Статья "Экспериментирование со звуком в старшем дошкольном возрасте"
статья (старшая группа) на тему

Термин «экспериментирование» - это особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Роль экспериментирования в образовательном процессе:

  • Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах
  • Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную деятельность
  • Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование со звуками в старшем дошкольном возрасте.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка  Этот возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового .При этом главным фактором выступает  характер деятельности.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и д. р).

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Итак,  термин «экспериментирование» - это особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

                 Роль экспериментирования в образовательном процессе:

  • Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах
  • Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную деятельность
  • Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями

Ребёнок в мире звуков.

«Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,

Играя с нами,

Любит прятаться внутри»

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов .Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со звуками для старших дошкольников».

Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям секреты звука.

Примерное  содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»

  • Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)
  • Картотека д/и и сами д/и
  • Иллюстративный материал
  • Подбор картинок на разные звуки
  • Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
  • Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.
  • Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.

Всё содержание уголка экспериментирования по теме необязательно должно храниться в одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде группы.

Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте.

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.

Задачи:

  • Закреплять представления детей о понятии «звук»
  • Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре, длительности
  • Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера
  • Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн
  • Познакомить с понятием «эхо»
  • Выявить причины усиления ослабления звука
  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребёнка

Этапы работы:

  1. Определение уровня сформированности  представлений детей о звуке, использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:
  • Проведение элементарных опытов «Что звучит» ( определение на слух различных звуков :стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)
  • Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан
  • Определение происхождения звука и  различение музыкальных и шумовых звуков
  • «Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных материалов
  • «Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается звук  Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой природы
  1. Звук живет внутри нас
  • «Откуда берётся голос?»:дети подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют  ,что почувствовали рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда говорили шепотом( дрожания нет)
  • «Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё один помощник – язык
  • Знакомство  со строением уха позволило подвести к пониманию причин возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что происходит вокруг

  3  Проведение опытов с музыкальными инструментами

  • Знакомство с высокими и низкими звуками
  • Определение зависимости звучащих предметов от их размеров
  • Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность

Музыкальное экспериментирование

Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный инструмент не зазвучит.

Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек ,дети выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их

4   Причина возникновения звука – распространение звуковых волн

     Опыт « «Звучащий стакан»

     Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.

     Материал :пластмассовый стакан, резинка.

     Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой,              приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.

   Результат : Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по         воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом .Колебания  идут по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук.

     5 Причина возникновения эха

Опыт «Где живет эхо»

Цель: Подвести к пониманию возникновения эха.

Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо ( в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок  выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).

    6 Причина усиления и ослаблен

Опыт  «Как сделать звук громче?»

Цель: Выявить причины усиления звука.

Материал: Пластмассовая расческа.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче, что чувствуют пальцы

7  Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Индивидуальное подгрупповое занятие по автоматизации звука «Л» «Потерялся звук» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием новых игровых технологий.

Автоматизирование правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях. Использование новых технологий при автоматизации звуков. Развивитие артикуляции, мелкой моторики....

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...

Картотека сказок по звукам для старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по звукам для старшего дошкольного возраста...

"Рассказ о звуке Ш" с использованием интеллект карты. Участие в территориальном дистанционном логопедическом конкурсе для детей старшего дошкольного возраста "Трудный звук – ты мой друг!"

quot;Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соо...