Квест по сказкам "В гостях у Бабушки Забавушки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Березкина Юлия Викторовна

Квест по сказкам "В гостях у Бабушки Забавушки" представляет собой подгрупповую форму работы в совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста, посещающими логопедический пункт ГБДОУ. Основной целью является развтие связной речи, автоматизация свистящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_v_gostyah_u_babushki_zabavushki.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект логопедического занятия  « В гостях у Бабушки Забавушки»

Автор-разработчик: Березкина Ю.В., учитель-логопед  ГБДОУ детского сада № 29 Приморского района,  г.Санкт-Петербурга

Образовательная область: Речевое развитие 

Вид деятельности: совместная образовательная деятельность

Возрастная группа: подготовительная

Длительность мероприятия:  35 мин.

Форма проведения: подгрупповая

Тип проведения: Квест

Цель: Развитие связной речи, автоматизация свистящих звуков. 

Педагогический замысел:

  • развивать умение:

-высказывать свое предположение;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • развивать умение:

- слушать и понимать других;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • развивать умение;

-находить  и структурировать информацию;

-использовать знаково-символические средства, в том числе мнемо карточки, карточки с предлогами;

-на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам;

  • Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме;
  • Способствовать  созданию условий, обеспечивающих формирование у детей навыков самоконтроля;

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять, уточнять и активизировать номинативный словарь по теме «сказки».
  •  Обогащать связную речь сказочными словами и выражениями.
  • Автоматизировать произношение свистящих звуков  в словах, словосочетаниях и предложениях.
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие, зрительное  и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память;
  • совершенствовать навык владения речи с движением.
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать правильное речевое дыхание (силу, длительность, направленность). 

Воспитательные задачи:

  • формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • воспитывать инициативность, организованность, самостоятельность

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация. Ковролин,  магнитная доска, коробка с магнитными буквами в «чудесных мешочках», сундук, цифровой замок, раскраски по сказкам (по количеству детей).  Кукла би-ба-бо «Бабушка Забавушка», клубок, лапти, платок. Контейнер с детскими игрушечными инструментами, щипцы для пирожных, бочонок, соломенные игрушки, капсулы от киндер-сюрпризов. Лист бумаги с восковой надписью «азбука»,  кисточки, краски, стаканчик с водой. Фонарик, свечка, лупа, коробка с бусинами синего, желтого и зеленого цвета. Мнемо карточки для составления сказки (6 шт: герой сказки, волшебное место, помощник, заветное желание, волшебный предмет, счастливый конец), предметные картинки по сказкам (36 шт). Карточки с графическим изображением предлогов: у, на, под. Предметные картинки: стол, окно, пол.  

 Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы о прочитанных сказках. Закрепление в речи «сказочных» слов и выражений. Составление сказок с использованием мнемо карточек. Разучивание речи с движением «Поход». Постановка и автоматизация в словах звуков «с, сь, з, зь, ц».

Примерный ход СОД.

I.Организационно-подготовительная часть

(1 слайд: «Домик Бабушки Забавушки».)

Бабушка Забавушка: Здравствуйте деточки, сладкие конфеточки! Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

Дети  входят в музыкальный зал и встают возле Бабушки Забавушки.

Бабушка Забавушка: Пригласила я вас сегодня в гости, хотела вам сюрприз сделать – новые сказки показать. Только вот беда какая:  сказки–то я в сундук положила, сундук на замок закрыла. Замок не простой – он цифровой.

(2 слайд: «Домовенок Кузя»)

Бабушка Забавушка:  А домовенок мой, Кузя, пошутить решил -  шифр на замке поменял, а подсказки - цифры  в сказках спрятал. Что делать, не знаю!

Дети предлагают варианты решения  проблемной ситуации.  

(Бабушка Забавушка предлагает детям отправиться на поиски цифр от шифра.

-  Поможете мне цифры от шифра найти?

Дети откликаются на просьбу Бабушки Забавушки)

Бабушка Забавушка: Дело это не простое. По одиночке не справиться, надо всем вместе.

  1. Игровое упражнение «Пожелание другу»

Бабушка Забавушка:  Мой волшебный клубочек поможет вам стать одной командой. Вставайте в круг, клубочек  передавайте и пожелайте друг другу такие качества характера, которые пригодятся вам для поиска цифр  в сказках. Что друг другу пожелаете, то и сбудется.

Дети передают друг другу клубок и говорят  свои пожелания.

Бабушка Забавушка: Молодцы, ребята, хорошая команда у вас получилась.     

II.Основная часть.

2. Игровое упражнение «Расскажи сказку»

(3 слайд: «Домовенок Кузя слушает сказки»)

Бабушка Забавушка: Вот что я вспомнила, дорогие мои:  домовенок - то мой, Кузя, очень сказки любит слушать. Он их в лапте своём хранит, а картинки сказочные на коврик вешает.  Если вы его уважите, сказку ему расскажете, да такую, какую он слыхом не слыхивал, может он вам и подскажет, где  шифр искать. 

Логопед  выясняет, что дети собираются делать?

Дети предлагают рассказать сказку для домовенка Кузи.

Логопед: Ты, Бабушка Забавушка, посиди, отдохни, а мы с ребятами попробуем для Кузи сказку сочинить, подсказку заработать.

(Логопед сажает Бабушку Забавушку на стульчик)

Логопед: Ребята, давайте заглянем в Кузин лапоть и на коврик посмотрим.

(Логопед берет лапоть и снимает платок с ковролина).

- Посмотрите, что в лапте лежит?

Дети достают из лаптя мнемо-карточки.

Логопед: Как нам эти карточки могут помочь?

Дети объясняют, что с помощью карточек можно сочинить сказку.

Логопед: Кому какая карточка досталась?

Дети называют свои карточки (герой сказки, волшебное место, помощник, заветное желание, волшебный предмет, счастливый конец)

Логопед предлагает каждому ребенку выбрать на Кузином коврике предметную картинку, подходящую к его мнемо карточке и сочинить свой отрывок сказки.

Дети выбирают картинки.

Логопед: А теперь давайте выложим картинки по порядку на коврике и расскажем Кузе сказку. Старайтесь говорить громко, четко, следить за звуками, чтобы Кузя вас услышал и понял.

Дети по очереди выкладывают картинки на ковролине и рассказывают сочиненный фрагмент сказки.

Логопед: Молодцы ребята. Интересную сказку сочинили. Я думаю, что Кузе она обязательно понравится.

3. Экспериментальная деятельность

Логопед: Давайте посмотрим, может Кузя  нам в лапоть подсказку положил?

 (Достает из-за сундука лапоть с подсказкой. Берет из лаптя свернутый лист бумаги. Разворачивает лист бумаги и показывает детям)

- Смотрите скорее, вот и подсказка.

Дети говорят, что лист бумаги пустой.

Логопед:  Может быть, это волшебный лист? Он пустой, да непростой.

Как можно узнать, что на нем написано?

Дети выдвигают предположения, как узнать, что написано на листе.

Логопед: Кузя хитренький. Посмотрите на стол, он для нас какие-то предметы оставил.

Дети подходят к столу и проводят эксперименты с листом бумаги:

Светят фонариком, рассматривают через лупу – ничего не происходит.

Раскрашивают красками – на листе появляется слово.

Дети читают: АЗБУКА.

Логопед: Что делать будем?

Дети: предлагают поискать Азбуку.

4. Игровое упражнение «Составь слово»

(Дети находят в зале коробку с Азбукой. В коробке лежат «чудесные» мешочки).

Логопед:  Возьмите по одному мешочку. Пощупайте, что в них лежит.

Дети на ощупь определяют, что в мешочках лежат буквы.

Логопед: Садитесь за стол. Открывайте мешочки.

Дети достают буквы.

Логопед: Что делать будем?

Дети: Составляют слова из букв.

Логопед: Что у вас получилось? Прочитайте свои слова.

Дети читают слова (стол, пол, окно, под, на, у)

5. Игровое упражнение «Найди нужное место»

Логопед: Что обозначают эти слова?

Дети: Это предметы и предлоги.

Логопед: Как они могут нам помочь?

Дети: Подсказать нам место, куда нужно идти, где следующая подсказка.

Логопед: Тут в коробке еще и карточки есть (достает карточки). 

-Да это же ваши слова! Поменяйте свои слова на карточки. Составьте на магнитной доске из карточек предложение. Если вы правильно его составите, то  сможете найти нужное место.

Дети выполняют упражнение с карточками на доске. (Возможны разные варианты составления предложения. Каждый раз дети самостоятельно проверяют, можно ли найти нужное место  по составленному предложению)

Логопед: Какое предложение вы составили? Где находится это место?

Дети: Это место находится «У окна, под столом, на полу».

Логопед: Что дальше делать будем?

Дети ищут отгаданное место в зале.

6. Игровое упражнение «Достань игрушку»

Дети заглядывают под стол. Находят бочонок и контейнер с инструментами.

Логопед: Осторожно! Мы не знаем, что в бочонке лежит. Давайте я его аккуратно открою, и мы в него заглянем.

(Открывает бочонок и делает вид, что чем-то укололась, затем показывает детям  содержимое бочонка)

-Хитренький Кузя подсказки среди своих игрушек спрятал.

А игрушки-то из колючей соломы. Руками доставать нельзя. Можно пальчики уколоть.

Как же нам подсказки достать?

Дети обсуждают варианты использования различных инструментов

(выбирают из контейнера подходящий инструмент (щипцы) и достают капсулы от киндер-сюрпризов. Открывают их. В одном из киндер-сюрпризов лежит картинка с Бабой Ягой).

Логопед: Куда же нам теперь идти надо?

Дети: К Бабе Яге!

Логопед: А где она живет?

Дети: В Избушке на курьих ножках. В лесу.

(4 слайд анимационный: «Лес»).

7. Игровое упражнение на развитие дыхания «Лес»

Логопед: Лес дремучий, глухой. Как же нам заглянуть в него? Как узнать, есть ли там «избушка на курьих ножках»?

Дети выдвигают предположения, как попасть в лес.

Логопед: Вспомните, а что в природе происходит, когда деревья начинают качаться?

Дети: Ветер дует!

Логопед: Давайте попробуем подуть на лес волшебным ветерком.

Широко улыбнитесь, уберите язычки за нижние зубки. Подуйте: ССС!

Дети дуют: ССС!                                 (4 слайд  «Лес шевелится»)

Логопед: Смотрите, деревья зашевелились! Ну-ка подуйте еще раз, посильнее:

Дети дуют сильнее СССС!                 (4 слайд   «Лес расступается»)

Логопед: Деревья расступаются! Подуйте еще сильнее.

Дети дуют еще сильнее: ССССС!      (4 слайд   «Лес раздвигается»)

                                                               (4 слайд   «Избушка Бабы Яги»)

Логопед: Вот и избушка Бабы Яги! Как нам попасть в нее? Что надо сказать?

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!

                                                               (4 слайд  «Избушка поворачивается»)

8. Игровое упражнение «Отбери картинку на звук «С»

(5 слайд: «Комната Бабы Яги»)

Логопед: Бабы Яги в избушке нет. Смотрите, вот письмо лежит. Может быть оно для нас?

(6 слайд анимационный :  «Говорящее письмо»)

Голос Бабы Яги: Отправилась искать сказки-подсказки. Ищите в моей избушке все предметы на звук «С». Если найдете волшебный предмет, успеете меня догнать.

Логопед: Постараемся выполнить задание Бабы Яги?

- Выделяйте голосом и четко произносите  звук «С» в каждом слове.

Дети называют предметы на звук «С». Находят Сапоги-Скороходы.

9. Физминутка. Речь с движением «Поход»

Логопед: Надевайте скорее сапоги-скороходы. Отправляемся догонять Бабу Ягу.

(7 слайд: «Сказочная поляна»)

Дети «надевают» сапоги-скороходы.

Раз, два, три; раз, два, три,                                Стоят лицом в круг. Маршируют на месте

По дорожке мы пошли.                                     (проговаривание текста спокойным голосом)

Петлять тропинка начала                                  Движение двумя руками «змейка»

Среди высоких трав

По ней бежим мы,                                              Руки на поясе.

Высоко коленочки подняв.

- Ве-ве-ве, ве-ве-ве                                              Бег «змейкой» за ведущим

Не заблудимся в траве                                        (проговаривание текста веселым голосом)

Вот болото увидали                                            Рука у лба, смотрим вперед.

И по кочкам прыгать стали                                

Ух!  Ух!  Ух!  Ух!                                               (Проговаривание на выдохе, радостно)

Через речку впереди                                          Руки вытянуты вперед, показываем вперед

Осторожно перейди!                                          (Проговаривание тревожным голосом)

Руки в стороны расставим                                Руки в стороны

По мосту идти мы станем                                  

Ах, как страшно! Ах, как страшно!                 Проговаривание на 1 выдохе; испуганно)                  

10. Игровое упражнение «Угадай сказку»

Логопед: А как речку перешли, сразу в сказку мы пришли.

(8 слайд: «В гостях у сказки»)

Дети читают: В гостях у сказки.

Логопед: Наконец-то мы добрались до сказок!

(9 слайд: «Волк и  семеро зайчат»)

Логопед: Но, что это? Кажется, мы опоздали! Баба Яга сказки перепутала! Что делать будем?

Дети предлагают «исправить» сказки, навести порядок.

Логопед: Что же это за сказка?

Дети отгадывают сказку: «Волк и семеро козлят».  

(10 слайд:  «Волк и семеро козлят»)

Логопед: Правильно, молодцы! А это что за сказка?

(11 слайд: «Три котенка»)

Дети отгадывают: «Три поросенка»

(12 слайд: «Три поросенка»)

Логопед: А эту сказку отгадаете?

(13 слайд: «Белоснежка и семь домов»)

Дети отгадывают: «Белоснежка и семь гномов»

(14 слайд: «Белоснежка и семь гномов»)

Логопед: Какие вы умные! Еще одна сказка осталась:

(15 слайд: «Три волка»)

Дети отгадывают: «Три медведя».

(16 слайд: «Три медведя»).

Молодцы ребята! Все сказки исправили!

(17 слайд: «Исправленные сказки»)

Логопед: А как вы считаете, нам Баба Яга хоть немножко помогла? Нашла сказки с подсказками? (Ответы детей).

- А что домовёнок  Кузя в сказках спрятал?

Дети: Шифр от замка, цифры.

Логопед: А в этих сказках есть цифры?

Дети называют цифры, которые «спрятались» в сказках:

- «Волк и семеро козлят» - цифра 7.

18 слайд: На слайде вместо сказки «Волк и 7 козлят» появляется цифра 7.

- «Три поросенка» -  цифра 3

19 слайд: На слайде вместо сказки «3 поросенка» появляется цифра 3.

- «Белоснежка и 7 гномов» - цифра 7

20 слайд: На слайде вместо сказки «Белоснежка и 7 гномов» появляется цифра 7

- «Три медведя» - цифра 3

21 слайд: На слайде вместо сказки «3 медведя» появляется цифра 3.

Логопед: Ребята, как вы думаете, что это за цифры?

22 слайд: «Шифр»

Дети: Это шифр.

Логопед: Давайте пойдем к  Бабушке Забавушке и расскажем ей, что мы нашли  шифр.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Дети подходят к Бабушке Забавушке.

Логопед: Бабушка Забавушка мы шифр узнали. Ребята  тебе его назовут и помогут замочек открыть.

Дети выставляют правильные цифры на замке и открывают сундук.

Логопед: Посмотрите, какие сказки-раскраски Бабушка Забавушка для вас приготовила.

Дети рассматривают раскраски и называют сказки.

Логопед: Вы эти сказки домой заберите. Раскрасьте дома картинки и почитайте с мамами новые сказки, а потом нам в группе эти сказки расскажете.

Дети говорят спасибо Бабушке Забавушке.

Логопед: Ребята,  давайте  поблагодарим Бабушку Забавушку,  подарим ей красивые бусинки. Пусть она себе бусы сделает.

- Если вам все понравилось, было легко и интересно, возьмите желтую бусинку и положите её в сундучок.

-Если понравилось, но было трудно – положите в сундучок  зеленую бусинку.

-А если было скучно, неинтересно – положите в сундучок синюю бусинку.

И помните: сундучок – волшебный. Когда будете класть в него бусинки, можете шепотом желание  Бабушке Забавушке сказать, и оно обязательно исполнится.

Дети выбирают бусинки  и кладут их  в сундучок.

Логопед: А теперь нам пора идти в группу. Попрощайтесь с Бабушкой Забавушкой.

Дети прощаются и уходят в группу.

Предполагаемый результат

     Дети умеют использовать в  устной речи сказочные слова и выражения,  контролируют произношение поставленных звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) в словосочетаниях и предложениях, могут находить заданный звук в словах. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Дети могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Дальнейшая работа:

    Закрепить произношение поставленных звуков в связной речи. Продолжать развивать умение сочинять сказки и творческие рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительный досуг «В гости к бабушке - забавушке»

Путешествие к бабушке - забавушки по дорожке здоровья. Бабушка – забавушка  беседует с детьми о зиме....

Конспект занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/языку) старшая группа

Конспект открытого занятия кружка "Ляйня" "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/ языку) старшая группа...

Досуг" В гости к бабушке - Забавушке"

Конспект досуга, который я проводила на район по теме : " Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художника иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова"Детям очень понравилось...

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гостях у бабушки Забавушки».

Цель: Развитие у детей наблюдательности, логического мышления, внимательности и речи.Задачи:1) Закрепить знания детей узнавать и верно называть домашних животных;2) Отвечать на вопросы воспитателя;З) ...

"В гостях у бабушки - Забавушки" (праздник)

Предлагаю авторскую разработку занятия со старшей группой дошкольников с нарушением интеллекта....

Сценарий праздника "В гостях у Бабушки - Забавушки".

Сценарий праздника, посвящённого Дню 8 марта, для детей младшей группы. В сценарии использованы сюрпризные моменты с Курочкой и Петушком, а также с коровой Бурёнушкой....

Квест - игра по теме "Задания Бабушки - Забавушки"

В игре дети по маршрутной карте находят задания, выполняют их, доходят до цели....