Статья: "Как вызвать звук Р"
статья по логопедии

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Как вызвать звук Р

      Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их. Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора, раскаты грома), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях. Как правило, постановка правильной артикуляции звука [Р] требует специальных подготовительных упражнений.

Упражнения для губ

1.«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.

2.«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой: 1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса; 2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.

3.«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка. 1.«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

2.«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. «Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

3.«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

4.«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.

5.«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

6.«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

7.«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

8.«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора). Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены. Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

 

Вызывание звука Р

      Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях родителя.

      Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол). В то время, когда ребенок выполняет это упражнение, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].

      Пусть ребенок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребенок просто поднес руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.

      Хотя некоторые логопеды и рекомендуют родителям самим научить ребенка произносить [р], но следует быть внимательными, чтобы в последующем не потребовалась помощь логопеда. Лучше выполнять все упражнения под его наблюдением, параллельно с логопедическими занятиями по постановке звука.

      Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребенок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким небом или «язычком», звук получится неправильным. У ребенка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.

      По той же причине не учите ребенка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

       Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экспериментирование со звуком в старшем дошкольном возрасте"

Термин «экспериментирование» - это особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуа...

Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.

Задачи:     Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...

Статья: "От анализа звуков к анализу предложений"

Данные рекомендации предназначены для родителей детей подготовительной группы и позволят им быть в курсе этапа проводимых занятий, а так же дают возможность закрепить пройденный материал дома. Здесь с...

Как вызвать у ребёнка желание читать книги

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ- ВРЕМЯ АКТИВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ В РЕБЁНКЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ВНИМАНИЯ И КРОПОТЛИВОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ....

Статья. В окружении звуков.

Статья. В окружении звуков....

как вызвать звук

Гласные или согласные? С чего начинать работу по вызыванию речи?...