"Разнообразие упражнений для автоматизации звука на логопедических занятиях"
тренажёр по логопедии

Лисёнкова Елена Борисовна

Предлагается ряд упражнений по автоматизации изолированного звука и в слоге на логопедических занятиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Выполняя данные задания, мы работаем над коррекцией звукопроизношения а так же развиваем высшие психические функции: внимание, память, ритм (слуховое восприятие), мелкую моторику, зрительное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochka.doc874 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка №1

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка №2

- Развитие графомоторных навыков «Обводилки»

Использование пособия

  Зегебарт Г.М. «Обводилки»

- развитие мелкой моторки, графомоторных навыков и тренировка межполушарного взаимодействия

Произносить слог и одновременно обводить рисунок, либо заштриховывать его.

«Заборчики» или  «Дорожки»
произносить звук (слог),

 рисуя «заборчики»;

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка №3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка №4

«Раскраска»,  «Штриховка».

Произносить звук (слог), одновременно обвести, раскрасить либо заштриховать (справа налево, либо сверху вниз и т.п.)

    - развитие мелкой моторки, графомоторных навыков и ориентировки в пространстве

raskraska-grusha.jpg

« Резиночки»

Автоматизация произношения поставленных звуков с одновременным развитием мелкой моторики пальцев рук.

Меняя пальцы, произносим ряд слогов с поставленным  звуком.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 5

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 6

«Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики пальцев рук и пространственной  ориентировки  с использованием мелких предметов.

Произносить звук,(слог),  поднимая  маленький мячик  со стола,           меняя пальцы:

 1,2;  1,3;  1,4; 1,5.

 1,2;  2,3;  3,4;  4,5.

 1,5;  1,4;  1,3;  1,2.

 

Сначала правой, потом  левой.

Затем обеими.

«Катушки»

Раскатывая катушку по столу ладонью, произносить звук, слог с автоматизируемым звуком. Так же можно отрабатывать звук, наматывая

ленточку на катушку

 «Оригами». 

Совместно с педагогом ребенок собирает из бумаги поделку. Проговаривая заданный логопедом звук, слог, слово.

 Например, собирая пароходик, выполнять артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

«Пароход» - [Л],  «Самолёт» -  [Р]  

« Птицу» -    [Ч],  « Змейку» -  [Ш]  и т.д.

                                       

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 7

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 8

«Голос»

Развитие силы голоса.
С использованием сигнальных карточек (в виде колокольчиков отличающихся размером.

В зависимости какую  карточку  покажет логопед ребёнку,

 с такой силой голоса  он будет произносить                                      

 звук, слог, либо  (цепочку слогов).

                                                                 

«Послушай и повтори» 

  - развитие чувства ритма.

Логопед отстукивает или прохлопывает определённый ритм.

 

I  II  I  II  I  II  

II  II  II  II  II

I  III  I  III  I  III

Ребёнок отстукивает заданный ритм, одновременно проговаривая отрабатываемый звук, (слог); возможно  пропевание знакомой  мелодии

Например, на мотив  песни «В лесу родилась елочка» , «Чунга-Чанга».

                 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 9

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 10

 «Будь внимательным».

Развитие слухового внимания

- Послушай, сколько раз я прохлопаю, столько раз ты повторишь  

звук (слог).

-Сосчитай, сколько раз я постучу по столу, произнеси звук (слог) на один раз больше / меньше.

-  Послушай, сколько раз я топну ногой, столько раз ты повторишь  

звук (слог). Педагог топает, стучит по столу, хлопает в ладоши. Ребёнок должен выбрать  и сосчитать  только топот ногой.

- «Игра наоборот» ребенок  задает задание,  педагог выполняет.

Ребенок контролирует, исправляет.

«Собери картинку».

 Развитие  зрительного восприятия.

Произносить звук, одновременно собирая фигуру либо картинку.

Здесь можно применить «Кубики Кооса» или игра «сложи узор»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 11

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Карточка № 12

«Кубик»  - развитие слухового внимания,  элементарных                                                    математических  способностей.

Бросаем игровой  кубик, сколько точек на верхней грани, столько же раз  повтори звук (слог), или на один меньше, (на один больше).

Можно бросать кубик по очереди. Ребёнок должен контролировать выполнение задания другого игрока (и в количестве и в четком произношении).

«Найди и прочти».

Автоматизвция звука в слоге..
Развитие пространственной ориентировки.
Найди и прочитай  2-ой столбик справа снизу вверх, третью строку снизу справа налево. и т.д.  (на примере автоматизации звука  [Л] )

ла

ло

лу

лы

ал

ил

лу

ол

лэ

лу

ла

ло

ил

ол

ал

лы

ло

лэ

ло

ла

лы

ал

ул

ла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений по автоматизации звуков

Картотека игр и упражнений по автоматизации звуков...

Логопедические упражнения для автоматизации звуков.

Процесс автоматизации звуков – это монотонные упражнения, которые очень быстро утомляют малыша. Задача логопеда помочь ребёнку избежать скуки, увлечь ребёнка нестандартными игровыми приёмами.В ходе ав...

Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"

Материал   адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах.  Речевой  материал подобран таким образом, чтобы ...

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Логопедическое упражнение для автоматизации звука Р в сочетании звуков ТР

Упражнение позволякет многократно повторить отрабатываемый звук, сохраняя интерес ребёнка к деятельности...