ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по логопедии (старшая группа)

Ткаченко Маргарита Станиславовна

  Методологическую основу методики обследования составили фундаментальные положения о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психического развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия); научные представления о структуре речевого дефекта, концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская); учение об общих и специфических закономерностях развития детей с отклонениями (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

  Методологическую основу методики обследования составили фундаментальные положения о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психического развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия); научные представления о структуре речевого дефекта, концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская); учение об общих и специфических закономерностях развития детей с отклонениями (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина).

На защиту выносятся следующие положения:

1. У детей с общим недоразвитием речи нарушение лексики проявляется резком расхождении объема активного и пассивного словаря.

2. У детей с общим недоразвитием речи  выявляется ограниченность словарного запаса.

3. Незнание точного смысла слов, употребляемых в прямом и переносном значениях приводит к трудностям актуализации словаря.

4. Несформированность семантических полей обнаруживается в нарушениях употребления синонимов и антонимов.

5. Ограниченность лексических представлений проявляется в нарушении норм лексической сочетаемости.

В разработке методики исследования также были использованы данные по методикам обследования детей с речевой патологией Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой (1990), Р.А.Кирьяновой (2002), М.А.Поваляевой (2002), Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломаха (2000), Е.Ф.Архиповой (2006).

Указанные теоретические положения обусловили следующее содержание методики исследования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи:

Программа обследования:

I.Исследование пассивного словаря:

- существительные

- глаголы

- прилагательные

II. Исследование активного словаря:

- существительные

- глаголы

прилагательные

III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:

  1. Классификация.
  2. Группировка.

- существительных

- глаголов

- прилагательных

3. Подбор синонимов.

4. Подбор антонимов.

5. Объяснение значения слов:

- существительных

- прилагательных

- глаголов

6. Добавление одного общего слова к двум словам.

7. Дополнение к глаголу.

8. Дополнение последнего слова в предложении.

9. Исследование лексической сочетаемости.

  1. Исследование пассивного словаря:

Цель: определить объем пассивного словаря.

Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.

1. Существительные

  1. Высокочастотная лексика. Инструкция: «Покажи, где нарисовано…?»

Речевой материал: дерево, мяч, ручка, кружка, пирамида, блюдце.

Примечание: предлагают предметные картинки.

1.2. Среднечастотная лексика. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?»

Речевой материал: колено, ресницы, подоконник, форточка, локоть, плечо.

Примечание: предлагают картинки.

  1. Малочастотная лексика. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?

Речевой материал: клумба, клубок, торшер, памятник, табуретка, половник.

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

  1. Знание времен года и суток, явлений природы. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?

Речевой материал: осень, зима, лето, весна, утро, вечер, день, ночь, облако, молния, луна, туча.

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

  1. Знание частей предмета. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?

Речевой материал: воротник, петля, манжета, карман, рукав, пояс, ствол, ветки, корни, листья, плоды, почки.

Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева.

  1. Знание названий жилищ. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?

Речевой материал: дупло, нора, гнездо, будка, берлога, скворечник.

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

  1. Знание названий частей тела. Инструкция: «Покажи на себе…?

Речевой материал: лоб, брови, щеки, подбородок, ногти, колено, грудь, спину, плечо, локоть.

2. Глаголы

2.1. Инструкция: «Покажи, кто …?

Речевой материал: скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет.

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий.

2.2. Инструкция: «Покажи, кто …?

Речевой материал: воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит.

Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова.

2.3. Инструкция: «Покажи, кто …?

Речевой материал: варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает.

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий: повар, учитель, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.

2.4. Инструкция: «Покажи, чем …?

Речевой материал: пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают.

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.

3. Прилагательные

  1. Понимание названий формы, цвета, величины и веса. Инструкция: «Покажи, где …?»

Речевой материал: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный, красный, синий, зеленый, желтый, черный, большой, средний, маленький, легкий, тяжелый.

Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки.

  1. Понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений. Инструкция: «Покажи, что бывает …?»

Речевой материал: кислым, сладким, горьким, соленым, горячим, холодным, колючим, гладким, пушистым, теплым, мокрым, сухим.

Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, чай, зонт, сено.

  1. Понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину. Инструкция: «Покажи, где …?»

Речевой материал: высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий - узкий.

Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами.

II. Исследование активного словаря:

Цель: определить объем активного словаря.

Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка.

1. Существительные 

  1. Темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы. Инструкция: «Скажи, кто это?», «Как это назвать одним словом?».

Речевой материал: ласточка, воробей, снегирь, галка, лошадь, собака, корова, коза, кошка, свинья, лев, тигр, волк, кабан, лось, зебра, олень, еж, лиса, белка, заяц, гусь, утка, петух, курица, голубь, сорока, цапля.

  1. Темы: рыбы, насекомые, морские животные. Инструкция: «Назови, кто это?», «Как это назвать одним словом?».

Речевой материал: щука, сом, рак, лещ, акула, паук, оса, жук, комар, кит, муха, муравей, кузнечик, стрекоза, дельфин.

  1. Темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».

Речевой материал: яблоко, груша, лимон, виноград, слива, апельсин, клубника, малина, арбуз, смородина, клюква, картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, лук, тыква, сосна, ель, дуб, береза, клен, мак, ромашка, роза, колокольчик, ландыш.

  1. Темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».

Речевой материал: ботинки, туфли, тапочки, валенки, сапоги, шляпа, шапка, кепка, стул, стол, кресло, торшер, диван, шкаф, ложка, вилка, тарелка, чашка, сахарница, сковорода.

  1. Темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».

Речевой материал: лето, осень, зима, весна, день, утро, вечер, ночь, дождь, гроза, туча, облако, снег, луна, молния, месяц, автобус, поезд, корабль, самолет.

  1. Темы: одежда, части тела человека, название профессий. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».

Речевой материал: рубашка, брюки, пальто, шарф, кофта, костюм, воротник, петля, манжета, карман, рукав, пояс, шея, волосы, лицо, лоб, брови, щеки, ресницы, губы, подбородок, плечо, локоть, ногти, учительница, повар, продавец, рабочий, парикмахер.

2. Глаголы

  1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?»

Речевой материал: лошадь (скачет), гусеница (ползает), птица (летает), рыба (плавает), собака (бегает), повар (варит), рыбак (ловит рыбу), строитель (строит), врач (лечит), продавец (продает), солдат (служит), спортсмен (соревнуется), учитель (учит).

  1. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»

Речевой материал: голубь (воркует), лягушка (квакает), медведь (рычит), ворона (каркает), мышка (пищит), собака (лает), курица (кудахчет), воробей кукушка (кукует), волк (воет), петух (кукарекает), соловей (поет).

  1. Инструкция: «Скажи, что делают …?»

Речевой материал: пилой, иглой, ручкой, краской, утюгом, ножницами, топором, карандашами, молотком, ложкой, ножом, расческой.

3. Прилагательные

  1. Прилагательные, обозначающие вес, цвет, форму, величину предметов. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»

Речевой материал: дверь (прямоугольная), крыша (треугольная), окно (квадратное), мяч (круглый), цветок  (красный), кружок (синий), лист (зеленый), дыня (желтая), фломастер (черный), перо (легкое), камень (тяжелый), корабль (большой), палец (средний), гриб (маленький).

  1. Прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения. Инструкция: «Скажи, …(лимон) какой?»

Речевой материал: лимон (кислый), варенье (сладкое), перец (горький), огурец (соленый), чайник (горячий), лед (гладкий), ежик (колючий), снег (холодный).

  1. Прилагательные, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»

Речевой материал: дом (высокий – низкий), дерево (толстое – тонкое), карандаш (короткий – длинный), шарф (широкий – узкий).

III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:

1. Классификация

  1. Классификация семантически далеких предметов.

Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I группа: мебель - насекомые; II группа: посуда - звери.

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».

Речевой материал: I группа: стол, бабочка, шкаф, диван, паук, жук; II группа: тигр, тарелка, заяц, волк, чашка, кастрюля.

  1. Классификация семантически близких предметов.

Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I группа: дикие животные – домашние животные; II группа: птицы – насекомые.

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».

Речевой материал: I группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова; II группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла – все задания выполнены правильно.

3 балла – все задания выполнены в пределах 75%.

2 балла – все задания выполнены в пределах 50%.

1 балла – все задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов – задания не выполнены.

2. Группировка слов

2.1. Существительные

  1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».

Речевой материал:

- стол, бабочка, диван;

- тигр, тарелка, ложка;

- береза, яблоко, рябина.

  1. Серии семантически близких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».

Речевой материал:

- волк, собака, лиса;

- лимон, свекла, яблоко;

- сорока, бабочка, скворец;

- тарелка, стол, стакан.

2.2. Глаголы

Серии семантически близких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».

Речевой материал:

- налил, насорил, вылил;

- подбежал, вошел, подошел;

- стоит, растет, сидит;

- идет, цветет, бежит;

- вошел, вылетел, выбежал.

2.3. Прилагательные

Серии семантически близких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».

Речевой материал:

- большой, желтый, маленький;

- хороший, деревянный, плохой;

- высокий, низкий, маленький;

- большой, маленький, низкий;

- желтый, длинный, зеленый;

- тяжелый, длинный, легкий;

- круглый, большой, овальный.

3. Подбор синонимов к словам. 

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом» (приводится пример).

Речевой материал: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопиться.

4. Подбор антонимов к словам.

I. Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь «наоборот» (приводится пример).

Речевой материал: день, горе, шум, поднимать, быстро, далеко, говорить, холодный, плохой, легкий, утро.

II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот».

Речевой материал: холодный день; холодный зимний день; холодная вода; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле.

5. Объяснение значения слов.

5.1. Существительные

I. Исследование понимания существительных, являющихся обобщающими словами. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Речевой материал: овощи, мебель, посуда, фрукты, цветы, дерево, одежда, обувь, животные, насекомые.

II. Исследование понимания существительных, обозначающих конкретные слова. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Речевой материал: свекла, яблоко, астра, паук, береза, стол, вилка, шуба, сапоги, собака.

5.2. Прилагательные

Слова, обозначающие разные признаки предметов. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Речевой материал: маленький, высокий, желтый, короткий, длинный, соленый, тяжелый, круглый, легкий, низкий, широкий, холодный.

5.3. Глаголы

Слова, обозначающие действия. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Речевой материал: идти, ползти, ехать, нести, везти, летать, тащить, торопиться, светить, лезть.

6. Добавление одного общего слова к двум словам.

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, ты ответь одним словом» (приводиться пример).

Речевой материал:

- дерево – цветы (что делают?)

- фрукты – овощи (какие?)

- кошка – собака (что делают?)

- дождь – снег (что делают?)

- сидит – стоит (кто?)

- льется – журчит (что?)

- шумит – дует (что?)

- светит – греет (что?)

- одевается – обувается (кто?)

7. Дополнение к глаголу.

 Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову» (приводится пример).

Речевой материал: идет, сидит, растет, лежит, светит, умывается, бежит, стучит, летит, плывет.

8. Дополнение последнего слова в предложении.

Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение».

Речевой материал:

Из крана льется …

Солнце светит …

Лимон желтый, а помидор …

Фрукты моют, а белье …

Яйцо овальное, а шар …

Корта шерстяная, а шуба …

Молоко жидкое, а сметана …

Лимон кислый, а мед …

9. Исследование лексической сочетаемости.

Задание проводиться в форме свободного ассоциативного эксперимента. Логопед предлагает испытуемому подобрать к слову-стимулу ответное слово, которое сочетается с ним по смыслу (приводиться пример). Ответ должен лексически сочетаться со словом-стимулом.

Речевой материал: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громко, два, летящий, часы, письмо, красный, медленно, тихо, идет, пятеро, ботинки.

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла – все задания выполнены правильно.

3 балла – все задания выполнены в пределах от 51% до 75%.

2 балла – все задания выполнены в пределах от 26% до 50%.

1 балла – все задания выполнены в пределах от 11% до 25%.

0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.
  2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.
  3. Выготский Л .С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  4. Громова О. Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. 2003. № 6.
  5. Гуровец Г. В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. – М., 1975.
  6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
  8. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.
  9. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников. – СПб., 2006.
  10. Коновалова С. Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2004. № 5.
  11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1999.
  14. Логопедия. // Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – М., 2002.
  15. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
  16. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
  17. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 1998.
  18. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005.
  19. Методы обследования нарушений речи у детей. Сборник научных трудов. – М., 1982.
  20. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов. // Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М. 2005.
  21. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2002.
  22. Практикум по детской логопедии. // Под ред. проф. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  23. Проблемы детской речи – 1999: Материалы Всероссийской конференции. // Под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева.
  24. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003.
  25. Серебрякова Н. В., Соломаха Л. С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000.
  26. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980.
  27. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб., 1999.
  28. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка //         Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. - М., 1970.
  29. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  31. Халилова Л. Б. Усвоение лексических значений слов // Особенности психофизиологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 1985.
  32. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
  33. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....

Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

Интеллектуальный конкурс "Знайка" на тему "Овощи и фрукты" для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предлагается конкурс для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему "овощи и фрукты". В конкурсе учавствуют дети двух параллельных групп. Конкурс проводится...

Особенности памяти у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи

Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказа...