Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ОНР.
презентация по логопедии

Варава Анастасия Сергеевна

Материал готовился для выступления на методическом объединении логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 192.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Учитель – логопед МБДОУ ДС КВ «Брусничка» Варава Анастасия Сергеевна

Слайд 2

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р. Е. Левина 1967). Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р. И. Лалаева 1997). Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:

Слайд 3

1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ. Ребенок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребенок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рот" — "лом", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун". 2. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ Ребенок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв "д-т", "б-п", "ж-ш", "в-ф", "г-к" или "с-ш", "з-ж", "ч-щ", "ч-ть", "ц-т", "ц-с". 3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.

Слайд 4

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребенка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Белочка скакало", "теплая одеяло"). 5. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребенку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к "Т" припишет, то у "Ш" не допишет крючок. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти).

Слайд 5

Предупреждение нарушений письма и чтения – обучение грамоте. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности логопеда при обучении грамоте: создание четких представлений о каждом звуке речи ; совершенствование навыков языкового анализа и синтеза ; развитие фонематического восприя­тия ; развитие зрительно-пространственных функций ; развитие мелкой и подготовка руки к овладению письмом ; формирование у дошкольников эмоцио­нально положительного отношения к школе. Занятия по обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю и предполагают знакомство с буквой / звуком, знакомством с навыком написания букв , слов и предложений.

Слайд 6

Артикуляторно – акустическая, акустическая дисграфии .

Слайд 7

Коррекция звукопроизношения состоит из трех этапов : постановка ; автоматизация ; дифференциаяция звуков. 2. Развитие фонематического слуха : узнавание неречевых звуков. различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса умение различать слова, близкие по звуковому составу. умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка). умение различать фонемы (звуки)родного языка. Сначала гласные , потом согласные.

Слайд 8

Коррекция звукопроизношения .

Слайд 9

Дифференциация схожих по акустико – артикуляторным параметрам звуков.

Слайд 10

Оптическая дисграфия.

Слайд 11

кинезиологические упражнения ; усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева); извлечение геометрических форм из разных предметов; нахождение отличий у одних и тех же предметов; называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга; узнавание и называние буквы; нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом; поиск названной буквы среди других букв (в тексте); конструирование буквы из палочек , пластилина и т.д.; рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;

Слайд 12

узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами); распознавание букв, наложение друг на друга; дифференциация правильно и зеркально написанных букв; называние и сравнений букв, сходных графически; узнавание букв при неполном их написании; распознавание букв разного шрифта; узнавание букв на ощупь; обводка контуров букв.

Слайд 13

Развитие зрительно-пространственных функций.

Слайд 14

Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слайд 15

Компоненты которые необходимо развивать : анализ предло­жений на слова и синтез слов в предложении; слоговой ана­лиз и синтез; фонематический анализ и синтез.

Слайд 16

Развитие анализа структуры предложения . Предлагаются учащимся следующие задания: определить границы предложения в тексте ; придумать предложение по сюжетной картинке ; придумать предложение с определенным количеством слов , увеличить количество слов в предложении ; составить предложение из слов, данных в беспорядке ; составить предложения по нескольким картинкам ; придумать предложение с определенным словом ; составить графическую схему предложения: слова в предложении обозначаются маленькими полосками ; по графической схеме придумать предложение ; определить место слова в предложении (какое по сче­ту указанное слово) ; поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

Слайд 17

Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Назвать только гласный звук слога. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога. Придумать слог с соответствующей гласной. Определить место гласного звука в слоге и показать со­ответствующую букву. Выделение гласных звуков из слова. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, про­изношение которых не отличается от написания. Записать на схеме только гласные данного слова или выделить гласные звуки из слова, положить соответ­ствующие буквы разрезной азбуки. Разложить картинки под гласными буквами. Предва­рительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова.

Слайд 18

Закрепление действия слогового анализа и синтеза про­водится с использованием следующих заданий: Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать ко­личество слогов. Разложить картинки в два ряда в зависимости от ко­личества слогов в их названии. Назвать цветы, деревья, домашних и диких живот­ных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: - ва, до - га, ра - та, бел -, - ведь, ка - даш, -рог, по - да.

Слайд 20

Аграмматическая дисграфия.

Слайд 21

Развитие лексико – грамматического строя речи. обогащение словаря; уточнение значений слов; формирование словоизменения; формирование словообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Профилактика дисграфии у старших дошкольников путем развития фонематического восприятия и конструктивного праксиса.

Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как правило, могут появиться в тех случаях, когда п...

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

Профилактика дисграфии у старших дошкольников.

В презентации представлен набор игр и упражнений, направленных на  профилактику развития дисграфии у дошкольников....

@ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является ...

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи.

Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е.  Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают...