Использование ОРТО ковриков в логопедической практике
учебно-методический материал по логопедии

Гамза Ирина Анатольевна

Варианты упражнений с использованием ОРТО пазлов в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_orto_kovriki_oktyabr_2018.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Испозьзование ОРТО пазлов в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда.

В логопедии традиционно практикуется метод сопряженных движений. Суть метода в том, что процесс автоматизации звуков сочетается с отстукиванием мячом или выполнением танцевальных движений.
Расширяя возможности вышеуказанного метода, мы предлагаем выполнение действий с пазлами не как самостоятельный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, во время автоматизации звуков речи, развитию фонематических процессов, расширению словарного запаса детей, развитию ВПФ.

Данный способ использования ОРТО пазлов на занятиях создавает благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
1) Быстрее налаживается контакт ребенка с логопедом, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.
2) Пазлы служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела, тем самым совершенствуя автоматизация поставленных звуков;
3) Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления;
4) У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям, повышается работоспособность дошкольников, устойчивость к утомлению.

Примеры упражнений с использованием ортопедических ковриков.

  1. «Прошагай/протопай слово»
  • Логопед называет слово, ребенок делает столько слогов, сколько в слове частей.
  • Сделай столько шагов, сколько услышишь звуков. (ау, аои, уао…)
  1. Отработка речевого ритма.

Коврики расположены в 2 ряда. Ребенок проговаривает стихотворение и на каждое слово делает шаг в сторону.

  1. «Преодоление болота».

Придумывание слов на заданный слог/звук, движение по коврикам.

  1. Автоматизация звука в слогах.

Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе). Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу и проговариваем следующие 3 слога.

  1. Работа над звуковым анализом слова.

Перед ребенком 3 коврика, символизирующие начало, середину и конец слова. Логопед называет слово, ребенку нужно определить позицию звука в слове и сделать шаг на нужный коврик, затем вернуться на место.

  1. Охарактеризовать звук по твердости – мягкости, глухости – звонкости, гласности – согласности.

Необходимо 2 коврика красный – синий, синий-зеленый, в зависимости от задания.

  1. «Собери бусы».

Коврики расположены в ряд.  На каждом коврике лежат по 2-3 картинки, одна из них с автоматизированным звуком. В руках у ребенка шнурок. Делая шаг на первый коврик, ребенок выбирает нужную картинку, в которой есть заданный звук, нанизывает ее на шнурок, затем переступает на следующие коврики, доходя до конца.

  1. «Добраться до разрезной картинки»

Коврики можно положить в ряд или распределить по сторонам (слева – справа) на небольшом расстоянии.  Ребенку необходимо добраться до картинки на каждый шаг произнося слог с автоматизируемым звуком, закончив путь, собрать картинку и назвать слово.

Например: ла-ла-ла-ла…… лампа.

  1. «Топни – хлопни». Эту игру можно использовать на дифференциацию звуков.

Стоя на коврике, ребенку дается задание, если услышит звук С необходимо топнуть, если звук З – хлопнуть.

  1. Работа над лексикой.

Ребенку необходимо придумать 4-5 слов, относящихся к изучаемой теме, назвать их и прошагать.

  1. «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание.

Коврики расположены квадратом, состоящим из 4 сегментов. Возле каждого коврика лежит маленький листочек с цифрой. Логопед называют цифру, ребенок двигается к ней, затем показывает фигуру на несколько секунд и убирает ее, потом просит нарисовать увиденную фигуру на листочке с заданной цифрой.

  1. Закрепление счета, зрительного образа цифр.

На коврике лежит картинка с цифрой. Ребенку необходимо встать на коврик, взять картинку, назвать цифру и выполнить предлагаемое действие столько раз, сколько соответствует этой цифре.

Например, 3 раза подпрыгнуть.

  1. Движение вдоль коврика и самомассаж кистей рук шариками Су-Джок, массажными шариками разной жесткости, карандашом, и проговаривание стихотворного текста.

Работа с мячом

  1. Я мячом круги катаю,
  2. Взад-вперед его гоняю.
  3. Им поглажу я ладошку.
  4. Будто я сметаю крошку,
  5. И сожму его немножко,
  6. Как сжимает лапу кошка,
  7. Каждым пальцем мяч прижму,
  8. И другой рукой начну.

Работа с кольцами от мяча

Этот малыш- Илюша, (на большой палец)

Этот малыш – Ванюша, (указательный)

Этот малыш – Алеша, (средний)

Этот малыш – Антоша (безымянный)

А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка – Танюша, (большой палец)

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

А меньшую зовут Наташа.

  1. Выполнение физических упражнений или заданий, решив логическую задачу.

Хлопни столько раз, сколько елочек у нас.

  1. «Кодирование»

Выполнение действия, соответствующее услышанному слову.

Например,

Звук А – топнуть правой ногой

Звук О – хлопнуть в ладоши перед собой

Звук У  - подпрыгнуть на месте

Звук И – хлопнуть руками по коленям

Звук Ы -  встать на носочки

Звук Э – хлопнуть в ладоши над головой         

АУ, ИО, АЫ, ОЭ

ОИА, АУЫ, ОАЭ, УЫА,

УАОИ, АЭИЫ, ОАУИ…

  1. Звуковой синтез.

Логопед называет слово по слогам (звукам), на каждый слог ребенок делает шаг. К концу пути он должен назвать получившееся слово.

  1.  Соотнесение первого звука слова с названием цвета.

Коврик в форме квадрата (4 сегмента). На грани каждого коврика прямоугольник с цветом. Логопед называет слово, ребенок определяет первый звук в этом слове и находит название цвета, начинающегося с такого же звука. Затем подходит к нужному цвету и берет его в руки.

Например, кровать, 1 звук – К, цвет – красный, коричневый.

Таким образом, тренировка и закрепление навыков правильной речи проводится в более сложных, но и более интересных для детей условиях. Эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям также способствуют закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...

Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .

В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...

Использование интернет-ресурсов в логопедической практике

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике.

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике" (Из опыта работы)...

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Использование развивающего коврика на логопедических занятиях

В данном пособии представлены варианты работы логопеда с авторским развивающим ковриком....