Статья на тему: "Как же работать над развитием словарного запаса у детей?"
статья (подготовительная группа)

Беззубцева Наталья Юрьевна

Чтобы дети с задержкой речевого развития могли запомнить то или иное слово, им надо его услышать большее количество раз, чем их ровесникам по возрасту. Из этого следует необходимость закрепления словарного запаса и родителями.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_nad_razvitiem_slovarnogo_zapasa_u_detey.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Как же работать над развитием словарного запаса у детей?»

 

         Чтобы дети с задержкой речевого развития могли запомнить то или иное слово, им надо его услышать большее количество раз, чем их ровесникам по возрасту. Из этого следует необходимость закрепления словарного запаса и родителями.    

При изучении любой лексической темы желательно рассмотреть картинки в книгах, например Косиновой Е.М. «Моя первая книга знаний» или Теремчук, которые помогут детям систематизировать сведения об окружающем мире, расширить словарный запас, развить грамматический строй речи. Материал в этих книгах расположен по лексическим темам.

  Во время работы необходимо убедиться в том, что ребенок запомнил названия, например: «Назови овощи, фрукты, домашних животных и т.п.»

Если ребенок плохо говорит, пусть покажет: «Покажи, где ...», Потом попросите плохо говорящего ребенка самостоятельно показать и назвать, например, диких животных наших лесов).

    Проводится работа:

а) над родовыми понятиями.

Спросите, например, как назвать волка,  медведя, зайца, одним словом (тема «Дикие животные»). Как назвать морковь, капусту, лук, картошку, одним словом (тема «Овощи») и т.п.

б)  Работа по запоминанию частей тела.

«Покажи, где лапы, туловище, голова, грива, хвост и т.д.» (тема «Птицы», «Дикие животные». «Домашние животные».)

в)Работа над деталями.

«Покажи, где крышка, ручка, носик...» (темы «Посуда», «Мебель», «Транспорт»)

г)Работа над глагольной лексикой.                                                                          

«Как   передвигается,   как   голос   подает   и   т.д.»   (тема      «Дикие   и   домашние животные»)

«Кипит, варится и т.д.» (тема «Посуда», «Продукты питания»)

Понятие о родовой принадлежности, практическое употребление падежных окончаний единственного и множественного числа существительных, правильное употребление предлогов легко формировать через настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки», «Чего не стало?».

 В игре участвуют несколько детей, уровень развития речи у всех разный. Речь детей с более высоким уровнем развития грамматического строя речи благотворно влияет на речь детей с выраженными речевыми недостатками. Роль ведущего во время игры «лото» сначала выполняет педагог, а затем сами дети. Игры можно подобрать по лексическим темам, что служит уточнению, расширению и активизации словарного запаса.

Настольная игра «Лото» 

Ведущий: Чья лиса? Игрок: Моя лиса (И.п). Я закрываю лису (В.п) лисой (Т.п). Ведущий: Чей бобер?Игрок: Мой бобер (И.п). Я закрываю бобра (В.п) другим бобром (Т.п). В безударной позиции: Ведущий: Чей волк? Игрок: Мой домик (И.п). Я закрываю волка (В.п) волк[ам] (Т.п). Ведущий: Чья белка? Игрок: Моя белка (И.п). Я закрываю белку (В.п) другой белк[ай]. Игру «Лото» можно проводить и по другим правилам. Здесь уже отрабатывается практическое употребление предлога «на» и только окончания Винительного падежа: Ведущий: Чья лиса? Игрок: Моя лиса. Я кладу лису на лису. … волка на волка.

Настольная игра «Домино» В игре «Домино» удобно отрабатывать падежные окончания Винительного и Дательного падежей.

 Например: Я кладу лису к лисе. Я кладу домик к домику. Здесь же отрабатывается практическое употребление предлога [к].

Настольная игра «Парочки» В игре «Парочки» удобно отрабатывать практическое употребление Винительного падежа и окончаний множественного числа существительных. Игрок: Я нашел жука и жука. У меня жуки. Парочка получилась. Игрок: Я нашел козу и козу. У меня козы. Парочка получилась. Настольная игра «Чего не стало?»

Окончание Родительного падежа существительных удобно отрабатывать в игре «Чего не стало?». В этой игре формируется понятие «ряд», необходимое для фонематического анализа. Какая картинка первая? … последняя? Покажи вторую картинку. Например: - Кого не стало? Лисы. - Кого не стало? Кота. Во всех этих настольных играх развивается фонематический слух. Даже если ребенок не удерживает слоговую структуру слова, этого не надо требовать, главное, чтобы он правильно произнес окончания: белку белк[ай], домик домик[ам], лису лисой, кладу собаку к собак[и], змею к зме[йэ], нет дома (кота лисы белки).

 Как видите, развитие фонематического слуха тесно связано с формированием грамматических обобщений. Во время проведения настольных игр удобно автоматизировать правильное произношение звуков, их дифференциацию. Здесь подбирается материал, насыщенный отрабатываемыми звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Взаимосвязь в работе по развитию творческих способностей с другими специалистами».

Творчество детей дошкольного возраста содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых: создавать собственную ска...

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

Практические методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию словарного запаса. В помощь воспитателю.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи. А так как дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона...