Статья "Экспериментирование со звуком в старшем дошкольном возрасте"
статья (старшая группа) на тему
Термин «экспериментирование» - это особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Роль экспериментирования в образовательном процессе:
- Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах
- Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную деятельность
- Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_so_zvukami_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование со звуками в старшем дошкольном возрасте.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка Этот возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового .При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и д. р).
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Итак, термин «экспериментирование» - это особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Роль экспериментирования в образовательном процессе:
- Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах
- Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную деятельность
- Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями
Ребёнок в мире звуков.
«Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри»
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов .Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со звуками для старших дошкольников».
Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям секреты звука.
Примерное содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»
- Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)
- Картотека д/и и сами д/и
- Иллюстративный материал
- Подбор картинок на разные звуки
- Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
- Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.
- Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.
Всё содержание уголка экспериментирования по теме необязательно должно храниться в одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде группы.
Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте.
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.
Задачи:
- Закреплять представления детей о понятии «звук»
- Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре, длительности
- Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера
- Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн
- Познакомить с понятием «эхо»
- Выявить причины усиления ослабления звука
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребёнка
Этапы работы:
- Определение уровня сформированности представлений детей о звуке, использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:
- Проведение элементарных опытов «Что звучит» ( определение на слух различных звуков :стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)
- Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан
- Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков
- «Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных материалов
- «Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается звук Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой природы
- Звук живет внутри нас
- «Откуда берётся голос?»:дети подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют ,что почувствовали рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда говорили шепотом( дрожания нет)
- «Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё один помощник – язык
- Знакомство со строением уха позволило подвести к пониманию причин возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что происходит вокруг
3 Проведение опытов с музыкальными инструментами
- Знакомство с высокими и низкими звуками
- Определение зависимости звучащих предметов от их размеров
- Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность
Музыкальное экспериментирование
Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный инструмент не зазвучит.
Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера
«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек ,дети выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их
4 Причина возникновения звука – распространение звуковых волн
Опыт « «Звучащий стакан»
Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.
Материал :пластмассовый стакан, резинка.
Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой, приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.
Результат : Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом .Колебания идут по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук.
5 Причина возникновения эха
Опыт «Где живет эхо»
Цель: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо ( в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).
6 Причина усиления и ослаблен
Опыт «Как сделать звук громче?»
Цель: Выявить причины усиления звука.
Материал: Пластмассовая расческа.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче, что чувствуют пальцы
7 Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Индивидуальное подгрупповое занятие по автоматизации звука «Л» «Потерялся звук» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием новых игровых технологий.
Автоматизирование правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях. Использование новых технологий при автоматизации звуков. Развивитие артикуляции, мелкой моторики....
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...
Картотека сказок по звукам для старшего дошкольного возраста
Картотека сказок по звукам для старшего дошкольного возраста...
"Рассказ о звуке Ш" с использованием интеллект карты. Участие в территориальном дистанционном логопедическом конкурсе для детей старшего дошкольного возраста "Трудный звук – ты мой друг!"
quot;Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соо...