятельности с детьми; -Развитие сотрудничества с родителями и другими социальными структурами; |
Прогноз возможных негативных последствий
№ | Возможные риски | Пути коррекции |
1. | Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада | Периодическое возвращение к уже пройденному материалу |
2. | Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия | Проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач проекта |
3. | Слабая мотивация участников проекта. | Включать инновационные разнообразные формы работы, рефлексию |
4. | На разработку и проведение проекта требуется много времени. | Рационально использовать время в соответствии с функционалом участников проекта. При необходимости делегировать полномочия. |
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Этап 1. Подготовительный
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1. Провести анкетирование родителей по проблеме | 1. Разработка анкеты «Поведение и общение», анкетирование родителей. (Приложение 1) | Учителя -логопеды | Сентябрь 2018 г. |
1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта. 2. Определить формы, методы работы с родителями по заданной проблеме. | 1.Анализ результатов анкетирования. Разработка бесед и индивидуальных консультаций для родителей, проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей к участию в проекте. 2. Создание наглядной информации о деятельности, которые проходят в группе, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься с детьми дома. 3. Введение информационных листков – домашнее задание, которое вручается родителям каждого ребенка. 4. Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта (изготовление атрибутов для игр, сбора необходимого материала, организации экскурсий, участие в «открытых дверях» в качестве приглашенного гостя) | Учитель-логопед. | Октябрь 2018 г. |
1.Создать необходимые условия для развития связной диалогической речи детей с ОНР. 2.Определить содержание предметно-развивающей среды. | 1. Подбор и анализ методической литературы по теме. 2. Создание детской стенгазеты и назначение ответственных (из детей, родителей, педагогов) 3.Создание нетрадиционных атрибутов для детского пресс-центра 4. Создание картотеки игр и упражнений по теме развития связанной речи. 5. Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. | Учителя-логопеды. | Октябрь 2018 г. |
Этап 2. Основной
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1.Развивать коммуникативность воспитанников и личное взаимодействие друг с другом. 2.Совершенствовать навыки ведения диалога. 3. Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыках. | 1. Использование «Метода трёх вопросов». (Что мы знаем о журналистах? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?) 2. Рассматривание иллюстраций и видеосюжетов, относящимися к теме журналистики. 3. Проведение бесед с детьми о профессиях телеведущего, комментатора, корреспондента и т.д.; о любимых телепередачах. 4. Чтение художественных произведений, где упоминается журналистика. Чтение детских газет и журналов. 5. Игра – тренинг «Лучший вопрос – лучший ответ». Цель – научиться брать интервью, отвечать на вопросы 6.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий. (в пищеблок, в другую группу, в мед. кабинет, к заведующей, в школу, в магазин, в библиотеку, в редакцию газеты «Комсомольская правда» и т.д.) Приложение 2 7.Совместное участие в различных акциях. | Учителя-логопеды, | В течение реализации проекта |
1. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников. | 1.Проведение фотовыставки «Посмотрите – я журналист». 2.Проведение выставок детских работ («Профессия журналист», «Я и телевидение», «Я в будущем» и т.д.). 3. Организация экскурсии по детскому саду в качестве журналистов. 4. Создание стенгазеты «А у нас в Скворушке…» 5. Организация сюжетно-ролевых игр в рамках группы, охватывающих все разнообразие профессии «Журналист». | В течение реализации проекта. | |
1. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе. | 1. Организация сюжетно-ролевых игр: «Телерепортаж», «Зима в нашем городе»; Телепередач: «В мире животных»; «Вести из групп». 2. Проведение развлекательных игр, программ с участием детей и их родителей: встречи с интересными людьми нашего города (Шамов В.В.), дружеские встречи. Проведение литературных вечеров: «Осень в стихах русских поэтов», «Зима в стихах русских поэтов». Приложение 2 3. Съемка видео сюжетов, интервью у участников мероприятий. | Учителя- логопеды | |
1. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к миру профессий. | 1. Ежемесячное проведение консультаций для родителей. 2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта. 3.Оформление стендов, ширм, папок-передвижек на тему развитие связанной речи посредством детской журналистики, буклетов, листовок. 4. Приглашение родителей на различные мероприятия в группе и освящение всех событий в стенгазетах. 5. Съемка видео сюжетов об интересных событиях в саду. | Учителя-логопеды | В течение проекта |
Этап 3. Заключительный этап
Задачи | Мероприятия | Ответствен-ные | Срок проведения |
1.Провести качественный анализ проделанной работы. | 1. Организация и проведение совместного мероприятия для детей с участием родителей. 2. Повторное анкетирование родителей. 3.Анализ результатов проделанной работы. 4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете. | Учитель-логопед | Май 2019 г. |
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
По окончании реализации проекта мы планируем получить следующие результаты:
- повышение уровня развития диалогической речи у детей с ОНР до 60 %;
- повышение доли воспитанников, имеющих высокий уровень социально-коммуникативного развития до 50%;
- увеличение доли педагогов, владеющих и применяющих технологию «Детская журналистика» в образовательном процессе;
- повышение педагогической компетентности субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
- увеличение доли родителей, активно участвующих в мероприятиях клуба «Мы журналисты» до 85%;
- пополнение ресурсного центра дидактическими и диагностическими материалами, методическими рекомендациями, обеспечивающими распространение положительных результатов проекта;
- информация о проекте будет представлена на заседаниях педагогического совета ДОУ, интернет-ресурсах.
Практическая значимость результатов проекта
- Создание соответствующей предметно-развивающей среды (Детского пресс центра, форма для журналистов)
- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОУ в вопросах развития связанной диалогической речи посредством детской журналистики.
- Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по теме проекта.
- Ежемесячный выпуск детской газеты «А у нас в Скворушке…»
- Формирование активного познавательного интереса детей к профессии журналиста.
- Формирование таких основ личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.
- Создание определенных традиций в клубе «Мы журналисты».
- Проведение различных праздников, развлекательных мероприятий и акций и освящение их в детских издания и видеосюжетах.
- Активное участие родителей в жизни ДОУ.
- Создание необходимых условий для развития связной речи детей с ОНР, пополнение активного словаря детей.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка эффективности проекта будет проводиться по 4 направлениям: родители, дети, педагоги, социальные партнёры.
Степень включенности родителей, их заинтересованность будет проанализирована через анкетирование, опросы, участие в совместных мероприятиях.
Уровень профессиональной компетентности педагогов будет отслеживаться в ходе участия педагогов в семинарах, педагогических советах, через анкетирование, анализ организации логопедической работы, коллективные просмотры совместной деятельности, участие в работе творческих группах.
Положительная динамика в развитии связной диалогической речи детей с ОНР будет отслеживаться с помощью логопедического обследования, а также с помощью диагностических методик изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников», М.И. Лисина «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности»). Приложение 3
Эффективность реализации проекта для социальных партнёров: заинтересованность в продолжении сотрудничества, готовность к внедрению новых форм взаимодействия.
По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.
По итогам реализации проекта предполагается обобщение и распространение опыта работы в форме: создания программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных, презентаций фото- и видеоматериалов, анализа анкет и отзывов.
Оценка хода работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью карты наблюдений за ходом реализации проекта. Приложение 4
Ресурсы (бюджет проекта)
№ п/п | Статья расходов | Необходимо всего | Сколько есть | Сколько потребуется |
Методическая литература | 10000,00 | 5000,00 | 5000,00 | |
Компьютеры | 84000,00 | 84000,00 | ||
Ноутбуки | 56800,00 | 56800,00 | ||
Мультимедийная система | 83000,00 | 83000,00 | ||
МФУ, цветной принтер | 6500,00 | 6500,00 | ||
Расходные материалы к МФУ | 10000,00 | 10000,00 | ||
Ламинатор | 4000,00 | 4000,00 | ||
Брошюровщик | 3600,00 | 3600,00 | ||
Фотоаппарат | 9500,00 | 9500,00 | ||
Видеокамера | 16000,00 | 16000,00 | ||
Комплект атрибутов к режиссёрской игре «Мы журналисты» | 3000,00 | 3000,00 | ||
Музыкальный центр | 5000,00 | 5000,00 | ||
Видео пособия, обучающие диски | 6000,00 | 6000,00 | ||
Итого | 297400,00 | 174400,00 | 123000,00 |
Функционал участников проекта
№ | Участники проекта | Должность | Обязанности по реализации проекта |
1. | Потапова Марина Владимировна | Учитель -логопед | -ведет мониторинг реализации проекта; -курирует и обеспечивает проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов и информационно-методическое обеспечение проекта; -проводит анализ результатов; -изучает положительный опыт и организует его обобщение, распространение. - Создание детской стенгазеты и назначение ответственных (из детей старшей группы, родителей, педагогов) Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе и пресс центре |
2. | Лебедева Мария Владимировна | Учитель-логопед | -участвует в разработке рекомендаций для педагогов; - изучает интересы и знания детей по теме проекта; -участвует в разработке методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие общения, игровой деятельности, познавательных процессов у воспитанников; -выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; -занимается информационным сопровождением проекта. - разъясняет родителям подготовительной группы суть проекта и его значимость для развития личности детей, рассказывает об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней; - Создает картотеки игр и упражнений по развитию связанной речи. - Создает детскую стенгазету и назначение ответственных (из детей подготовительной группы, родителей, педагогов) - Организует предметно-развивающую среду в подготовительной группе и пресс центре.. |
3. | Савченко Евгения Александровна | учитель - логопед | -изучает интересы и знания детей по теме проекта; -создает условия для проектной деятельности; - разъясняет родителям средней группы суть проекта и его значимость для развития личности детей, рассказывает об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней; -размещает стендовую информацию для родителей и коллег о ходе, результатах и последствиях реализации проекта; -разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и материалы; -организует выставки детско-родительских работ; -поддерживает детскую инициативу; |
4. | Дети | воспитанники средней, старшей, подготовительной группы | -предлагают разные варианты решения проблемы; -группируются в соответствии с видами деятельности; -учатся вместе с воспитателем, родителями и самостоятельно находить нужную информацию для продвижения проекта; -представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе; -учатся адекватно оценивать результат и деятельность: свою и сверстников. |
5. | Родители (законные представители) воспитанников | -оказывают дома помощь детям в изучении необходимого материала по теме проекта; -совместно с ребёнком посещают библиотеки, музеи, театры, выставки, книжные магазины; просматривают фильмы, Интернет с целью поиска источников дополнительной информации по теме проекта; -укрепление детско-родительских отношений; -вносят предложения по совершенствованию условий реализации проектной деятельности; -участвуют в конкурсах поделок, макетов, рисунков; в фотовыставках. |
Перечень источников
- Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез, 2004
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада.-М.: Мозаика-синтез, 1999
- Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.
- Детские периодические журналы: «Непоседа», «Мурзилка», «Коллекция идей», «Тайны леса», «Маша и медведь»
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, ДиК, 1999.
- Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка-пресс, 2000.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995
- Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.
- Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя.» - М.: Линка-пресс, 2000.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.
- «Технология организации детской журналистики» кандидат педагогических наук С.М.Жарков, доктор педагогических наук А.Н.Орлов, кандидат педагогических наук А.Ю.Дейкина.
Приложение 1
Анкета для родителей «Поведение и общение»
Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей.
Инструкция: «Уважаемые родители! Оцените по 5-балльной шкале проявления в общении и поведении вашего ребенка. Постарайтесь ответить на все представленные вопросы.»
1. Вежлив: здоровается, прощается, благодарит, извиняется.
2. Внимательно слушает других в разговоре.
3. Умеет договариваться с другими людьми.
4. Может обратиться к другому человеку с просьбой.
5. Может понять состояние другого человека.
6. Правильно оценивает действия других людей.
7. Может оценить свое поведение.
8. Контролирует свои действия и речь.
9. Может сопереживать другим людям.
10. Принимает сочувствие, проявляемое со стороны других людей.
11. На свою неудачу реагирует адекватно.
12. На чужой успех реагирует адекватно: разделяет радость других, не завидует.
13. Принимает предложенную помощь.
14. Сам может предложить помощь товарищу, взрослому.
15. Стремится к самостоятельности в различных видах деятельности.
16. Ценит чужой труд.
Приложение 2
Фотоотчёт
Экскурсия в библиотеку им. Я. Гашека
Встреча с Владимиром Викторовичем Шамовым
Экскурсия в библиотеку СОШ № 177
Литературные чтения «Осень в стихах русских поэтов»
Экскурсия в редакцию газеты «Комсомольская правда»
Приложение 3
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)
Цель: определение коммуникативных способностей у дошкольников.
Диагностические показатели: общение со сверстниками и с взрослыми.
Возрастной диапазон: с 3 лет
Источник информации: ребенок.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла
Проявления | Редко 1 балл | Чаще всего 2 балла | Всегда 5 баллов |
1. Коммуникативные качества личности | |||
1.1. Эмпатийность: - ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; | |||
- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь). | |||
1.2. Доброжелательность - ребенок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. | |||
1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю"); - не "подхалимничает". | |||
1.4. Открытость в общении: - ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. | |||
1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте. | |||
1.6. Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого. | |||
2. Коммуникативные действия и умения | |||
2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками. | |||
2.2 Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?"); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых. | |||
2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; - умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера. |
Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.
Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)
Цель: определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми.
Диагностические показатели: взаимодействие с взрослыми.
Возрастной диапазон: 3-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Материал: игрушки, книги.
Инструкция: Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов: Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению с взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми
№ | Показатели поведения | Баллы |
I | Порядок выбора ситуаций: Игры, занятия Чтение книги Беседа на личные темы | 12 3 0 |
II | Основной объект внимания в первые минуты опыта: | |
Игрушки, книги Взрослый | 12 3 | |
III | Характер активности по отношению к объекту внимания: | |
Не смотрит Беглый взгляд Приближение Прикосновение Речевые высказывания | 0 1 2 3 4 | |
IV | Уровень комфортности во время эксперимента | |
Напряжен, скован Озабочен Смущен Спокоен Раскован весел | 0 1 2 3 4 5 | |
V | Анализ речевых высказываний детей: | |
По форме: Ситуативные Внеситуативные По теме: Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.) Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители) По функции: Просьба о помощи Вопросы Высказывания По содержанию: Констатирующие высказывания Высказывания о принадлежности Оценка мнения | 1 2 1 2 1 2 3 1 2 3 | |
VI | Продолжительность деятельности: | |
Минимальная: до 3 минут Средняя: до 5 минут Максимальная: до 10 минут | 1 2 3 |
Приложение 4
Карта наблюдения за ходом реализации проект
Мероприятия | 2018 г. | 2019 г. | 20120 г. | 2021 г. |
Изучение методической и специальной литературы по теме проекта | ||||
Изучение методов технологии Детская журналистика | ||||
Полное логопедическое обследование детей | ||||
Анализ условий реализации проекта | ||||
Определение критериев оценки и способов мониторинга реализации проекта | ||||
Анкетирование родителей. | ||||
Выполнение мероприятий в соответствии с календарным планом проекта | ||||
Ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта | ||||
Структура раздаточного материала | ||||
Использование ИКТ | ||||
Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков и других продуктов проекта | ||||
Диагностический материал (своевременность заполнения) | ||||
Изменения в РППС (ресурсные поступления) | ||||
Взаимодействие с родителями (обратная связь) | ||||
Возможные сбои в ходе проекта технического, психологического характера, «человеческий фактор». | ||||
Самостоятельные инициативные решения, принимаемые участниками в ходе проекта. | ||||
3 – максимальная выраженность признака 2 – наличие отдельных черт признака 1 – удовлетворительная выраженность признака |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект: Ландшафтный дизайн "Детский сад будущего"
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, ...
Материал на VI муниципальный конкурс инновационных продуктов "Инновации будущего".
Этот материал был подготовлен мной для конкурса инновационных продуктов "Инновации будущего" ,в котором я стала призёром. Он может быть полезен другим людям, которые будут принимать участие в подобных...
"Юные техники - будущее инновационной России".Новые технологии.
17 - 19 февраля в г. Гурьевске проходил муниципальный этап Всероссийского конкурса научно-технического творчества «Юные техники – будущее инновационной России...
Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....
Юные техники - будущее инновационной России
Проект Легоконструирование в подготовительной группе...
Инновационный проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы - будущие избиратели"
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало нают о родном крае, стране, ...
Досуг "Мы будущие журналисты"
Знакомство детей с профессией журналист в раннем возрасте помогает определиться с профессией в будущем....