Использование ОРТО ковриков в логопедической практике
учебно-методический материал по логопедии
Варианты упражнений с использованием ОРТО пазлов в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_orto_kovriki_oktyabr_2018.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Испозьзование ОРТО пазлов в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда.
В логопедии традиционно практикуется метод сопряженных движений. Суть метода в том, что процесс автоматизации звуков сочетается с отстукиванием мячом или выполнением танцевальных движений.
Расширяя возможности вышеуказанного метода, мы предлагаем выполнение действий с пазлами не как самостоятельный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, во время автоматизации звуков речи, развитию фонематических процессов, расширению словарного запаса детей, развитию ВПФ.
Данный способ использования ОРТО пазлов на занятиях создавает благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
1) Быстрее налаживается контакт ребенка с логопедом, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.
2) Пазлы служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела, тем самым совершенствуя автоматизация поставленных звуков;
3) Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления;
4) У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям, повышается работоспособность дошкольников, устойчивость к утомлению.
Примеры упражнений с использованием ортопедических ковриков.
- «Прошагай/протопай слово»
- Логопед называет слово, ребенок делает столько слогов, сколько в слове частей.
- Сделай столько шагов, сколько услышишь звуков. (ау, аои, уао…)
- Отработка речевого ритма.
Коврики расположены в 2 ряда. Ребенок проговаривает стихотворение и на каждое слово делает шаг в сторону.
- «Преодоление болота».
Придумывание слов на заданный слог/звук, движение по коврикам.
- Автоматизация звука в слогах.
Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе). Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу и проговариваем следующие 3 слога.
- Работа над звуковым анализом слова.
Перед ребенком 3 коврика, символизирующие начало, середину и конец слова. Логопед называет слово, ребенку нужно определить позицию звука в слове и сделать шаг на нужный коврик, затем вернуться на место.
- Охарактеризовать звук по твердости – мягкости, глухости – звонкости, гласности – согласности.
Необходимо 2 коврика красный – синий, синий-зеленый, в зависимости от задания.
- «Собери бусы».
Коврики расположены в ряд. На каждом коврике лежат по 2-3 картинки, одна из них с автоматизированным звуком. В руках у ребенка шнурок. Делая шаг на первый коврик, ребенок выбирает нужную картинку, в которой есть заданный звук, нанизывает ее на шнурок, затем переступает на следующие коврики, доходя до конца.
- «Добраться до разрезной картинки»
Коврики можно положить в ряд или распределить по сторонам (слева – справа) на небольшом расстоянии. Ребенку необходимо добраться до картинки на каждый шаг произнося слог с автоматизируемым звуком, закончив путь, собрать картинку и назвать слово.
Например: ла-ла-ла-ла…… лампа.
- «Топни – хлопни». Эту игру можно использовать на дифференциацию звуков.
Стоя на коврике, ребенку дается задание, если услышит звук С необходимо топнуть, если звук З – хлопнуть.
- Работа над лексикой.
Ребенку необходимо придумать 4-5 слов, относящихся к изучаемой теме, назвать их и прошагать.
- «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание.
Коврики расположены квадратом, состоящим из 4 сегментов. Возле каждого коврика лежит маленький листочек с цифрой. Логопед называют цифру, ребенок двигается к ней, затем показывает фигуру на несколько секунд и убирает ее, потом просит нарисовать увиденную фигуру на листочке с заданной цифрой.
- Закрепление счета, зрительного образа цифр.
На коврике лежит картинка с цифрой. Ребенку необходимо встать на коврик, взять картинку, назвать цифру и выполнить предлагаемое действие столько раз, сколько соответствует этой цифре.
Например, 3 раза подпрыгнуть.
- Движение вдоль коврика и самомассаж кистей рук шариками Су-Джок, массажными шариками разной жесткости, карандашом, и проговаривание стихотворного текста.
Работа с мячом
| Работа с кольцами от мяча Этот малыш- Илюша, (на большой палец) Этот малыш – Ванюша, (указательный) Этот малыш – Алеша, (средний) Этот малыш – Антоша (безымянный) А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка – Танюша, (большой палец) Эта малышка – Ксюша, Эта малышка – Маша, Эта малышка – Даша, А меньшую зовут Наташа. |
- Выполнение физических упражнений или заданий, решив логическую задачу.
Хлопни столько раз, сколько елочек у нас.
- «Кодирование»
Выполнение действия, соответствующее услышанному слову.
Например,
Звук А – топнуть правой ногой
Звук О – хлопнуть в ладоши перед собой
Звук У - подпрыгнуть на месте
Звук И – хлопнуть руками по коленям
Звук Ы - встать на носочки
Звук Э – хлопнуть в ладоши над головой
АУ, ИО, АЫ, ОЭ
ОИА, АУЫ, ОАЭ, УЫА,
УАОИ, АЭИЫ, ОАУИ…
- Звуковой синтез.
Логопед называет слово по слогам (звукам), на каждый слог ребенок делает шаг. К концу пути он должен назвать получившееся слово.
- Соотнесение первого звука слова с названием цвета.
Коврик в форме квадрата (4 сегмента). На грани каждого коврика прямоугольник с цветом. Логопед называет слово, ребенок определяет первый звук в этом слове и находит название цвета, начинающегося с такого же звука. Затем подходит к нужному цвету и берет его в руки.
Например, кровать, 1 звук – К, цвет – красный, коричневый.
Таким образом, тренировка и закрепление навыков правильной речи проводится в более сложных, но и более интересных для детей условиях. Эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям также способствуют закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, д...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...
Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .
В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...
Использование интернет-ресурсов в логопедической практике
Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализ...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике.
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике" (Из опыта работы)...
Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"
Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....
Использование развивающего коврика на логопедических занятиях
В данном пособии представлены варианты работы логопеда с авторским развивающим ковриком....