Реализация воспитательно-образовательного процесса на основе выбора технологии Фомичевой М.Ф. «Воспитание правильного звукопроизношения»
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье представлена технология "Воспитание правильного звукопроизношения", разработанная Фомичевой М.Ф. Рассматривается подробная характеристика произносительной стороны речи, артикуляционных и акустических признаков звуков речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание правильного звукоподражания | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Шабалина Ирина Петровна, воспитатель МАДОУ ДС №41 «Росинка», г. Нижневартовск
Реализация воспитательно-образовательного процесса на основе выбора технологии Фомичевой М.Ф. «Воспитание правильного звукопроизношения»
Фомичевой М.Ф. разработана технология воспитания у детей правильного произношения. Автор дает подробную характеристику произносительной стороны речи, артикуляционным и акустическим признакам звуков речи. Работа по технологии состоит из разделов:
- обследование речи детей;
- развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка;
- предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
В разделе «Обследование речи детей» представлены общие принципы, материал для обследования, даны рекомендации по оформлению результатов обследования.
Раздел «Развитие движений органов артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика» содержит характеристику артикуляционного аппарата, комплексы упражнений с рекомендациями к их проведению. Так, Фомичева М.Ф. пишет, что во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе на основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков.
В этом разделе также приведены указания к проведению артикуляционной гимнастики, последовательность отработки гласных и согласных звуков.
Работа над звуками расписана поэтапно для каждого возраста с усложнением:
- описание правильной артикуляции
- уточнение движений артикуляционного аппарата (как часть занятия)
- уточнение произнесения звука, развитие силы голоса и фонематического слуха (как часть занятия)
- воспитание четкого произношения звука в словах и во фразовой речи, развитие речевого дыхания (как целое занятие).
Автором подобраны стихи, потешки, загадки, считалочки, игры для закрепления произношения звуков.
Согласно рабочей программы группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), технология «Воспитание правильного звукопроизношения» автора Фомичевой М.Ф используется при планировании работы по образовательной области «Речевое развитие» в направлении «Ребенок в мире художественной литературы». Реализация осуществляется в совместной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.
В своей работе мы используем следующие методы и приемы:
- артикуляционная гимнастика для укрепления и развития, подготовки органов артикуляции к последующей работе (на основе разработанных автором комплексах);
- договаривание. Как прием педагогической работы очень эффективен при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. Так, при закреплении изолированного звука можно использовать такие задания:
При уточнении артикуляции звука Л
Инструкция: я буду читать стихотворение, а вы договаривать последний звук.
Король Луи на троне Сиде…Л,
То дремал, то зевал, то в окошко гляде…Л.
А рядом с ним принцесса скуча…ЛА
И мух на окошке от скуки счита…ЛА.
Часто используется договаривание предложений, подстановка подходящих по смыслу слов. В словах содержится звук, над которым дети работают на данном занятии.
Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).
Береги нос в сильный… (мороз).
Чик –чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).
- Заучивание стихотворений, чистоговорок и скороговорок.
Например:
стихотворение «Рыжий котенок» (при работе со звуком Ж)
Вышла девочка на лыжах, Добежал до горки – ждет.
А за ней котенок рыжий. Прокати, Аленка,
От нее не отстает, Рыжего котенка!
(М. Солдатенко)
чистоговорки (при работе со звуком С)
Со-со-со, со-со-со – у Сони колесо.
Са-са-са, са-са-са – искусала пса оса.
скороговорки
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
Благодаря использованию произведений художественной литературы, нам удается решить задачу развития интонационной выразительности речи. Наиболее просто это сделать при организации театрализованной деятельности, при рассказывании стихотворений, при пересказывании и т.д.
Предлагаем для использования на практике несколько игр.
«Кто как говорит?»
Правила: ребенку показывается картинка с изображением персонажа, ребенок должен интонационно-выразительно произнести фразу из сказки. Остальные дети отгадывают персонажа. Используются сказки, где одну и ту же фразу произносят разные герои («Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и тд)
Сундучок со сказками
Цель: развитие слухового внимания, мышления, активизация словаря.
Воспитатель ставит на стол сундучок и объясняет детям, что класть в него можно только те картинки, на которых изображены сказки, названия которых начинаются на определенный звук. Когда дети достаточно освоят игру, можно предложить им подбирать названия сказок и персонажей, которые начинаются или заканчиваются на определенный слог.
Подвижные игры со словами и на развитие силы голоса («Колобок», «Гуси-гуси», «Хитрая лиса», «У медведя во бору»).
Таким образом, в работе по развитию речи детей дошкольного возраста незаменима художественная литература, позволяющая установить контакт между воспитателем и ребёнком, она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, обогащает ребёнка эмоционально, дает прекрасные образцы русского литературного языка, подготавливая дошкольников к успешному обучению в школе, адаптации в кругу сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
Психолого-педагогические наблюдения - инструмент для эффективной реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Педагогическое наблюдение призвано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного плани...
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...
Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...
План по самообразованию на тему «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГО
Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров...