Статья: "Развитие речи у детей от 2 - до 3 лет"
статья по логопедии

Консультация для родителей детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r._2-3g._roshchupkina_o.f.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи от 2 до 3 лет

      Период от 2 до 3 лет логопеды называют показательным для речевого развития ребенка. Заканчивается подготовительный этап становления речи, и малыш становится все более разговорчив.

      Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.

      В словаре ребенка, отметившего свой второй день рождения 200-300 слов. Всего за один год малышу предстоит добрать до 1000 - 1200 слов, такова норма для 3-леток. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:

  • размеры предметов (большой, маленький);
  • цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
  • свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
  • качества (хороший, плохой);
  • форму (круглый, квадратный, треугольный).

       В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).

      Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс — компресс.

      Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой.

      Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.

      Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Взять новую высоту удается лишь под руководством хорошего тренера. То есть нужно беседовать с малышом на любые доступные его разумению темы, читать ему книжки. Чтобы на детский язычок попало новое слово, взрослые должны произнести его в контексте не менее 70 раз. Лишь так кроха усвоит его смысловое значение и сумеет воспроизвести, пусть не всегда безупречно. Даже простые слова в исполнении крохи могут звучать так: "тул" ("стул"), "ляко" ("молоко"), "кася" ("каша"), "лубася" ("рубашка") и т.д. Ничего страшного! Это возрастные замены, перестановки и пропуски. Через них проходит каждый. Из таких слов-заготовок малыш пытается составить простые предложения: "Мися касю куся" ("Миша кашу кушает). Так выглядят робкие попытки грамматически оформить фразу или построить предложение. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».      

     Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

     Чтобы развитие речи у детей 2-3 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Постоянные занятия с ребенком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.

Учитель-логопед: Рощупкина О.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СтатьяРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"

Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. В ней описываются основные форм...

Статья "Развитие связанной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связанной  речи у детей  дошкольного возрастаПонимание речи и владение ею является важным фактором социализации ребёнка, приобщения его к обществу, полноценной жизни в нем.Умение по...

Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой...

Статья "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи у детей с использованием игрового материала....

Статья. «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Статья: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Материал полезен для педагогов и родителей по развитию у детей диалогичесой речи с помощью дидактичесих игр....