«Образовательный салон» для педагогов: «Основания подбора художественных текстов»
консультация по логопедии

Шалбина Вера Юрьевна

Для реализации образовательного потенциала художественной литературы – чтобы книга сама « работала» на развитие ребенка – воспитатель должен пользоваться совокупностью художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры и содержательно-смысловой наполненности. Эта совокупность художественных текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы, но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_salon.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательный салон» для педагогов:

«Основания подбора художественных текстов»

Для реализации образовательного потенциала художественной литературы – чтобы книга сама « работала» на развитие ребенка – воспитатель должен пользоваться совокупностью художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры и содержательно-смысловой наполненности. Эта совокупность художественных текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы, но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения.

Художественные тексты по степени сложности должны быть не просто «подстроены» под наличный уровень детского восприятия и понимания, но должны создавать «напряжения души», то есть продвигать детей на шаг вперед в их умственной и эмоциональной активности.

Обычно решающим для подбора художественных произведений является жанровое деление: поэзия- проза, а внутри него дробление на фольклор- авторские произведения.

Вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы – малые литературные формы.

Круг чтения можно представить схематически через жанровое многообразие следующим образом (схема 1)

Из схемы сразу видно, каких произведений недостает на книжных полках детского сада. Это большие литературные формы –авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно не используют в детском саду. В дошкольных программах преобладают малые литературные формы- короткие рассказы, стихи, сказки. Большие повествовательные тексты позволяют ребенку открыть для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в разных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира и именно этих произведений нет в детском саду. Ребенок как бы вырастает из коротких стихов, рассказов, сказок, поэтому большие художественные тексты должны быть включены в круг чтения для старших дошкольников.

Все многообразие миров, создаваемых текстами можно представить в виде схемы 2.

Каждый з этих типов возможных миров по-своему работает на развитие ребенка.

При подборе художественных произведений воспитатель должен сообразовываться с особенностями детей группы, их актуальными интересами.

Известно,  что границы возможностей сосредоточенного слушания книги для детей 5-7 лет колеблются примерно вокруг 20 минут. Таким образом, рекомендуемый список художественных текстов для удобства разбит на два раздела:

  • Тексты для длительного чтения, принадлежащие по преимуществу к большим литературным формам, которые должны читаться по одной -несколько глав каждый раз;
  • Тексты для короткого чтения- каждый из них укладывается в 20 минут.

Предлагаемые для чтения художественные тексты не только становятся более разнообразными в содержательно-смысловом отношении, но и изменяются со стороны самой структуры повествования: они содержат более сложные событийные последовательности и взаимосвязи персонажей, с раскрывающими переживаниями, мотивами поступков и х последствиями, рассуждениями, размышлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по изобразительной деятельности

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по ИЗО-деятельности...

Рекомендации для родителей "Подбор художественной литературы для дошкольников"

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художес...

"Подбор художественного материала"

здесь представлены материалы:  средства воздействия на ребенка по срествам  музыки, рисования, литературы в разновозростных группах детского сада ...

Комплекс упражнений, основанный на сочетании текста, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Комплекс упражнений, основанный на сочетании текста, артикуляционной и пальчиковой гимнастики....