Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи.
методическая разработка по теме
Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metlina_n.l._-_kopiya.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Л. Метлина
учитель-логопед
СП детский сад «Ромашка,
МОУ «Павловская СШ» г. Каргополь
Профилактика дисграфии
у старших дошкольников с нарушениями речи.
С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся в начальной школе по русскому языку. Дети с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается слабо выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка. Это все связано с таким понятием как дисграфия.
Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма.
Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи. Анализ научно-методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как ученых, так и практиков, но, несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи.
Раскроем некоторые понятия.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии.
1.Наследственная предрасположенность (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника). Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.
2.Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на ребёнка в: пренатальный (дородовой период жизни); натальный (в момент родов); постнатальный (послеродовой) период.
3.Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных факторов): длительные соматические заболевания; неправильная речь окружающих; дефицит речевых контактов; двуязычие в семье; недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых; не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте; не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности; несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца — раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты).
Формы дисграфии .
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия
Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
2.Акустическая форма
Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
3.Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании, предложении и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
4.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах.
5.Оптическая дисграфия
Связана с недоразвитием зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.
Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).
Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.
Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма.
Профилактическая работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в дошкольном образовательном учреждении должны проводятся систематические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, обучение звуко-буквенному анализу слова, анализу предложения. Дети знакомятся с элементами грамоты-буквами, слияние их в слоги и слова. Проводится работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму, обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе бумаги в клетку. Соответствующим образом необходимо формировать развивающую среду в группе. Создавать эмоционально положительный настрой у детей.
Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
- Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
- Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
- Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
- Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
- Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.
В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. Что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.
Профилактика предпосылок возникновения дисграфии должна быть направлена на развитие психических функций, интеллектуального развития, которые необходимы для нормального овладения процессом письма.
В правильно организованной работе по коррекции нарушений речи с детьми дошкольного возраста должны быть затронуты все направления по предупреждению дисграфии. Поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются, поэтому, эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по предупреждению дисграфии с детьми дошкольного возраста.
Список информационных источников.
- Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М.: Педагогика 1991.- 99с.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М., 1981 г. -112с.
- Калинина, И.Л. Учим детей читать и писать / И. Л. Калинина. - М., 2001 г.- 64 с.
- Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно - методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб., 1997.- 286 с.
- Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М., 1961. - 310с.
- Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой / И.Л. Логинова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208с.
- Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л. Г. Милостивенко. - СПб., 1995.- 64с.
- Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Издательство «Союз», 2001.- 240с.
- Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / М. А. Поваляева.: - Ростов Н/Д:, Феникс, 2006.- 158с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....
Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"
Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....
Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи.
Методы и приёмы работы с дошкольниками с нарушениями речи по профилактике различных видов дисграфии....
Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"
Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...
Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...