проект - развитие зрительной памяти как средство профилактики и коррекции дисграфии у дошкольников.
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Ложникова

Опыт коррекции дисграфических нарушений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_18-19_god.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 18»

УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

на тему

«Развитие зрительной памяти как средство коррекции  и профилактики дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и воспитателя»

     Автор проекта: учитель-логопед:

Ложникова Кристина Валерьевна

п. Увельский

2019г.

Содержание

  1. Паспорт проекта………………………………………………………..3
  2. Введение ………………………………………………………….……4
  3. Цели и задачи проекта……………………………………………..….7
  4. Содержание проекта…………………………………………………..8
  5. Ресурсы проекта………………………………………….……………9
  6. Целевая аудитория………………………………………………..…..9
  7. План реализации проекта…………………………………….………10
  8. Ожидаемые результаты……………………………………………….15
  9. Перспективы развития проекта………………………………….…..17
  10. Список литературы…………………………………………………..18

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

2.1.

Тема проекта

Развитие зрительной памяти как средство коррекции  дисграфии, через организацию совместной деятельности логопеда и воспитателя.

2.2.

Адресация проекта

Процесс коррекционно-логопедической работы по устранению и профилактике дисграфии у дошкольников.

2.3.

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитанники логопедической группы, воспитатель.

2.4.

Цель проекта

Определение  коррекционно – педагогических условий, обуславливающих процесс преодоления и профилактики дисграфии у дошкольников.

2.5.

Задачи проекта

  • выявить предрасположенность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к дисграфии,
  • разработать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе и создать условия по профилактике нарушений письма у данной категории детей в МБДОУ.
  • организовать взаимодействие логопеда с воспитателем в ходе выполнения коррекционных мероприятий.
  • эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у дошкольников.
  • проанализировать результаты эффективности проведённой коррекционной работы.

2.6.

Особенности проекта

  • Выявление особенностей нарушения письменной речи при

дисграфии, пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при дисграфии.

  • Проведение практического исследования

возможностей специальных упражнений по развитию зрительной памяти в деле устранения дисграфии, профилактики дисграфических расстройств и анализ его результатов.

2.7.

Ресурсы проекта

  • Человеческий
  • Информационный
  • Административный
  • Интернет  ресурсы

2.8.

Индикативные показатели

  • Профилактика дисграфии и ее ранняя коррекция
  • развитие интереса дошкольников к логопедическим занятиям;
  • повышение эффективности коррекционной работы у детей с ТНР

Введение

    В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно, вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

       Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

 Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной

специфических его нарушений – дисграфий. Под дисграфией принято понимать - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Изучением дисграфии занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, М. Е. Хватцев.

     У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.

    Поэтому для устранения дисграфии необходима единая система коррекционно-логопедического воздействия, учитывающая механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

    Исследования ученых (Садовникова И.Н. Токарева О.А) показало, что хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память являются одним из условий школьной успеваемости. Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: формирования зрительного образа буквы;  формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.д.

    Следовательно, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи — как устной, так и письменной.

     Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты. Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения.

Педагогическая проблема: 

      Нарушения письма и чтения влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

     Таким образом, проблема состоит в том, что в систему коррекционного обучения необходимо ввести методы проектов, которые позволят провести необходимую профилактику и коррекцию дисграфии  не только на занятиях с логопедом, но и на повседневных занятиях в группе.

     

    На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы взыскания:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения;
  • эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности детей;
  • статистическая обработка результатов эксперимента; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

     От уровня развития зрительной памяти и восприятия зависит успешность в освоении письменной речи, поэтому я  разработала комплекс игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.

      Актуальность проекта данного заключается в том, что уже в дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться проблемам нарушения процесса письма его профилактики и своевременной коррекционной работе.

    Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Профилактика дисграфии у старших дошкольников».

Цели и задачи проекта

Цель проекта: определение  коррекционно-педагогических условий, обуславливающих процесс профилактики и преодоления дисграфии у дошкольников. (Заключается во внедрении в коррекционную работу учителя – логопеда и воспитателя, комплекса коррекционно – развивающих упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти с целью профилактики и коррекции нарушений письменной речи дошкольников с особыми образовательными потребностями).

 Задачи проекта:

  • Выявить уровень развития зрительной памяти и  предрасположенность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к дисграфии путем логопедического обследования;
  • Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у дошкольников;
  • организовать взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в ходе выполнения коррекционных мероприятий;
  • эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по профилактике и  преодолению  дисграфии у дошкольников;
  • проанализировать результаты эффективности проведённой коррекционной работы.

Содержание проекта

   Чтобы достигнуть поставленной цели и проверить,  насколько реально выдвинута гипотеза, необходимо решить конкретные задачи на разных этапах проекта.  

Первый этап   (сентябрь – октябрь 2018г.)

Задачи:

  1. Диагностика нарушений речи дошкольников логопедической группы;
  2. Изучение особенностей зрительной, слуховой памяти у детей логопедической группы и специфические ошибки их письма;

Второй этап   (ноябрь 2018г. – март 2019г.)

Задачи:

 1. Разработать план экспериментальной работы, ее методическое обеспечение.

 2.   Организация взаимодействия логопеда с воспитателем.

Третий этап (апрель – май 2019 г.)

Задачи:

1. Исследование состояния речи дошкольников по результатам коррекционной работы с введением игр и упражнений по развитию зрительной памяти;

2.  Статистическая обработка результатов;

3.  Анализ эффективности и теоретическое осмысление результатов, выводы.

Ресурсы проекта

Проект рассчитан сроком на один год обучения. В проекте принимали участие учитель – логопед, воспитатель, воспитанники логопедической группы.

    В ходе выполнения проектной работы использовались материалы учебной, научной и методической литературы, результаты практических исследований отечественных специалистов-логопедов, публикации в специализированных периодических изданиях, посвященные проблеме преодоления дисграфии.

    Для подготовки коррекционно – развивающих упражнений и игр я использовала:

- В диагностике обследования речи я ориентировалась на труды Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой.

-  Разработки И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия (Зрительная память. М., 1993).

-  Разработки занятий Каше Г.А.

Целевая аудитория

Принципы отбора:

По результатам обследования речи дошкольников, в начале учебного года (2018г.) была выделена группа дошкольников с нарушениями  речи.

Целевая группа:

Дети логопедической группы, всего 14 детей, возраст  6-7 лет. Все дети с тяжелыми нарушениями речи. Из них 3 детей-инвалидов, есть дети с сочетанными нарушениями.

У данной группы детей в письменных работах наблюдались специфические ошибки:

 -  ошибки звукового состава слова (замены букв, пропуски, перестановки, добавление, слитное написание частей слова при списывании);

 -  лексико-грамматические ошибки (нарушение согласования, управления, пропуски или добавление слов;

- графические ошибки (замена букв по количеству элементов, по пространственному расположению, общее искажение букв).

План реализации проекта:

п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Первый этап: сентябрь – октябрь 2018г.

Цель: обследование устной и письменной речи, изучались специфические ошибки письма и определялся уровень развития зрительной памяти.

1

Диагностика речи учащихся

3.09.2018 - 17.09.2018

Учитель - логопед

2

Определение особенностей зрительной памяти

18.09.2018г

Учитель - логопед

Второй этап: октябрь 2018г. – март 2019г.

Цель: подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр, направленных на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста с особенностями в развитии. Внедрение комплекса упражнений и игр в занятия с воспитателем и на логопедические занятия.

1

Подбор коррекционно-развивающих упражнений и игр

24.09.2018г – 28.09.2018г

Учитель - логопед

2

Реализация  комплекса игр и упражнений на логопедических занятиях и на уроках.

01.-10.2018 – 31.03.2019г

Учитель – логопед, учитель класса

Третий этап: апрель – май 2019 г.

Цель: исследование состояния устной и письменной речи  дошкольников по результатам коррекционной работы с введением игр и упражнений по развитию зрительной памяти;

определить изменения уровня развития зрительной памяти дошкольников с речевыми нарушениями, принимавших участие в исследовании.

1

Повторное обследование письменной речи учащихся

1.04.2019 – 12.04.2019

Учитель - логопед

2

Повторное обследование зрительной памяти

1.04.2019 – 12.04.2019

Учитель - логопед

3

Анализ эффективности, теоретическое осмысление результатов, выводы.

13.04.2019 – 17.04.2019

Учитель – логопед

Воспитатель группы

На первом этапе проводилось обследование устной и письменной речи дошкольников, изучались специфические ошибки письма (тетради детей) и определялся уровень развития зрительной и слуховой памяти.

       Для определения уровня развития зрительной памяти дошкольников было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации. Приложение 1.

Для обследования устной и письменной речи детей я использовала речевую карту и диагностику устной речи Т.А. Фотековой. Приложение 2.

Фиксировались следующие ошибки:

Нарушение фонематического  восприятия, звукослоговой структуры слова, лексико-грамматические ошибки, графические ошибки, ошибки языкового анализа.

Для анализа специфических ошибок использовала рабочие тетради.

Фиксировались следующие ошибки:

- ошибки звукового состава слова,   при списывании;

-графические ошибки.

     Ответственный за проведение 1 этапа учитель – логопед.

  На втором этапе были подобраны коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста. Данные упражнения и игры проводились в течение учебного года на индивидуальных логопедических занятиях и на занятиях в группе. Приложение 3.

    Ответственные за выполнения упражнений и игр учитель – логопед и воспитатель группы.

      На третьем этапе проводилось повторное обследование устной и письменной речи дошкольников, проверка уровня развития зрительной памяти, после проведения с ними коррекционной работы. Влияние комплекса коррекционно – развивающих упражнений на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.

 Для определения изменения уровня развития зрительной и слуховой памяти дошкольников с нарушениями речи, принимавших участие в исследовании, была проведена повторная диагностика (рис 1).

Рисунок 1.Сравнительный анализ

продуктивности выполнения проб

 на зрительную и слуховую память

дошкольников.

     Как мы видим, результаты зрительной памяти у детей, значительно улучшились. Значительно возросли  показатели зрительной, слуховой и образной памяти.

     Было сделано обследование устной и письменной речи учащихся.

Для определения эффективности  проекта по преодолению дисграфии был  проведен сравнительный анализ результатов.

Рисунок 2.Сравнительный анализ

устной и письменной речи

дошкольников.

Как мы видим по результатам анализа устной и письменной речи, у дошкольников повысился уровень:

  • Фонематического восприятия на 30%;
  • Звукослоговой структуры слова на 36%;
  • Грамматический строй речи на 32%;
  • Графомоторные навыки на 47%;
  • Языковой анализ и синтез  на 48%.

Так же мы видим положительную динамику в развитии зрительной, слуховой, и образной памяти, что значительно повысило графомоторные навыки детей.

  • Зрительная память возросла на 42%;
  • Слуховая память на 51%;
  • Образная память на 48%.

Наибольший процент нарушений после проведения коррекционной работы составляют: лексико – грамматические ошибки (нарушение согласования; нарушение управления; слитное списывание и написание слов; замена букв по звуковому сходству.

  Данные недостатки письменной речи могут быть исправлены в дальнейшем процессе обучения и логопедической работы.

     Таким образом, результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы и подтверждают, что работа по профилактике и преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Занятия по тренировке зрительного восприятия и зрительной памяти не требуют дорогостоящего оборудования и не занимают много времени. Систематические упражнения не только повышают уровень зрительного восприятия и зрительной памяти, но и оказывают влияние на развитие мышления, тренируют внимание, стимулируют познавательную активность и воображение, приучают детей к выполнению разнообразных заданий, способствуют преодолению дисграфии. Можно сказать, что эти упражнения всесторонне влияют на развитие дошкольника.

 Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению дисграфии являются:

  • активизация высших психических функций, в том числе речевой памяти, внимания к языковым явлениям;
  • улучшение навыков списывания, самостоятельного письма;
  • повышение возможностей самоконтроля;
  • укрепление психологического статуса ребенка;
  • отсутствие или снижение количества ошибок, вызванных дисграфией.

Разработанная и реализованная в рамках данного проекта система коррекционно-логопедического воздействия по развитию зрительной памяти у детей дошкольного возраста  достигла следующих целей:

улучшилось развитие:

- зрительного восприятия,

- анализа и синтеза,

 -концентрации внимания,

 -звуко-буквенного анализа;

 -навыков работы с текстом.

произошло  расширение:

- объема кратковременной зрительной памяти;  

- механизма запоминания зрительного образа слова.

     Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение количества специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей подтверждает необходимость введения игр и упражнений на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы по преодолению и профилактике дисграфии.

      Таким образом, в ходе реализации проекта у дошкольников вследствие коррекционно-логопедической  работы произошли следующие изменения:

- стала более успешной  работа по преодолению речевых нарушений

-снизилось количество дисграфических ошибок;

- произошло стимулирование интереса дошкольников к коррекционным занятиям;

-   повысилась эффективность коррекционной работы;

- повысилась мотивация  к обучению.

    Результаты проведенного в рамках данного проекта исследования подтверждают, что работа по профилактике и преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Перспективы развития проекта

     Над изучением и внедрением данного проекта я работала в течение нескольких лет. Изначально в проекте принимали участие ученики начальных классов VII-VIII вида (2013-2014 учебный год), где проект подтвердил свою эффективность. В 2018 -2019 учебном году мною были подобраны новые коррекционно – развивающие упражнения и проект был запущен в дошкольном образовательном учреждении.

      Работу по данной теме я продолжаю. Подбираю новые коррекционно-развивающие упражнения по развитию зрительной памяти, новые методы и приемы, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии. Разработанные ранее мною упражнения использую на логопедических занятиях, а также рекомендую их воспитателям, так как эти упражнения повышают познавательный интерес у детей к учебной деятельности, помогают преодолеть нарушения в  речи, предупредить  трудности в освоении дошкольниками образовательных программ.

    Также начала работать и над новой темой «Кинезиотерапия – как метод

коррекционно-логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР», что является неотъемлемой частью профилактики и коррекции дисграфии.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у дошкольников // Школьный психолог. — 2001. — № 15. — С. 8-9.
  2. Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. — М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. — 12 с.
  3. Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития»: Учеб. пособие. —М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.— 136 с.
  4.  Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. — С.45-51.
  5. Выгодская И.Г. Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии. //Школа здоровья, 1996, №№ 1, 2.
  6. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1999.
  8. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. — М.: Владос, 1997.
  9. Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми страдающими задержкой психического развития // Логопедия. (Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н.) М.: 1998. – 342с.
  10.  Новикова Н. В. Как подготовить руку ребенка к письму комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию зрительной памяти, как средства коррекции смешанной дисграфии

Пособие расчитано для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в формировании навыков письма. Содержит различные игры и упражнения, построенные в игровой форме, которые н...

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Рекомендации для родителей. Физическое развитие как средства профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двиг...

«Развитие мелкой моторики как средство профилактики и коррекции нарушений речи».

Консультация для воспитателей и педагогов детского сада...

Проект на тему: «Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников».

Проект на тему: «Логоритмика, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников»....

Мастер-класс на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»...