проект - развитие зрительной памяти как средство профилактики и коррекции дисграфии у дошкольников.
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)
Опыт коррекции дисграфических нарушений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_18-19_god.docx | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 18»
УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
на тему
«Развитие зрительной памяти как средство коррекции и профилактики дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и воспитателя»
Автор проекта: учитель-логопед:
Ложникова Кристина Валерьевна
п. Увельский
2019г.
Содержание
- Паспорт проекта………………………………………………………..3
- Введение ………………………………………………………….……4
- Цели и задачи проекта……………………………………………..….7
- Содержание проекта…………………………………………………..8
- Ресурсы проекта………………………………………….……………9
- Целевая аудитория………………………………………………..…..9
- План реализации проекта…………………………………….………10
- Ожидаемые результаты……………………………………………….15
- Перспективы развития проекта………………………………….…..17
- Список литературы…………………………………………………..18
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
2.1. | Тема проекта | Развитие зрительной памяти как средство коррекции дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и воспитателя. |
2.2. | Адресация проекта | Процесс коррекционно-логопедической работы по устранению и профилактике дисграфии у дошкольников. |
2.3. | Участники проекта | Учитель-логопед, воспитанники логопедической группы, воспитатель. |
2.4. | Цель проекта | Определение коррекционно – педагогических условий, обуславливающих процесс преодоления и профилактики дисграфии у дошкольников. |
2.5. | Задачи проекта |
|
2.6. | Особенности проекта |
дисграфии, пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при дисграфии.
возможностей специальных упражнений по развитию зрительной памяти в деле устранения дисграфии, профилактики дисграфических расстройств и анализ его результатов. |
2.7. | Ресурсы проекта |
|
2.8. | Индикативные показатели |
|
Введение
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно, вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной
специфических его нарушений – дисграфий. Под дисграфией принято понимать - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Изучением дисграфии занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, М. Е. Хватцев.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.
Поэтому для устранения дисграфии необходима единая система коррекционно-логопедического воздействия, учитывающая механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.
Исследования ученых (Садовникова И.Н. Токарева О.А) показало, что хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память являются одним из условий школьной успеваемости. Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: формирования зрительного образа буквы; формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.д.
Следовательно, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи — как устной, так и письменной.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты. Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения.
Педагогическая проблема:
Нарушения письма и чтения влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.
Таким образом, проблема состоит в том, что в систему коррекционного обучения необходимо ввести методы проектов, которые позволят провести необходимую профилактику и коррекцию дисграфии не только на занятиях с логопедом, но и на повседневных занятиях в группе.
На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы взыскания:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности детей;
- статистическая обработка результатов эксперимента; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
От уровня развития зрительной памяти и восприятия зависит успешность в освоении письменной речи, поэтому я разработала комплекс игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.
Актуальность проекта данного заключается в том, что уже в дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться проблемам нарушения процесса письма его профилактики и своевременной коррекционной работе.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Профилактика дисграфии у старших дошкольников».
Цели и задачи проекта
Цель проекта: определение коррекционно-педагогических условий, обуславливающих процесс профилактики и преодоления дисграфии у дошкольников. (Заключается во внедрении в коррекционную работу учителя – логопеда и воспитателя, комплекса коррекционно – развивающих упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти с целью профилактики и коррекции нарушений письменной речи дошкольников с особыми образовательными потребностями).
Задачи проекта:
- Выявить уровень развития зрительной памяти и предрасположенность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к дисграфии путем логопедического обследования;
- Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у дошкольников;
- организовать взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в ходе выполнения коррекционных мероприятий;
- эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по профилактике и преодолению дисграфии у дошкольников;
- проанализировать результаты эффективности проведённой коррекционной работы.
Содержание проекта
Чтобы достигнуть поставленной цели и проверить, насколько реально выдвинута гипотеза, необходимо решить конкретные задачи на разных этапах проекта.
Первый этап (сентябрь – октябрь 2018г.)
Задачи:
- Диагностика нарушений речи дошкольников логопедической группы;
- Изучение особенностей зрительной, слуховой памяти у детей логопедической группы и специфические ошибки их письма;
Второй этап (ноябрь 2018г. – март 2019г.)
Задачи:
1. Разработать план экспериментальной работы, ее методическое обеспечение.
2. Организация взаимодействия логопеда с воспитателем.
Третий этап (апрель – май 2019 г.)
Задачи:
1. Исследование состояния речи дошкольников по результатам коррекционной работы с введением игр и упражнений по развитию зрительной памяти;
2. Статистическая обработка результатов;
3. Анализ эффективности и теоретическое осмысление результатов, выводы.
Ресурсы проекта
Проект рассчитан сроком на один год обучения. В проекте принимали участие учитель – логопед, воспитатель, воспитанники логопедической группы.
В ходе выполнения проектной работы использовались материалы учебной, научной и методической литературы, результаты практических исследований отечественных специалистов-логопедов, публикации в специализированных периодических изданиях, посвященные проблеме преодоления дисграфии.
Для подготовки коррекционно – развивающих упражнений и игр я использовала:
- В диагностике обследования речи я ориентировалась на труды Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой.
- Разработки И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия (Зрительная память. М., 1993).
- Разработки занятий Каше Г.А.
Целевая аудитория
Принципы отбора:
По результатам обследования речи дошкольников, в начале учебного года (2018г.) была выделена группа дошкольников с нарушениями речи.
Целевая группа:
Дети логопедической группы, всего 14 детей, возраст 6-7 лет. Все дети с тяжелыми нарушениями речи. Из них 3 детей-инвалидов, есть дети с сочетанными нарушениями.
У данной группы детей в письменных работах наблюдались специфические ошибки:
- ошибки звукового состава слова (замены букв, пропуски, перестановки, добавление, слитное написание частей слова при списывании);
- лексико-грамматические ошибки (нарушение согласования, управления, пропуски или добавление слов;
- графические ошибки (замена букв по количеству элементов, по пространственному расположению, общее искажение букв).
План реализации проекта:
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
Первый этап: сентябрь – октябрь 2018г. Цель: обследование устной и письменной речи, изучались специфические ошибки письма и определялся уровень развития зрительной памяти. | |||
1 | Диагностика речи учащихся | 3.09.2018 - 17.09.2018 | Учитель - логопед |
2 | Определение особенностей зрительной памяти | 18.09.2018г | Учитель - логопед |
Второй этап: октябрь 2018г. – март 2019г. Цель: подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста с особенностями в развитии. Внедрение комплекса упражнений и игр в занятия с воспитателем и на логопедические занятия. | |||
1 | Подбор коррекционно-развивающих упражнений и игр | 24.09.2018г – 28.09.2018г | Учитель - логопед |
2 | Реализация комплекса игр и упражнений на логопедических занятиях и на уроках. | 01.-10.2018 – 31.03.2019г | Учитель – логопед, учитель класса |
Третий этап: апрель – май 2019 г. Цель: исследование состояния устной и письменной речи дошкольников по результатам коррекционной работы с введением игр и упражнений по развитию зрительной памяти; определить изменения уровня развития зрительной памяти дошкольников с речевыми нарушениями, принимавших участие в исследовании. | |||
1 | Повторное обследование письменной речи учащихся | 1.04.2019 – 12.04.2019 | Учитель - логопед |
2 | Повторное обследование зрительной памяти | 1.04.2019 – 12.04.2019 | Учитель - логопед |
3 | Анализ эффективности, теоретическое осмысление результатов, выводы. | 13.04.2019 – 17.04.2019 | Учитель – логопед Воспитатель группы |
На первом этапе проводилось обследование устной и письменной речи дошкольников, изучались специфические ошибки письма (тетради детей) и определялся уровень развития зрительной и слуховой памяти.
Для определения уровня развития зрительной памяти дошкольников было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации. Приложение 1.
Для обследования устной и письменной речи детей я использовала речевую карту и диагностику устной речи Т.А. Фотековой. Приложение 2.
Фиксировались следующие ошибки:
Нарушение фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова, лексико-грамматические ошибки, графические ошибки, ошибки языкового анализа.
Для анализа специфических ошибок использовала рабочие тетради.
Фиксировались следующие ошибки:
- ошибки звукового состава слова, при списывании;
-графические ошибки.
Ответственный за проведение 1 этапа учитель – логопед.
На втором этапе были подобраны коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста. Данные упражнения и игры проводились в течение учебного года на индивидуальных логопедических занятиях и на занятиях в группе. Приложение 3.
Ответственные за выполнения упражнений и игр учитель – логопед и воспитатель группы.
На третьем этапе проводилось повторное обследование устной и письменной речи дошкольников, проверка уровня развития зрительной памяти, после проведения с ними коррекционной работы. Влияние комплекса коррекционно – развивающих упражнений на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.
Для определения изменения уровня развития зрительной и слуховой памяти дошкольников с нарушениями речи, принимавших участие в исследовании, была проведена повторная диагностика (рис 1).
Рисунок 1.Сравнительный анализ
продуктивности выполнения проб
на зрительную и слуховую память
дошкольников.
Как мы видим, результаты зрительной памяти у детей, значительно улучшились. Значительно возросли показатели зрительной, слуховой и образной памяти.
Было сделано обследование устной и письменной речи учащихся.
Для определения эффективности проекта по преодолению дисграфии был проведен сравнительный анализ результатов.
Рисунок 2.Сравнительный анализ
устной и письменной речи
дошкольников.
Как мы видим по результатам анализа устной и письменной речи, у дошкольников повысился уровень:
- Фонематического восприятия на 30%;
- Звукослоговой структуры слова на 36%;
- Грамматический строй речи на 32%;
- Графомоторные навыки на 47%;
- Языковой анализ и синтез на 48%.
Так же мы видим положительную динамику в развитии зрительной, слуховой, и образной памяти, что значительно повысило графомоторные навыки детей.
- Зрительная память возросла на 42%;
- Слуховая память на 51%;
- Образная память на 48%.
Наибольший процент нарушений после проведения коррекционной работы составляют: лексико – грамматические ошибки (нарушение согласования; нарушение управления; слитное списывание и написание слов; замена букв по звуковому сходству.
Данные недостатки письменной речи могут быть исправлены в дальнейшем процессе обучения и логопедической работы.
Таким образом, результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы и подтверждают, что работа по профилактике и преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Занятия по тренировке зрительного восприятия и зрительной памяти не требуют дорогостоящего оборудования и не занимают много времени. Систематические упражнения не только повышают уровень зрительного восприятия и зрительной памяти, но и оказывают влияние на развитие мышления, тренируют внимание, стимулируют познавательную активность и воображение, приучают детей к выполнению разнообразных заданий, способствуют преодолению дисграфии. Можно сказать, что эти упражнения всесторонне влияют на развитие дошкольника.
Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению дисграфии являются:
- активизация высших психических функций, в том числе речевой памяти, внимания к языковым явлениям;
- улучшение навыков списывания, самостоятельного письма;
- повышение возможностей самоконтроля;
- укрепление психологического статуса ребенка;
- отсутствие или снижение количества ошибок, вызванных дисграфией.
Разработанная и реализованная в рамках данного проекта система коррекционно-логопедического воздействия по развитию зрительной памяти у детей дошкольного возраста достигла следующих целей:
улучшилось развитие:
- зрительного восприятия,
- анализа и синтеза,
-концентрации внимания,
-звуко-буквенного анализа;
-навыков работы с текстом.
произошло расширение:
- объема кратковременной зрительной памяти;
- механизма запоминания зрительного образа слова.
Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение количества специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей подтверждает необходимость введения игр и упражнений на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы по преодолению и профилактике дисграфии.
Таким образом, в ходе реализации проекта у дошкольников вследствие коррекционно-логопедической работы произошли следующие изменения:
- стала более успешной работа по преодолению речевых нарушений
-снизилось количество дисграфических ошибок;
- произошло стимулирование интереса дошкольников к коррекционным занятиям;
- повысилась эффективность коррекционной работы;
- повысилась мотивация к обучению.
Результаты проведенного в рамках данного проекта исследования подтверждают, что работа по профилактике и преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Перспективы развития проекта
Над изучением и внедрением данного проекта я работала в течение нескольких лет. Изначально в проекте принимали участие ученики начальных классов VII-VIII вида (2013-2014 учебный год), где проект подтвердил свою эффективность. В 2018 -2019 учебном году мною были подобраны новые коррекционно – развивающие упражнения и проект был запущен в дошкольном образовательном учреждении.
Работу по данной теме я продолжаю. Подбираю новые коррекционно-развивающие упражнения по развитию зрительной памяти, новые методы и приемы, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии. Разработанные ранее мною упражнения использую на логопедических занятиях, а также рекомендую их воспитателям, так как эти упражнения повышают познавательный интерес у детей к учебной деятельности, помогают преодолеть нарушения в речи, предупредить трудности в освоении дошкольниками образовательных программ.
Также начала работать и над новой темой «Кинезиотерапия – как метод
коррекционно-логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР», что является неотъемлемой частью профилактики и коррекции дисграфии.
Список литературы
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у дошкольников // Школьный психолог. — 2001. — № 15. — С. 8-9.
- Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. — М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. — 12 с.
- Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития»: Учеб. пособие. —М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.— 136 с.
- Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. — С.45-51.
- Выгодская И.Г. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии. //Школа здоровья, 1996, №№ 1, 2.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1999.
- Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. — М.: Владос, 1997.
- Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми страдающими задержкой психического развития // Логопедия. (Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н.) М.: 1998. – 342с.
- Новикова Н. В. Как подготовить руку ребенка к письму комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М.:2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию зрительной памяти, как средства коррекции смешанной дисграфии
Пособие расчитано для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в формировании навыков письма. Содержит различные игры и упражнения, построенные в игровой форме, которые н...
Обобщение опыта "Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии"
Опыт работы...
Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.- Совершенствовать умение сост...
Рекомендации для родителей. Физическое развитие как средства профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников
Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двиг...
«Развитие мелкой моторики как средство профилактики и коррекции нарушений речи».
Консультация для воспитателей и педагогов детского сада...
Проект на тему: «Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников».
Проект на тему: «Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»....
Мастер-класс на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»...