Развитие художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников.
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Презентация посвящена формированию и развитию одного из основных компонентов речи- связной речи, творческого рассказа, умению мыслить и рассуждать, соблюдая определенный план и закономерность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 682.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни . Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Ребенок , который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Понятие художественно-речевой деятельности детей многогранно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказами, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек . При этом происходит быстрое освоение детьми образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества - придумывание сказок, загадок, театрализация произведений. Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник художественно-речевой активности дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках , прибутках , загадках, поговорках расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки , приговорки, попевки . Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи в младших группах .Вслушиваясь в слова потешки , их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки . Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая потешки во время таких действий, воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).
В ходе работы педагогами в более старших группах также используются загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно использовать в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка . Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни .
Что способствует развитию словесного творчества детей. Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов . Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было. Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием. Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .
Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .
Задания по картинке: 1.Рассказ –игра 2.Вопросы к рассказу (ответ дается полным предложением) 3.Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ 4.Самостоятельный рассказ ребенка.
Задания по картине: -расширяем запас знаний. -составляем предложения по опорным словам -составление рассказа по вопросам. - самостоятельный рассказ
1.Анализ содержания картины 2.Активизация процессов,необходимых для рассказывания. 3.Составление исходного рассказа по картинке 4.Планирование творческого рассказа 5.Составление творческого рассказа
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесное творчество дошкольников
Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...
статья «Инновационные формы работы с детьми по связной речи как способ развития художественного речевого творчества дошкольников»
из опыта работы учителя-логопеда...
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.В дошкольном возрасте ребенок способен не т...
Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников
В данной статье представлен материал по средствам, методам и приемам развития словесного творчества дошкольников различных возрастных групп....
Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»
Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...
Мастер-класс "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"
Презентация мастер-класса "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"....
Консультация "Формы и методы работы по развитию словесного творчества дошкольников"
Консультация "Формы и методы работы по развитию словеского творчества дошкольников"...