Анализируя опыт своей работы
статья по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiziruya_opyt_svoey_raboty.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если вы не видите немедленного результата -хорошего или плохого – будьте терпеливы и наблюдайте.

Дипак Чопра .

Дети, которые поступают в логопедическую группу, имеют нарушения произношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, страдают некоторые звуки раннего онтогенеза.

Несформированность звуковой стороны речи выражается также в заменах, пропусках, искажённом произношении, нестойком употреблении звуков в речи.

Для детей с ОНР характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

Сложные нарушения звукопроизношения могут повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребёнка.

В процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движения органов артикуляционного аппарата.

А именно кинестетические раздражители играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия. Такое нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем начнётся отставание от возрастной нормы. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Таким образом, можно отметить целую «цепь» нарушений. Что приводит к общему недоразвитию речи.

Свою работу по исправлению недостатков звукопроизношения у детей  начинаю с постановки и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение.

Работу в этом направлении осуществляю в игровой форме на:

  • фронтальных;
  • подгрупповых;
  • индивидуальных  занятиях;

Использую и другие формы коррекционно- педагогической работы:

- досуги;

-развлечения;

-занятие  - путешествия;

-занятие - приключения;

-поездки;

-игры-драматизации.

Начинаю свою деятельность с детьми на материале неречевых звуков. Для этого в кабинете имеется набор видео- и аудиокассет, дисков.

Дошкольники имеют возможность, не покидая кабинет:

  • услышать шум прибоя;
  • грозовые раскаты;
  • шелест листьев;
  • журчание ручейка;
  • голоса птиц, зверей…

Кроме этого достаточный набор музыкальных инструментов. Набор дидактических игрушек. Взрослея, дети имеют возможность заниматься со звуковыми играми, компьютерными программами. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что помогает добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно. Так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения.

В процессе логопедических занятий ребенок, прежде всего, приобретает умения контролировать своё произношение и исправляет его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Для планомерной и систематической работы с положительным результатом я свою логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонеме условно разделила на этапы:

-    узнавание неречевых звуков;

-    различение высоты, силы, тембра голоса;

-    различение слов, близких по звуковому составу;

-    дифференциация слогов;

-    дифференциация фонем;

-    развитие навыков звукового анализа.

Последний этап – при успешном выполнении переходит на более высокую ступень развития фонематического слуха, при котором дети умеют делить слова на составляющие их звуки, устанавливают порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Для достижения такого результата вначале работы была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень знаний у детей степень сформированности практических умений и навыков.

Эта работа проводилась в форме:

- бесед;

-наблюдений;

-игр-занятий;

- разбора проблемных ситуаций;

        Основываясь на результатах диагностики, констатирую, что дети, поступившие, на два года обучения имеют низкий уровень сформированности фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

Высокий уровень – 0%

Средний уровень – 5 %

Низкий уровень   - 95%.

Обследование показало, что дети затрудняются определять наличие или отсутствие заданного звука, показать картинки с нужным звуком, подобрать парные картинки, назвать слова – паронимы, выделять звуки (в разных позициях), составлять слова и т.д.

Результаты диагностики явились точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержании и обучения, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

Для реализации поставленной цели было сделано следующее:

  1. Определено содержание работы по проблеме.
  2. Разработаны формы работы, всеобъемлющей помощи.
  3. Планирование учебно– воспитательной и коррекционной работы.
  4. Использование современных методик и технологий развивающего обучения.
  5. Создание предметно- развивающей среды (в кабинете, группе)..

Изучив и проанализировав опыт логопедов практиков (В.В.Коноваленко, О.А.Новиковская, Н. Нищева, Т.Ткаченко, О.Жукова и т.д.), специальную литературу, новые требования современного российского общества к воспитанию подрастающего поколения, содержание программ в контексте методологии развивающего образования, определила основные направления в работе:

  1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия.
  2. Развитие речевой моторики.
  3. Устранение неправильного произношения.
  4. Дифференциация звуков, сходных по звучанию.
  5. Формирование произносительных умений.

Данные этапы органически сочетались с предложенной системой использования:

  • Фонетической ритмики.
  • Пальчиковой гимнастики.
  • Ритмическими упражнениями.
  • Физкультминуток.
  • Игр с мячом.

Работу по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза строила на следующих принципах:

- принцип развития;

- принцип системного подхода;

- принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития;

-  принцип преемственности взаимодействия (МДОУ-семья).

Основная моя задача была – сделать процесс обучения и воспитания интересным, творческим, как для детей, так и для коллег, родителей.

Исходила из интересов детей, их любознательности, поддерживала их ориентировочный рефлекс (Что лежит в основе познания). Залогом успешной работы стало сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности. Дети с удовольствием слушают звучащие игрушки, действуют с ними. Угадывают звуки на диске, анализируют, фантазируют. Особо нравится общаться со звуковой азбукой. Магнитная игра и компьютерные упражнения формируют такие необходимые качества будущего школьника, как:

-  самостоятельность;

-  ответственность;

-  умение адаптироваться в социуме.

По мнению О.С. Газмана, «у детей в игре возникает три цели – хочу, могу, надо». Этого мы и добивались в своей совместной деятельности.

В результате системной, разнообразной работы дети к концу второго года обучения показывают хорошие результаты:

Высокий уровень – 70%

Средний                - 20%

Низкий                  -  10%

Хорошая динамика, реализация системы занятий, совместная работа с родителями позволила иметь такие результаты. Дети, которые не справились с поставленными задачами (их двое) имеют уважительные причины. Даниил П. – перенёс сложную операцию на сердце. Маша –относится к группе ЧБД.(Решением ПМПК оставлена на дублирование подготовительной логопедической группы).

Совместная работа педагогов, родителей, детей позволила достойно выполнить поставленные задачи, подготовить детей к школьному обучению.

Теперь дети свободно ориентируются в многообразии звуков, владеют фонематическим анализом и синтезом, печатают и знают все буквы алфавита, неплохо читают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт оздоровительной работы в группе детского сада

Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрас...

Опыт моей работы

Консультации, конспекты, мастер-классы, НПК, СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ...

Опыт "Форма работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни семьи"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НА КОНКУРСЕ – АУКЦИОНЕ « ЛУЧШАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТ...

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»Наша главная задача – не заглядыватьВ туманную даль будущего, а действоватьСейчас в направлении, которое н...

Свою работу я разделила на этапы и соединила в один обширный проэкт. Работаю по принципу проэктной деятельности.

Считаю для себя главным, обеспечить безопасность детей дошкольного возраста на  дороге(улице). Актуальность: Актуальность этой проблемы объясняется тем, что у детей дошкольного возраста отсутству...

Буклет о работе педагога-психолога, использующего в своей работе элементы пескотерапии

В буклете приведены примеры упражнений для работы, описана технология...