ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по логопедии (старшая группа)
Методологическую основу методики обследования составили фундаментальные положения о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психического развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия); научные представления о структуре речевого дефекта, концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская); учение об общих и специфических закономерностях развития детей с отклонениями (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Методологическую основу методики обследования составили фундаментальные положения о языке как общественном явлении, диалектическом единстве речевого и психического развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия); научные представления о структуре речевого дефекта, концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская); учение об общих и специфических закономерностях развития детей с отклонениями (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина).
На защиту выносятся следующие положения:
1. У детей с общим недоразвитием речи нарушение лексики проявляется резком расхождении объема активного и пассивного словаря.
2. У детей с общим недоразвитием речи выявляется ограниченность словарного запаса.
3. Незнание точного смысла слов, употребляемых в прямом и переносном значениях приводит к трудностям актуализации словаря.
4. Несформированность семантических полей обнаруживается в нарушениях употребления синонимов и антонимов.
5. Ограниченность лексических представлений проявляется в нарушении норм лексической сочетаемости.
В разработке методики исследования также были использованы данные по методикам обследования детей с речевой патологией Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой (1990), Р.А.Кирьяновой (2002), М.А.Поваляевой (2002), Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломаха (2000), Е.Ф.Архиповой (2006).
Указанные теоретические положения обусловили следующее содержание методики исследования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи:
Программа обследования:
I.Исследование пассивного словаря:
- существительные
- глаголы
- прилагательные
II. Исследование активного словаря:
- существительные
- глаголы
прилагательные
III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:
- Классификация.
- Группировка.
- существительных
- глаголов
- прилагательных
3. Подбор синонимов.
4. Подбор антонимов.
5. Объяснение значения слов:
- существительных
- прилагательных
- глаголов
6. Добавление одного общего слова к двум словам.
7. Дополнение к глаголу.
8. Дополнение последнего слова в предложении.
9. Исследование лексической сочетаемости.
- Исследование пассивного словаря:
Цель: определить объем пассивного словаря.
Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.
1. Существительные
- Высокочастотная лексика. Инструкция: «Покажи, где нарисовано…?»
Речевой материал: дерево, мяч, ручка, кружка, пирамида, блюдце.
Примечание: предлагают предметные картинки.
1.2. Среднечастотная лексика. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?»
Речевой материал: колено, ресницы, подоконник, форточка, локоть, плечо.
Примечание: предлагают картинки.
- Малочастотная лексика. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?
Речевой материал: клумба, клубок, торшер, памятник, табуретка, половник.
Примечание: предлагают сюжетные картинки.
- Знание времен года и суток, явлений природы. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?
Речевой материал: осень, зима, лето, весна, утро, вечер, день, ночь, облако, молния, луна, туча.
Примечание: предлагают сюжетные картинки.
- Знание частей предмета. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?
Речевой материал: воротник, петля, манжета, карман, рукав, пояс, ствол, ветки, корни, листья, плоды, почки.
Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева.
- Знание названий жилищ. Инструкция: «Покажи где нарисовано …?
Речевой материал: дупло, нора, гнездо, будка, берлога, скворечник.
Примечание: предлагают сюжетные картинки.
- Знание названий частей тела. Инструкция: «Покажи на себе…?
Речевой материал: лоб, брови, щеки, подбородок, ногти, колено, грудь, спину, плечо, локоть.
2. Глаголы
2.1. Инструкция: «Покажи, кто …?
Речевой материал: скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет.
Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий.
2.2. Инструкция: «Покажи, кто …?
Речевой материал: воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит.
Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова.
2.3. Инструкция: «Покажи, кто …?
Речевой материал: варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает.
Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий: повар, учитель, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.
2.4. Инструкция: «Покажи, чем …?
Речевой материал: пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают.
Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.
3. Прилагательные
- Понимание названий формы, цвета, величины и веса. Инструкция: «Покажи, где …?»
Речевой материал: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный, красный, синий, зеленый, желтый, черный, большой, средний, маленький, легкий, тяжелый.
Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки.
- Понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений. Инструкция: «Покажи, что бывает …?»
Речевой материал: кислым, сладким, горьким, соленым, горячим, холодным, колючим, гладким, пушистым, теплым, мокрым, сухим.
Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, чай, зонт, сено.
- Понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину. Инструкция: «Покажи, где …?»
Речевой материал: высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий - узкий.
Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами.
II. Исследование активного словаря:
Цель: определить объем активного словаря.
Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка.
1. Существительные
- Темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы. Инструкция: «Скажи, кто это?», «Как это назвать одним словом?».
Речевой материал: ласточка, воробей, снегирь, галка, лошадь, собака, корова, коза, кошка, свинья, лев, тигр, волк, кабан, лось, зебра, олень, еж, лиса, белка, заяц, гусь, утка, петух, курица, голубь, сорока, цапля.
- Темы: рыбы, насекомые, морские животные. Инструкция: «Назови, кто это?», «Как это назвать одним словом?».
Речевой материал: щука, сом, рак, лещ, акула, паук, оса, жук, комар, кит, муха, муравей, кузнечик, стрекоза, дельфин.
- Темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».
Речевой материал: яблоко, груша, лимон, виноград, слива, апельсин, клубника, малина, арбуз, смородина, клюква, картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, лук, тыква, сосна, ель, дуб, береза, клен, мак, ромашка, роза, колокольчик, ландыш.
- Темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».
Речевой материал: ботинки, туфли, тапочки, валенки, сапоги, шляпа, шапка, кепка, стул, стол, кресло, торшер, диван, шкаф, ложка, вилка, тарелка, чашка, сахарница, сковорода.
- Темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».
Речевой материал: лето, осень, зима, весна, день, утро, вечер, ночь, дождь, гроза, туча, облако, снег, луна, молния, месяц, автобус, поезд, корабль, самолет.
- Темы: одежда, части тела человека, название профессий. Инструкция: «Назови, что это?», «Как это назвать одним словом?».
Речевой материал: рубашка, брюки, пальто, шарф, кофта, костюм, воротник, петля, манжета, карман, рукав, пояс, шея, волосы, лицо, лоб, брови, щеки, ресницы, губы, подбородок, плечо, локоть, ногти, учительница, повар, продавец, рабочий, парикмахер.
2. Глаголы
- Инструкция: «Скажи, кто что делает?»
Речевой материал: лошадь (скачет), гусеница (ползает), птица (летает), рыба (плавает), собака (бегает), повар (варит), рыбак (ловит рыбу), строитель (строит), врач (лечит), продавец (продает), солдат (служит), спортсмен (соревнуется), учитель (учит).
- Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»
Речевой материал: голубь (воркует), лягушка (квакает), медведь (рычит), ворона (каркает), мышка (пищит), собака (лает), курица (кудахчет), воробей кукушка (кукует), волк (воет), петух (кукарекает), соловей (поет).
- Инструкция: «Скажи, что делают …?»
Речевой материал: пилой, иглой, ручкой, краской, утюгом, ножницами, топором, карандашами, молотком, ложкой, ножом, расческой.
3. Прилагательные
- Прилагательные, обозначающие вес, цвет, форму, величину предметов. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»
Речевой материал: дверь (прямоугольная), крыша (треугольная), окно (квадратное), мяч (круглый), цветок (красный), кружок (синий), лист (зеленый), дыня (желтая), фломастер (черный), перо (легкое), камень (тяжелый), корабль (большой), палец (средний), гриб (маленький).
- Прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения. Инструкция: «Скажи, …(лимон) какой?»
Речевой материал: лимон (кислый), варенье (сладкое), перец (горький), огурец (соленый), чайник (горячий), лед (гладкий), ежик (колючий), снег (холодный).
- Прилагательные, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»
Речевой материал: дом (высокий – низкий), дерево (толстое – тонкое), карандаш (короткий – длинный), шарф (широкий – узкий).
III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:
1. Классификация
- Классификация семантически далеких предметов.
Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I группа: мебель - насекомые; II группа: посуда - звери.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».
Речевой материал: I группа: стол, бабочка, шкаф, диван, паук, жук; II группа: тигр, тарелка, заяц, волк, чашка, кастрюля.
- Классификация семантически близких предметов.
Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I группа: дикие животные – домашние животные; II группа: птицы – насекомые.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».
Речевой материал: I группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова; II группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла – все задания выполнены правильно.
3 балла – все задания выполнены в пределах 75%.
2 балла – все задания выполнены в пределах 50%.
1 балла – все задания выполнены в пределах 25%.
0 баллов – задания не выполнены.
2. Группировка слов
2.1. Существительные
- Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».
Речевой материал:
- стол, бабочка, диван;
- тигр, тарелка, ложка;
- береза, яблоко, рябина.
- Серии семантически близких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».
Речевой материал:
- волк, собака, лиса;
- лимон, свекла, яблоко;
- сорока, бабочка, скворец;
- тарелка, стол, стакан.
2.2. Глаголы
Серии семантически близких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».
Речевой материал:
- налил, насорил, вылил;
- подбежал, вошел, подошел;
- стоит, растет, сидит;
- идет, цветет, бежит;
- вошел, вылетел, выбежал.
2.3. Прилагательные
Серии семантически близких слов, по три слова в каждой. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее и объясни, почему это слово лишнее».
Речевой материал:
- большой, желтый, маленький;
- хороший, деревянный, плохой;
- высокий, низкий, маленький;
- большой, маленький, низкий;
- желтый, длинный, зеленый;
- тяжелый, длинный, легкий;
- круглый, большой, овальный.
3. Подбор синонимов к словам.
Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом» (приводится пример).
Речевой материал: здание, парк, улица, боец, доктор, глядеть, шагать, огромный, радостный, торопиться.
4. Подбор антонимов к словам.
I. Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь «наоборот» (приводится пример).
Речевой материал: день, горе, шум, поднимать, быстро, далеко, говорить, холодный, плохой, легкий, утро.
II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот».
Речевой материал: холодный день; холодный зимний день; холодная вода; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле.
5. Объяснение значения слов.
5.1. Существительные
I. Исследование понимания существительных, являющихся обобщающими словами. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Речевой материал: овощи, мебель, посуда, фрукты, цветы, дерево, одежда, обувь, животные, насекомые.
II. Исследование понимания существительных, обозначающих конкретные слова. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Речевой материал: свекла, яблоко, астра, паук, береза, стол, вилка, шуба, сапоги, собака.
5.2. Прилагательные
Слова, обозначающие разные признаки предметов. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Речевой материал: маленький, высокий, желтый, короткий, длинный, соленый, тяжелый, круглый, легкий, низкий, широкий, холодный.
5.3. Глаголы
Слова, обозначающие действия. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Речевой материал: идти, ползти, ехать, нести, везти, летать, тащить, торопиться, светить, лезть.
6. Добавление одного общего слова к двум словам.
Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, ты ответь одним словом» (приводиться пример).
Речевой материал:
- дерево – цветы (что делают?)
- фрукты – овощи (какие?)
- кошка – собака (что делают?)
- дождь – снег (что делают?)
- сидит – стоит (кто?)
- льется – журчит (что?)
- шумит – дует (что?)
- светит – греет (что?)
- одевается – обувается (кто?)
7. Дополнение к глаголу.
Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову» (приводится пример).
Речевой материал: идет, сидит, растет, лежит, светит, умывается, бежит, стучит, летит, плывет.
8. Дополнение последнего слова в предложении.
Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение».
Речевой материал:
Из крана льется …
Солнце светит …
Лимон желтый, а помидор …
Фрукты моют, а белье …
Яйцо овальное, а шар …
Корта шерстяная, а шуба …
Молоко жидкое, а сметана …
Лимон кислый, а мед …
9. Исследование лексической сочетаемости.
Задание проводиться в форме свободного ассоциативного эксперимента. Логопед предлагает испытуемому подобрать к слову-стимулу ответное слово, которое сочетается с ним по смыслу (приводиться пример). Ответ должен лексически сочетаться со словом-стимулом.
Речевой материал: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громко, два, летящий, часы, письмо, красный, медленно, тихо, идет, пятеро, ботинки.
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла – все задания выполнены правильно.
3 балла – все задания выполнены в пределах от 51% до 75%.
2 балла – все задания выполнены в пределах от 26% до 50%.
1 балла – все задания выполнены в пределах от 11% до 25%.
0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.
- Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.
- Выготский Л .С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
- Громова О. Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. 2003. № 6.
- Гуровец Г. В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. – М., 1975.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
- Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.
- Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников. – СПб., 2006.
- Коновалова С. Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2004. № 5.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1999.
- Логопедия. // Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – М., 2002.
- Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 1998.
- Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005.
- Методы обследования нарушений речи у детей. Сборник научных трудов. – М., 1982.
- Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов. // Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М. 2005.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2002.
- Практикум по детской логопедии. // Под ред. проф. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
- Проблемы детской речи – 1999: Материалы Всероссийской конференции. // Под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева.
- Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003.
- Серебрякова Н. В., Соломаха Л. С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000.
- Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб., 1999.
- Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. - М., 1970.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Халилова Л. Б. Усвоение лексических значений слов // Особенности психофизиологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 1985.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....
Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...
Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»
Логопедические цели: Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и динамического праксиса: воспроизведение ритмической структуры.2. Развитие ручной...
непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи "Буратино спешит в школу".
конспект занятия...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».
Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....
Интеллектуальный конкурс "Знайка" на тему "Овощи и фрукты" для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
Вашему вниманию предлагается конкурс для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему "овощи и фрукты". В конкурсе учавствуют дети двух параллельных групп. Конкурс проводится...
Особенности памяти у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи
Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказа...