Использование приёмов мнемотехники в коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от своих сверстников и взрослых стеной молчания. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.В логопедической работе по коррекции звукопроизношения имеет большое значение многократное повторение речевого материала. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминаете легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника | 316.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов мнемотехники
в коррекции звукопроизношения
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от своих сверстников и взрослых стеной молчания. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
В логопедической работе по коррекции звукопроизношения имеет большое значение многократное повторение речевого материала. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминаете легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Известно, что С.Рубинштейн, А.Леушина, Д.Эльконин, Л.Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них. В работе логопеда очень важна заинтересованность детей. Привлечь их внимание может необычная подача материала. Использование мнемотехнических приёмов как нельзя лучше направляет внимание ребёнка к речевому материалу, способствует его заучиванию и многократному повторению.
Предварительная зарисовка речевого материала способствует концентрации внимания ребёнка на объекте изучения, делает его интересным для изучения. Это ещё раз подтверждает слова К.Д.Ушинского «Дайте ребёнку картинку, и он заговорит».
Проведённая мною работа по коррекции звукопроизношения путём использования мнемотехнических приёмов, пропаганда элементарной логопедической грамотности (понимание причин неправильного звукопроизношения у детей и путей его профилактики и устранения) среди родителей позволила улучшить общую ситуацию в отношении данной проблемы.
Этапы работы с мнемотаблицей (или мнемодорожкой).
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2) Осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы («оживляем» все рисунки);
3) Попробовать связать последовательно, попарно, построчно все символы (образы) и с их помощью, как можно точнее, ближе к тексту, воспроизвести художественное произведение.
(Пример мнемотаблицы по сказке «Теремок»)
В качестве дидактического материала могут быть использованы коллажи. Методика работы примерно та, же что и с мнемотаблицами. Коллаж - это лист картона (или фланелеграф), на котором рисуются (накладываются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных на листе бумаги различных изображений и составляет суть коллажа.
Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, то есть связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Важно отметить, что изготовление коллажа приносит много удовольствия ребёнку. Возможно использование в виде изображений для коллажа фигурок оригами, аппликаций. Изготовление таких фигурок и аппликаций может быть домашним заданием логопеда. Вот пример коллажа для стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки» (дифференциация звуков [с], [ш]) (рис. 5):
Грузовик без колёс!
У осла отклеен нос!
Стали чёрными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки...
Берём же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки!
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Цель коллажа: закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".
Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....
Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"
Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Предлагается методический материал по использованию игровых методов и приемов в работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе автоматизации пос...
Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....