Статья для родителей. "Невнимательность - это серьёзно"
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_roditeley.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для родителей.
К невнимательности нужно относится внимательно.
Непоседливые и невнимательные дети, а их особенно много среди детей с речевыми нарушениями, приносят педагогам немало хлопот и редко входят в число любимчиков. Педагоги, а вслед за ними и родители упрекают таких ребятишек в лени и непослушании. Но только ли в этом дело? По мнению специалистов, невнимательность ребенка, если она сохраняется более полугода, свидетельствует о недостаточной адаптации к детскому саду, о несоответствии нормальным возрастным характеристикам. Здесь уже требуется помощь специалистов.
Такой ребенок неспособен удерживать внимание на деталях, он с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий и даже во время игр. Складывается впечатление, что он попросту не слышит то, что ему говорят. Часто он оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и правил, справляться до конца с выполнением обязанностей на рабочем месте. Постоянно испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Обычно сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют более или менее длительного умственного напряжения. Часто теряет вещи, игрушки, карандаши, книги. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Могут проявляться и некоторые особенности поведения. Так, например, эти дети обычно не держат дистанции при общении со взрослыми, ко всем обращаясь на «ты» .Особую трудность вызывает у них выполнение каких-либо четких инструкций. Нередко происходит задержка речевого развития.
Невнимательность, как правило, дополняется гиперактивностью и импульсивностью. У гиперактивного ребенка наблюдаются беспокойные движения в кистях рук и стопах. Сидя на стуле, он беспрестанно вертится. Часто встает со своего места во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляет бесцельную двигательную активность - бегает, крутится, пытается куда-то залезть. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге. Часто находится в постоянном движении или ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор. Нередко бывает излишне болтливым.
Такому ребенку присуща и повышенная импульсивность. На заданные ему вопросы он отвечает, не задумываясь, часто даже не дослушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). Все это свидетельствует о том, что ребенок недостаточно адаптировался в детском саду, а в последующем и в школе.
Как показывают медицинские исследования, сочетание таких признаков, как правило, свидетельствует о так называемых мозговых дисфункциях, связанных с незрелостью определенных мозговых структур ,что самым пагубным образом отражается на успеваемости. Так что своевременная коррекция здесь особенно важна. В случае, когда запаздывает или вообще не проводится, возникает опасность, что такой ребенок попадает в дальнейшем в группу риска по алкоголизации или наркомании.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество таких детей около 30%, среди них большинство составляют мальчики, девочек гораздо меньше. Причины же мозговых дисфункций могут быть разные -это и патология беременности и родовые травмы. Не следует исключать также и наследственные факторы. А, кроме того, немалую роль играют и социально-психологические условия развития ребенка. Действует на поведение ребенка и токсический фактор. Хорошо известно, что снижение интеллектуальных возможностей, проявление гиперактивности часто проявляется в случае отравления свинцом. В последние годы высказывается предположение, что даже незначительное попадание в организм этого металла может вызвать у детей поведенческие нарушения. Откуда берется свинец? Установлено, что одним из источников служат выхлопные газы автотранспорта, так что длительное пребывание ребенка вблизи автомагистралей чревато негативными последствиями, способствуют развитию гиперактивности и невнимательности. Кроме того, обнаружено, что невнимательность зависит от питания. Так, было доказано, что после завтрака, содержащего углеводную пищу, уровень внимания снижается, а вот при приеме белковой пищи таких проявлений не наблюдалось. Данные исследования свидетельствуют о важном значении сбалансированного питания для детей, особенно в утренние часы.
Кроме того, безусловно, очень сильно влияют на состояние ребенка стрессовые ситуации дома, ссоры родителей, развод, неправильное воспитание и другие травмирующие факторы.
Родители и педагоги должны знать, что коррекцию необходимо проводить своевременно и комплексно, с ребенком должны работать психологи и нейропсихологи, логопеды. Не последнюю роль могут сыграть и фармакологические препараты, но лишь те, что рекомендованы специалистом(неврологом).
Справиться с последствиями мозговых дисфункций за короткое время, скажем за несколько месяцев, невозможно, и даже при благоприятных условиях не следует ждать быстрых результатов. Чтобы коррекционные мероприятия достигли положительных результатов, родителям следует соблюдать определенные правила общения с ребенком. Перво-наперво, поддерживайте в ваших отношениях позитивную обстановку: хвалите ребенка в каждом случае, если он это заслужил, подчеркивайте его успехи. Избегайте бесконечного повторения слов << нет>> и <<нельзя >>. Говорите сдержанно ,мягко. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить, и поощряйте его за все виды деятельности. Поддерживайте дома четкий распорядок дня, строго определенное время приема пищи, выполнения домашних заданий, сна. Избегайте по возможности скопления людей, ибо пребывание в больших магазинах, на рынках оказывает на такого ребенка чрезмерно возбуждающие действие. Лучше, если он играет с одним партнером. Вообще, избегайте беспокойных, шумных приятелей, оберегайте его от утомления. поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Сделайте так, чтобы ваш ребенок имел возможность расходовать избыточную энергию, а для этого совершайте с ним длительные прогулки на свежем воздухе, постарайтесь вовлечь его в занятия спортом. Из спортивных секций наиболее предпочтительны плавание, теннис, восточные единоборства.
От педагогов требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка, страдающего дефицитом внимания, всячески поощрять его позитивное поведение. Во время занятий следует ограничивать до минимума все отвлекающие предметы. Во время занятия, на определенный отрезок времени дается лишь одно задание, а когда предстоит выполнить большое задание, то лучше предлагать его в виде отдельных последовательных частей. Педагог контролирует ход работы, внося необходимые коррективы. Опыт работы с такими детьми показывает, что только комплексный подход к этой проблеме дает наилучший результат.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
1.В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает закрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2.Избегайте повторения слов: <<нет >>, <<нельзя >>.
3.Говорите спокойно, сдержанно, мягко.
4.Давайте ребенку только задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6.Поощеряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7.Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи , выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8.Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующие действие.
9.Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10.Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и повышению гиперактивности.
11.Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе- длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12.Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания ,хотя и неизбежна но может удерживать под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
13.Всегда помните : необходимо договариваться, а не стараться сломить .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)
Игра для ребенка, это освоение им, его окружающей действительности. Именно играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....
Научная статья. Школа – серьёзное жизненное испытание, как для детей, так и для родителей.
Советы родителям будущих первоклассников, как побороть заикание в летний период....
статья "Лего-это серьёзно!"
статья в газету "Павел Перевозчик"...
Консультация для родителей "Невнимательный ребёнок"
Консультация для родителей ДОУ на тему: "Невнимательный ребёнок"...
Консультация для родителей ;"Невнимательный ребенок"
Консультация для родителей старших дошкольников....
Консультация для родителей «Невнимательный ребенок »
Консультация для родителей «Невнимательный ребенок »...
Консультация для родителей НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК. Рекомендации для родителей по развитию внимания.
Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенкаВнимани...