Коррекционная работа по формированию связной речи дошкольников
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

Коррекционная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекционная работа по формированию связной речи дошкольников»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

В коррекционной  работе по формированию речи  детей мне помогает использование моделей и мнемосхем.

Я их использую для:  обогащения словарного запаса,
                          описания предметов, картинок, картин
                          при обучении составлению рассказов,
                          при пересказах художественной литературы,
                          при отгадывании и загадывании загадок,
                          при заучивании стихов.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Одновременно решают следующие задачи:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
  • кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном    графическом воспроизведении информации

Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 

Приёмы мнемотехники :Модели, картинография, коллажи планы-схемы, мнемотаблицы.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,  но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет,когда у них накоплен основной словарный запас.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинается   работа  с   простейших мнемоквадратов,последовательно переходя  к мнемодорожкам,   и позже - к  мнемотаблицам.

Простейшие символы в мнемотехнике – мальчик, девочка, цвет, вкус, какой на ощупь ит.д.

Составление описательного рассказа помогают различные символы:

- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;  

 - через символ «рука» —  фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый ит.д.);

 - через символ «рот» — вкусовые ощущения

  • через символ «ухо» — способы обнаружения       предмета.  И т.д.

Давайте попробуем составить описательный рассказ любимая игрушка – машинка. Для этого используем план – схему.

1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)  2. Форма. (Какой она формы?)

3. Мячи. (Какого размера игрушка?)   4.Образцы материала. (Из какого материала сделана игрушка?)

5. Детали. (Назови ее детали.)    6.Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она красного и желтого цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик большого размера. Машина сделана из пластмассы. У неё есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях  аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года». Содержание символических изображений: «солнце», «небо», «земля», «деревья», «птицы», «звери», «люди».  

Использование мнемотаблиц значительно облегчает пересказ детьми художественной литературы: сказок, рассказов, а также стихотворений и загадок.

На дворе звенит капель,

по полям бежит ручей, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и зацвел подснежник.

Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость,    застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Коррекционная работа по формированию связной речи дошкольников » Учитеь – логопед : Араева О.В.

Слайд 2

Проблемы речи детей дошкольников Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 3

В коррекционной работе по формированию связной речи детей мне помогает использование моделей и мнемосхем. обогащения словарного запаса, описания предметов, картинок, картин при обучении составлению рассказов , при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Я их использую для:

Слайд 4

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 5

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа . Одновременно решают следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

Слайд 6

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Приёмы мнемотехники : - Модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные, символические изображения); - картинография; - коллажи; - планы-схемы; - мнемотаблицы.

Слайд 7

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному . Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Слайд 8

Простейшие символы в мнемотехнике

Слайд 9

Составление описательного рассказа: - через символ «глаз » дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения; - через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый ит.д.); - через символ «рот» — вкусовые ощущения через символ «ухо» — способы обнаружения предмета. И т.д.

Слайд 10

Любимая игрушка - машинка.

Слайд 11

Тема « Игрушки». Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она красного и желтого цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик большого размера. Машина сделана из пластмассы. У неё есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4.Образцы материала. (Из какого материала сделана игрушка?) 5. Детали . (Назови ее детали.) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Слайд 12

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года». Содержание символических изображений: «солнце», «небо», «земля», «деревья», «птицы», «звери», «люди».

Слайд 13

Пересказ художественной литературы

Слайд 14

На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник. Заучивание стихотворения «Весна»

Слайд 15

Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.

Слайд 16

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...

Методическая разработка " .Театрализованная деятельность - как метод коррекционной работы по формированию связной речи у детей с ЗРР. "

Актуальность. Развитие речи – очень важный раздел во всех дошкольных образовательных программах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, ...

"Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией"

Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.Связная речь должна отражать все стороны своего предметно...