Речевая готовность к школе.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста обусловлена значимостью уровня развития речи ребенка в успешности начального этапа школьного обучения. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verevkina_l.b._statya.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Аннотация

Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста обусловлена значимостью уровня развития речи ребенка в успешности начального этапа школьного обучения. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.  На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое  развитие, по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Ключевые слова: речевая готовность, звуковая сторона речи, функции языкового анализа, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи, связная речь.

     Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. [1] Что же включает в себя основная речевая готовность детей к школе? Речевая готовность дошкольника подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.

     Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.

     Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше будет развита его речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

     Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы определенные компоненты речи:

    Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи; правильное произношение звуков в речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.  Звукопроизношение к шести годам произношение всех групп звуков (кроме «р» и «л») должно быть сформировано. Письмо является отражением устной речи.

      Функции языкового анализа. Дети должны уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения (слитное написание).

      Словарный запас. К  поступлению в 1-й класс словарный запас достаточно велик и не поддаётся точному учёту. Кроме того, что ребёнок должен в своей речи пользоваться помимо существительных — прилагательными, глагольными формами (причастиями и деепричастиями), числительными, сложными предлогами: употреблять обобщающие понятия (транспорт, обувь, насекомые и т.д.) уметь давать определение предмета через род и вид (конфетница - это посуда для конфет) использовать в речи слова антонимы –(далеко-близко, высокий- низкий и т. д.) называть части предметов. Появляются и первые термины: «буква», «слово», «цифра». При недостаточно развитом словарном запасе ребёнку будет сложно подобрать проверочные слова при изучении таких тем как: «проверяемые согласные в конце слов», «безударные гласные», «состав слова.

     Грамматический строй. Правилами изменения слов по родам, числам и падежам и умением сочетать слова дети начинают пользоваться с 4-х лет. К 7 годам уже не должно быть ошибок типа: «в огороде много вёдров», « в саду 7 деревов», «светили фанариков», «ух» вместо «ушей».  У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования. Т.е. изменять существительные по падежам и числам. В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и чтении, т.е. ошибки в падежных окончаниях пропуски замены предлогов.

     Связная речь — самый сложный компонент речи. Если речь ребёнка развивается в норме- то в этом возрасте он может самостоятельно придумать сказку; передать содержание прочитанной ему истории; составить рассказ по серии картинок (3-5 картинок), придумать события, которые могли бы развиваться дальше. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа в написании сочинений и изложений [3].  Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат [2].  

     Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Список использованной литературы:

1.Коноваленко С. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения - М.: Эксмо 2003.-150 с.

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е издание, стериотип. – М.: Дрофа, 2001.- 200 с.

3. Смольникова Н.Г. Методика развития речи дошкольников/ Е.А. Смирнова - М.: Просвещение, 2005.- 235 с.

© Л.Б.Веревкина, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Речевая готовность к школе.Пора в школу.

Презентация для родителей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...