Развитие художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников.
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Синякова Наталья Эдуардовна

Презентация посвящена  формированию и развитию одного из основных компонентов речи- связной речи, творческого рассказа, умению мыслить и рассуждать, соблюдая определенный план и закономерность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx682.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников. Подготовила учитель-логопед Синякова Н.Э.

Слайд 2

Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни . Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Ребенок , который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении

Слайд 3

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Слайд 4

Понятие художественно-речевой деятельности детей многогранно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказами, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек . При этом происходит быстрое освоение детьми образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества - придумывание сказок, загадок, театрализация произведений. Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.

Слайд 5

Народное творчество – это неисчерпаемый источник художественно-речевой активности дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках , прибутках , загадках, поговорках расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки , приговорки, попевки . Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи в младших группах .Вслушиваясь в слова потешки , их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки . Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая потешки во время таких действий, воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).

Слайд 6

В ходе работы педагогами в более старших группах также используются загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно использовать в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.

Слайд 7

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка . Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни .

Слайд 8

Что способствует развитию словесного творчества детей. Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов . Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было. Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием. Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Слайд 9

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

Слайд 10

Задания по картинке: 1.Рассказ –игра 2.Вопросы к рассказу (ответ дается полным предложением) 3.Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ 4.Самостоятельный рассказ ребенка.

Слайд 11

Задания по картине: -расширяем запас знаний. -составляем предложения по опорным словам -составление рассказа по вопросам. - самостоятельный рассказ

Слайд 12

1.Анализ содержания картины 2.Активизация процессов,необходимых для рассказывания. 3.Составление исходного рассказа по картинке 4.Планирование творческого рассказа 5.Составление творческого рассказа

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.В дошкольном возрасте ребенок способен не т...

Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников

В данной статье представлен материал по средствам, методам и приемам развития словесного творчества дошкольников различных возрастных групп....

Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»

     Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...

Мастер-класс "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"

Презентация мастер-класса "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"....

Консультация "Формы и методы работы по развитию словесного творчества дошкольников"

Консультация "Формы и методы работы по развитию словеского творчества дошкольников"...