Что ребенку необходимо знать и уметь к школе?
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Что ребенку необходимо знать и уметь к школе? К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком - по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас. Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду. К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня. Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит? Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом. Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено. Учимся говорить правильно И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам - для профилактики логопедических проблем. Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело. А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д. Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек. Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала. Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений. Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону? Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома - ... (крыша) и т. д. Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится. В пространственных значениях: право - лево, верх - низ и т. д. - шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера - завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_rebenku_neobhodimo_znat_i_umet_k_shkole.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Что ребенку необходимо знать и уметь к школе?

               К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов:

посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без

малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как

«дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком -

по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет

нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто

рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как

работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять

словарный запас.

             Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в

состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к

логопеду.

             К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня. Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены

зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это

значит?

           Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва

целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное

восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в

единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать

целостным. Проверить это можно таким образом.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с

окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые

деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом

- птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и

важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно.

Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не

замечает детали и зрительное восприятие нарушено.

              Учимся говорить правильно

И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы

скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью

исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно

делать и малышам - для профилактики логопедических проблем.

Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо

полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими

занятиями для головы и совсем забываем про тело.

А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их

работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает»

неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной

постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент

фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение

бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера,

закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.

Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж -

разогревание своих ладошек.

Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок

копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом

тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы

ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по

разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать

крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.

Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у

него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую

сторону?

Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома - ... (крыша)

и т. д.

Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется

несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.

В пространственных значениях: право - лево, верх - низ и т. д. -

шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных

тренировок он путает эти понятия так же, как вчера - завтра, придется

прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

Небольшой перечень того, что необходимо знать ребенку поступающему в школу....

Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу.

К концу подготовительной группы ребенок должен знать:...

Что ребенку необходимо знать и уметь к школе?

Материал для родителей будущих  первоклассников...

Консультация для родителей «Готовность детей к школе: что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе?»

Консультация для родителей "Готовность детей к школе: что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе?"...