Анализируя опыт своей работы
статья по логопедии
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiziruya_opyt_svoey_raboty.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если вы не видите немедленного результата -хорошего или плохого – будьте терпеливы и наблюдайте.
Дипак Чопра .
Дети, которые поступают в логопедическую группу, имеют нарушения произношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, страдают некоторые звуки раннего онтогенеза.
Несформированность звуковой стороны речи выражается также в заменах, пропусках, искажённом произношении, нестойком употреблении звуков в речи.
Для детей с ОНР характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.
Сложные нарушения звукопроизношения могут повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребёнка.
В процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движения органов артикуляционного аппарата.
А именно кинестетические раздражители играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия. Такое нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем начнётся отставание от возрастной нормы. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Таким образом, можно отметить целую «цепь» нарушений. Что приводит к общему недоразвитию речи.
Свою работу по исправлению недостатков звукопроизношения у детей начинаю с постановки и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение.
Работу в этом направлении осуществляю в игровой форме на:
- фронтальных;
- подгрупповых;
- индивидуальных занятиях;
Использую и другие формы коррекционно- педагогической работы:
- досуги;
-развлечения;
-занятие - путешествия;
-занятие - приключения;
-поездки;
-игры-драматизации.
Начинаю свою деятельность с детьми на материале неречевых звуков. Для этого в кабинете имеется набор видео- и аудиокассет, дисков.
Дошкольники имеют возможность, не покидая кабинет:
- услышать шум прибоя;
- грозовые раскаты;
- шелест листьев;
- журчание ручейка;
- голоса птиц, зверей…
Кроме этого достаточный набор музыкальных инструментов. Набор дидактических игрушек. Взрослея, дети имеют возможность заниматься со звуковыми играми, компьютерными программами. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что помогает добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно. Так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения.
В процессе логопедических занятий ребенок, прежде всего, приобретает умения контролировать своё произношение и исправляет его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Для планомерной и систематической работы с положительным результатом я свою логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонеме условно разделила на этапы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков звукового анализа.
Последний этап – при успешном выполнении переходит на более высокую ступень развития фонематического слуха, при котором дети умеют делить слова на составляющие их звуки, устанавливают порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Для достижения такого результата вначале работы была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень знаний у детей степень сформированности практических умений и навыков.
Эта работа проводилась в форме:
- бесед;
-наблюдений;
-игр-занятий;
- разбора проблемных ситуаций;
Основываясь на результатах диагностики, констатирую, что дети, поступившие, на два года обучения имеют низкий уровень сформированности фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.
Высокий уровень – 0%
Средний уровень – 5 %
Низкий уровень - 95%.
Обследование показало, что дети затрудняются определять наличие или отсутствие заданного звука, показать картинки с нужным звуком, подобрать парные картинки, назвать слова – паронимы, выделять звуки (в разных позициях), составлять слова и т.д.
Результаты диагностики явились точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержании и обучения, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.
Для реализации поставленной цели было сделано следующее:
- Определено содержание работы по проблеме.
- Разработаны формы работы, всеобъемлющей помощи.
- Планирование учебно– воспитательной и коррекционной работы.
- Использование современных методик и технологий развивающего обучения.
- Создание предметно- развивающей среды (в кабинете, группе)..
Изучив и проанализировав опыт логопедов практиков (В.В.Коноваленко, О.А.Новиковская, Н. Нищева, Т.Ткаченко, О.Жукова и т.д.), специальную литературу, новые требования современного российского общества к воспитанию подрастающего поколения, содержание программ в контексте методологии развивающего образования, определила основные направления в работе:
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия.
- Развитие речевой моторики.
- Устранение неправильного произношения.
- Дифференциация звуков, сходных по звучанию.
- Формирование произносительных умений.
Данные этапы органически сочетались с предложенной системой использования:
- Фонетической ритмики.
- Пальчиковой гимнастики.
- Ритмическими упражнениями.
- Физкультминуток.
- Игр с мячом.
Работу по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза строила на следующих принципах:
- принцип развития;
- принцип системного подхода;
- принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития;
- принцип преемственности взаимодействия (МДОУ-семья).
Основная моя задача была – сделать процесс обучения и воспитания интересным, творческим, как для детей, так и для коллег, родителей.
Исходила из интересов детей, их любознательности, поддерживала их ориентировочный рефлекс (Что лежит в основе познания). Залогом успешной работы стало сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности. Дети с удовольствием слушают звучащие игрушки, действуют с ними. Угадывают звуки на диске, анализируют, фантазируют. Особо нравится общаться со звуковой азбукой. Магнитная игра и компьютерные упражнения формируют такие необходимые качества будущего школьника, как:
- самостоятельность;
- ответственность;
- умение адаптироваться в социуме.
По мнению О.С. Газмана, «у детей в игре возникает три цели – хочу, могу, надо». Этого мы и добивались в своей совместной деятельности.
В результате системной, разнообразной работы дети к концу второго года обучения показывают хорошие результаты:
Высокий уровень – 70%
Средний - 20%
Низкий - 10%
Хорошая динамика, реализация системы занятий, совместная работа с родителями позволила иметь такие результаты. Дети, которые не справились с поставленными задачами (их двое) имеют уважительные причины. Даниил П. – перенёс сложную операцию на сердце. Маша –относится к группе ЧБД.(Решением ПМПК оставлена на дублирование подготовительной логопедической группы).
Совместная работа педагогов, родителей, детей позволила достойно выполнить поставленные задачи, подготовить детей к школьному обучению.
Теперь дети свободно ориентируются в многообразии звуков, владеют фонематическим анализом и синтезом, печатают и знают все буквы алфавита, неплохо читают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт оздоровительной работы в группе детского сада
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрас...
Опыт моей работы
Консультации, конспекты, мастер-классы, НПК, СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ...
Опыт "Форма работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни семьи"
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НА КОНКУРСЕ – АУКЦИОНЕ « ЛУЧШАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТ...
Свою работу я разделила на этапы и соединила в один обширный проэкт. Работаю по принципу проэктной деятельности.
Считаю для себя главным, обеспечить безопасность детей дошкольного возраста на дороге(улице). Актуальность: Актуальность этой проблемы объясняется тем, что у детей дошкольного возраста отсутству...
Буклет о работе педагога-психолога, использующего в своей работе элементы пескотерапии
В буклете приведены примеры упражнений для работы, описана технология...
Эссе воспитателя МБДОУ Заворонежского детского сада Мичуринского района Черных Надежды Михайловны Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ, Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ДЕТСКИЙ САД!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ, Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ДЕТСКИЙ САД!...
22.10.2024 г. Анализирующая справка о работе подготовительной логопедической группы
анализирующая справка...