Подбор художественной литературы по программе на закрепление временных и пространственных представлений.( ФЭМП)
план-конспект занятия по математике по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБДОУ №31 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Подбор художественной литературы по программе на закрепление временных и пространственных представлений.( ФЭМП)
Выполнила
воспитатель МБДОУ №32
Сапрыкина Елена Александровна
2013 г.
Отрывок из сказки "Двенадцать месяцев."
Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.
Засмеялся старик:— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!
— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.
Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.
Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает:
— Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.
— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:
— Братец Январь, уступи мне на час свое место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
— Ну, будь по-вашему, — сказал Январь.
Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.
— Ну, теперь твой черед, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:
— Теперь твой черед, братец Март.
Взял младший брат посох и ударил о землю.
Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.
Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!
Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики.
Глядит девочка — наглядеться не может.
— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.
? Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Как их зовут? Как месяцы меняют друг друга? Где девочка собирала подснежники?
Гном строит себе дом.
Жил на свете грустный гном. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, проснувшись утром на мокрой кочке, гном твердо решил строить себе дом. Сначала он долго думал какой дом ему построить, поэтому начал работу поздно - в 4 часа дня. Строить дом очень трудно. Кое - как класть кирпич нельзя, делать это нужно по чертежу. Начертил гном чертеж.
Каждый день гном работал до 8 часов вечера .Когда дом был готов, гном снова задумался: в какой цвет его выкрасить. Было у него всего 3 краски - красная, желтая и зеленая. И решил гном нарисовать в разных эскизах, а потом выбрать самый красивый. Долго трудился гном - июнь, июль, август и всю осень. Вот и готов дом для гнома. Теперь ему есть где жить».
Можно задать один вопрос.
? Дети , скажите, с чем мы с вами сегодня познакомились во время чтения этой сказки?
Можно задать несколько вопросов.
?В какое время суток гном решил строить дом? В какое время суток гном начал свою работу? В какое время суток гном заканчивал работу? Сколько и в какие времена года гном строил свой дом?
У лукоморья дуб зеленый.
Из поэмы "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
?Где находилась цепь? В какое время суток кот ходил по цепи? В какую сторону ходил кот когда пел песни? ( А когда рассказывал сказку?) Где сидела русалка? Где сидел кот ученый?
ПРАВО-ЛЕВО.
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ -
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ -мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.
?Расскажите о чем говорится в стихотворении? Покажите в какой руке герой стихотворения держит ложку, кидает мяч? Что еще делает мальчик этой рукой? Какая рука ему помогает покажите ее и скажите?
Улетает лето.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
?В какое время суток мы вышли во двор? Где шелестят листья? Где находятся паучки в паутинке? Где пролетали журавли?
ГБОУ СПО г.Москвы Педагогический колледж №5
Учебно-кадровый центр дополнительного образования
Профессиональная переподготовка
" Дошкольное образование"
Подбор математических игр на величину.
Выполнила слушатель гр. 12 ДО
Сапрыкина Елена Александровна.
2013 г.
" Сравни предмет."
Цель: Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки.
Ход игры.
Перед детьми на столе квадрат и мерка.
Воспитатель спрашивает: какая фигура лежит на столе? Какие стороны у квадрата? Как узнать, какой они длины, и что для этого надо сделать? Не торопите детей с ответами, дайте им возможность высказать все возможные версии.
Способы сравнения:
* сравнивать путем складывания пополам верхней и нижней сторон или левой и правой ,а также по диагонали( уголок с уголком);
* измерять стороны квадрата с помощью мерки. По завершении работы уточнить , сколько сторон у квадрата и какой они длины.
" Назови скорей."
Цель: упражнять в счете в пределах пяти ; увеличивать число на одну единицу.
Ход игры.
В начале игры надо договориться об условии : называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет число . Ребенок ловит мяч и ,бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе.
Играющие следят за ответами и помогают ведущему.
Усложнение. Называть числа не по порядку. Детям ,которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.
" Кто дальше бросит ?"( на улице)
Цель :учить детей измерять протяженность с помощью условной мерки ; развивать представление о расстоянии : "далеко" , "близко".
Ход игры.
На земле чертится линия. Дети становятся за нее. У них в руках мешочки с песком. По сигналу дети бросают мешочки в даль. Выигрывает тот, кто дальше бросит.
ПРИМЕЧАНИЕ: Доказать дальность полета можно с помощью измерения. Дети могут предложить разные мерки : палочку, прутик и т.д. В этом случае скажите детям , чтобы они представили ,что этих предметов нет , пусть придумают , чем еще можно измерить расстояние . Не торопите их с ответом. Дайте возможность высказаться всем. Можно подсказать , что расстояние можно измерить с помощью ступни.
" Сложи дощечки" Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Ход игры.
Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
"Палочки в ряд"
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.
Ход игры.
Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.
"Новогодние елочки"
Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).
Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные
Ход игры.
Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.
"Сломанная лестница"
Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Ход игры.
На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
"Путешествие в булочную"
Цель: учить детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью.
Ход игры.
«Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит воспитатель - мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как будто остался целый прямоугольник (Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник дети делят на 4 части.
«Кто больше, а кто меньше?»
Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Ход игры.
Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
«Как зовут мальчиков?» В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миши, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут, если: Сева — самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком же порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
«Кто где стоит?» Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей "Подбор художественной литературы для дошкольников"
Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художес...
Подбор художественной литературы для чтения в первой младшей группе
Список литературы для малышей...
Подбор художественной литературы по теме «хлеб»
Был крупинкой золотой –Стал зеленою стрелой.Солнце летнее светилоИ стрелу позолотило. (Колос)...
ПОДБОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
В данном материале подобраны художественные произведения по лексическим темам в подготовительной группе...
Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)
предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...
Подбор художественной литературы по програме "От рождения до школы" в подготовительной группе"
Художественная литература по програме "От рождения до школы"...